mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Суббота 18 августа

ТГПУ сегодня: педагог — это престижно

Возврат к списку

18.05.2018 00:00

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА и пресс-службы ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Наука/Образование ТГПУ сегодня: педагог — это престижно



В декабре прошлого года в послании Тульской областной думе губернатор Алексей Дюмин предложил объявить 2018 год в регионе годом образования и новых знаний и пояснил емкость этого понятия — развитие ранней профориентации и дуального образования, поддержка научной, экспериментальной, творческой деятельности молодежи. В марте о ранней профориентации и поддержке творчества молодых в рамках национального проекта «Билет в будущее» в Послании Федеральному Собранию говорил уже Президент России Владимир Путин.

…Кванториум и творческий индустриальный кластер «Октава», дуальное образование и центры поддержки одаренных детей, сотрудничество школ с предприятиями и научными институтами, поощрение наиболее успешных юношей и девушек на уровне губернатора и правительства — всё это для туляков и жителей области реалии сегодняшнего дня. Безусловно, свою роль здесь сыграла и заинтересованность представителей экономического сектора в притоке свежих высокообразованных и квалифицированных кадров, и политическая воля руководства страны и региона.

Но не стоит забывать еще и о том, что за всеми поисками, творческими и научными успехами, производственными и личными достижениями молодых всегда стоит педагог. Учитель. Воспитатель и наставник. От его профессионализма, личных и деловых качеств зависит многое. Какими они будут — учителя завтрашнего дня? Об этом нам рассказали в ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

Востребованная профессия

С этим легко соглашается ректор Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого Владимир ПАНИН. И первое, с чего он начинает разговор,— это престиж педагогической профессии.

— В этом году Минобрнауки РФ увеличило нам количество бюджетных мест, пусть немного, но всё же… Это говорит о востребованности профессии, ведь 65% от их общего объема — это педагогическое направление подготовки,— рассказывает Владимир Алексеевич.— Радует и то, что у нас постоянно растет конкурс, в том числе и на те специальности, которые раньше особенно востребованными у абитуриентов не считались. Например, наряду с традиционно популярными факультетами иностранных языков, истории и права, математики, физики и информатики в последнее время повышается спрос на такие специальности, как «Начальное образование», «Дошкольное образование». То есть речь — о чисто педагогических профессиях.

К слову сказать, ТГПУ им. Л. Н. Толстого пользуется популярностью не только у молодых туляков и жителей региона. В вузе учатся студенты более чем из 50 регионов. И речь не только о соседних территориях — поступают в вуз молодые люди из Якутии, Бурятии, Красноярска, Дагестана… Поступают москвичи и ребята из ближнего к столице Подмосковья… И не просто поступают — учатся с увлечением.

Третьекурсник Вячеслав КУЧЕРСКИЙ третий в большой семье учится на факультете истории и права. Два его брата уже получили дипломы. Самый старший — Виталий — работает в органах государственной власти региона; Владислав преподает в школе и попутно осваивает право. В школу собирается и сам Вячеслав. А дома, меж тем, подрастают еще двое Кучерских. Одному из них предстоит делать выбор уже в нынешнем году.

А «виноват» в появлении династии историков глава семейства. Для него история была увлечением, к которому он приохотил сыновей.

— Я выбирал вуз целенаправленно, хотел стать хорошим учителем истории,— объясняет Вячеслав.— И братья рассказывали о том, что на нашем факультете сильные педагоги, увлеченные своим делом. Конечно, не всё сразу же заладилось, но в университете всегда помогают тем, кто хочет учиться. Так что первая моя «тройка», полученная в первую же сессию, стала, надеюсь, последней.

Учение с увлечением

А возможностей увлечь и увлечься в университете множество. Никита БИЛЕНКО уже с третьего курса преподавал в лицее, который сам в свое время и окончил. Еще в его студенческом «портфолио» — работа на кафедре истории и археологии, в научных экспедициях и собственно в научном обществе вуза. Сегодня он аспирант, но педагогическую деятельность не прекращает. Говорит, что это не просто не мешает, а даже помогает в научных изысканиях, ибо теория без практики — ничто. Утверждает, что помимо пользы работа в лицее приносит ему колоссальное удовлетворение.

— В прошлом году чуть не половина моих выпускников-лицеистов выбрала для дальнейшей учебы факультет истории и права,— говорит молодой педагог.— представляете, как это приятно…

Работа на кафедре тоже органично вписывается в рабочий график Никиты.

— Заниматься наукой в наше время не так уж просто — нужен доступ к источникам, в том числе и к закрытым, требуются контакты, серьезное администрирование — всё это, как правило, университет берет на себя,— рассказывает аспирант.— И то, что ты работаешь в коллективе единомышленников, людей, фанатично преданных науке, всегда готовых со знанием дела обсудить ту или иную проблему,— тоже поддержка, да еще какая!

Впрочем, наука — не единственная возможность профессионального роста в вузе. Здесь находят применение своим талантам спортсмены, художники, артисты. Особая тема — общественные активности с широчайшим выбором возможностей — от волонтерской деятельности, которая, как здесь считается, необходима каждому педагогу, до опытов управления… родным вузом.

Михаил ДЬЯЧЕНКО учится на втором курсе факультета математики, физики и информатики. И возглавляет студсовет ТГПУ.

Говорит, что на его выбор повлияла не только проверенная и неоднократно подтвержденная информация о том, что именно в педуниверситете хорошие педагоги помогут получить востребованную рынком специальность, но и «большой выбор активностей». Ради этого парень, по собственному признанию, ежедневно ездит за 40 км из пос. Ревякино. И учеба, конечно, тоже среди приоритетов, потому что неуспешный студент во главе органа студенческого самоуправления — это как минимум странно.

А еще Михаил любит музыку. И твердо намерен создать рок-группу. Ничего невозможного — единомышленники есть, а в вузе всегда помогут с организацией и обеспечением всем необходимым.

Вуз равных возможностей

У ТГПУ есть договоры со школами, предприятиями и организациями. Каждый год для специалистов департамента профессиональной ориентации и содействия трудоустройству выпускников начинается с… родительских собраний в школах.

— Мы стараемся побывать во всех учреждениях образования, рассказать об университете, о его возможностях и преимуществах,— говорит директор департамента Светлана БУДНИКОВА.— Должна сказать, что эта информация очень востребована. Бывает, что собрания затягиваются, но родители не спешат домой — им важно не ошибиться в выборе профессии для детей.

Впрочем, выбор этот можно сделать и без собраний. ТГПУ им. Л. Н. Толстого совместно с МГУ разработал и применяет систему компьютерного тестирования с целью профориентации, в том числе и ранней, а также дальнейшего построения карьеры.

— Наши исследования позволяют дать рекомендации не только при выборе специальности, но и в выстраивании дальнейшего профессионального пути,— рассказывает Светлана Петровна.— Само тестирование занимает от часа до полутора, зато от скольких разочарований, а то и трагедий эти час-полтора уберегут человека!

Тестирование может пройти любой желающий, начиная от пятиклассника, кончая зрелыми и состоявшимися людьми. Делается исследование за более чем умеренную плату в 600 рублей (для сравнения, в МГУ прайс начинается с трех тысяч). Но в педуниверситете стараются, чтобы услуга была доступной, даже тем семьям, где трое деток, например.

Казалось бы, какие еще исследования и рекомендации — есть балл для зачисления в вуз — чего еще? Не прошел конкурс — сам виноват!

Оказывается, в тульском педагогическом студентов изначально не делят на отличников и двоечников.

— Даже при очень средней успеваемости увлеченность предметом и стремление к личностному и профессиональному росту иногда являют чудеса,— поясняет проректор по учебной работе Светлана Краюшкина. И рассказывает, что предложила провести семинар в группе студенту-второкурснику с блестящими знаниями и способностями, но парень как-то растерялся — видно, пока это «не его». А вот девочка-старшекурсница, не отличавшаяся особыми успехами, с заданием справилась с блеском: и рассказывала интересно, и работоспособность аудитории поддерживала грамотно. Оказалось, она только что после педагогической практики.

— Говорит: после работы в школе мы можем всё,— улыбается Светлана Владимировна.— Равные возможности предоставляются студентам с ограничениями по состоянию здоровья. Им у нас всегда идут навстречу. За ними закрепляется специальный педагог, им помогают товарищи. Да и администрация университета относится с пониманием. Здесь никогда не отправят на верхние этажи студентов, у которых есть трудности с передвижением…

Ну а социальное равенство в ТГПУ обеспечивает четко выстроенная система ценностных ориентиров. Здесь нет мажоров и деток высокопоставленных родителей. То есть они, быть может, и есть, но в этом качестве себя совсем не проявляют. Просто в этом вузе ценится и поощряется совсем-совсем другое…

Мифы — это просто мифы

Самое распространенное заблуждение касается дальнейшей судьбы выпускников педвузов. И, кстати, шутка про то, что их в перспективе ждет касса в МакДоналдсе — это не более, чем миф. Степень востребованности педагогов одна из самых высоких в стране, ведь педвузов осталось чуть больше сорока.

— 85% наших выпускников успешно трудоустраиваются сразу же после получения диплома, причем большая часть работает по специальности,— говорит С. П. Будникова.— самые дальновидные начинают работать еще во время учебы. Во всех школах мы бываем, со всеми есть договорные отношения…

— И работают ребята не только в школах,— продолжает С. В. Краюшкина.— Наших ребят охотно берут в органы государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней. Среди выпускников — и депутаты Государственной Думы. Есть спрос на специалистов с педагогическим образованием в органах внутренних дел — здесь ценится их умение находить общий язык с человеком, в особенности с подростком. В редакциях и музеях — тоже наши работают. В Музее оружия, например, большинство, начиная с директора Н. И. Калугиной,— выпускники ТГПУ им. Л. Н. Толстого. То же — в Музее-заповеднике «Куликово поле».

Специалистов, которых готовит пед — университет, высоко ценят промышленные предприятия. Сейчас мало где не требуются грамотные айтишники, программисты. Химиками интересуются в Узловой и Новомосковске, а на Алексинском химкомбинате создана даже базовая кафедра — здесь не только готовят нужных предприятию специалистов, но и занимаются серьезными научными исследованиями… И почти весь педсостав самого университета — это его выпускники.

Но всё же большая часть идет в школу.

Александру СУХОРУКОВУ еще до защиты им кандидатской диссертации много раз предлагали работу в родном университете. Он, как представитель работодателя, по договору сотрудничает с вузом. Но работу менять не хочет — так и остается заместителем директора Яснополянской школы.

Во-первых, я — из педагогической династии, поэтому уже при поступлении знал, что пойду в школу, и был готов к этому,— объясняет он свой выбор.— И потом, у нас школа особая, основанная по заветам Л. Н. Толстого. В ней и учиться и преподавать престижно.


Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама