Дети звонят, когда им страшно

Назад

18 мая 2018 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: соцсети

Детский телефон доверия действует в Тульской области с 2010 года, за это время консультанты-психологи приняли десятки тысяч звонков — не только от детей, но и от их родителей, учителей и просто тех, кому требуется экстренная психологическая помощь.

Конфиденциальность прежде всего

Телефон доверия — служба анонимная, поэтому мы не имеем права указывать ее адрес, а также имена людей, отвечающих на звонки. Кстати, они работают под псевдонимами — это вопрос их безопасности, и не только психологической, но и физической, ведь иногда обращения связаны с проблемой семейного насилия. Анонимность гарантируется и тем, кто звонит,— данные о телефонных беседах с ними сотрудники службы имеют право открывать только по решению суда.

Впрочем, бывают ситуации, когда психологу приходится принимать решение и жертвовать правилом анонимности ради спасения ребенка.

— В моей практике был такой случай,— рассказывает психолог, консультант и супервизор детского телефона доверия Нина Васильева (имя изменено).— Звонила девочка-подросток, сказала, что наглоталась таблеток, и это было похоже на правду: голос ее слабел, угасал… Сказала адрес, я тут же позвонила в МЧС и «скорую», но там ответили, что такого адреса в Туле не существует. Единственное, что я смогла сделать — зацепилась за имя психолога, к которому эта девочка, по ее словам, ходила. Быстро нашли эту женщину, она позвонила маме — и та срочно поехала домой. Девочке сделали промывание желудка — всё обошлось… Я понимала, что выбора у меня не было, тем не менее всё равно чувствовала себя ужасно, потому что нарушила конфиденциальность. Потом даже обсуждала эту ситуацию с клиническими психологами.

Нина Алексеевна по первому образованию инженер, психология — ее вторая и главная в жизни профессия. Она вырастила двоих сыновей, сейчас занимается внуками — их у нее четверо, скоро будет пятый. Большую часть жизни работала с детьми — как преподаватель, воспитатель и психолог.

— Приходилось работать в школах, лицеях, оздоровительных лагерях, в том числе и в частных,— рассказывает она.— И я сделала главный вывод: главное, что необходимо всем детям — живут они на Рублевке или в обычной семье,— любовь родителей.

Проверка на вшивость

Нина Васильева была первым тульским сотрудником службы детского телефона доверия, созданной в 2010 году. Ее профессиональный опыт соответствовал строгим требованиям к таким специалистам, тем не менее ей пришлось пройти дополнительное обучение — в Тульском центре социально-психологической помощи молодежи «Шанс», а также в Москве и Санкт-Петербурге. Линия заработала 21 апреля 2011 года — тогда только один телефон, по будням, с 9.00 до 17.00. Конечно, этого оказалось недостаточно. Сегодня в Тульской области действуют три дневные службы и одна ночная: с 6 часов вечера до 6 часов утра.

— Наша задача — в любой ситуации говорить с детьми так, чтобы они чувствовали себя в безопасности, понимали, что к ним относятся с вниманием и уважением,— говорит Нина Алексеевна.— Многие начинают с розыгрыша или провокации: звонят и сбрасывают, смеются в трубку, пугают или матерятся. Что называется, проверяют на вшивость. Но если ты правильно реагируешь, чем-то цепляешь ребенка, может завязаться разговор, который на самом деле ему так необходим. У детей — те же эмоции, страхи, разочарования, что и у взрослых, только они еще не умеют с ними справляться. Они честнее, милосерднее, жертвеннее взрослых, всегда стоят на защите своих родителей, даже если те их обижают…

Психолог рассказывает о беседе с девочкой-инвалидом, жалующейся на жестокость отца. Однажды утром он, грубо обувая дочь, сделал ей больно. Девочка вскрикнула: «Папа, не делай так больше!» — «А ты думаешь, мне не больно смотреть на тебя каждый день?» Девочка не хотела называть имя отца и не стала рассказывать матери.

— Одна из бед психологов, особенно детских,— профессиональное выгорание,— признаётся Нина Васильева.— Мои коллеги, сталкивающиеся с насилием в семьях, иногда грустно шутят о том, что в некоторых ситуациях проще расстрелять родителей, а потом отработать с ребенком травму потери.

«Она мне изменила!»

— Дети звонят, когда им страшно — например, ребенок боится сказать родителям, что получил «двойку», что разбил вазу… Мы учим их психологическим основам коммуникации. Я, в частности, советую сказать: «Мамочка, ты такая хорошая, я тебя люблю. Но вот так случилось, что…» Обычно срабатывает, и дети потом благодарят,— рассказывает Нина.

Как-то позвонил мальчик из мусульманской семьи и пожаловался на отца, по неизвестной причине отобравшего у него телефон. Почему — спросить не может, так как у них в семье это не принято. Это был период, когда в обществе бурно обсуждали детские суициды и группу «синих китов» в соцсетях, и у некоторых родителей началась настоящая паника. Я предположила, что действия отца связаны со страхом за ребенка, которого он очень любит. Мальчик успокоился и готов был какое-то время потерпеть без телефона…

Девочка плакала в телефон: мама на нее накричала, когда она пришла домой позднее положенного. Я объяснила, что это из-за того, что мама ее любит и боится, чтобы с дочерью не произошло чего-нибудь плохого. Просто надо ей сказать: «Мама, я виновата, и ты у меня лучше всех. Только, пожалуйста, больше не кричи на меня так, меня это пугает…»

У детей — огромное количество проблем, в том числе и связанных с взаимоотношениями со сверстниками. У девочки трагедия: ее задушевная подружка подружилась с мальчиком, и теперь их отношения стали другими. «Она мне изменила!» — возмущается школьница. Мальчика травят за то, что он влюбился в одноклассницу и ходит с ней за ручку…

— Совсем молоденькая девушка рассказывает о юноше, который ее любит и хочет близости, а она еще не готова — ей нужен совет. Другая рыдает: слишком много выпила в компании, в первый раз была с парнем, а тот теперь на нее и не смотрит… Подростку кажется, что он в тупике, а мы, психологи, показываем, что это не тупик. Выходы есть, их много, и только сам человек может выбрать оптимальный для него вариант,— подчеркивает Нина Васильева.

За первый квартал 2018 года на детский телефон доверия в Тульской области поступил 2201 звонок. За психологической помощью обратились 1450 человек, 43% из них — дети. Пользуются возможностью получить консультацию специалиста и учителя: недавно классный руководитель одной из школ Плавска спрашивала, как быть с трудным ребенком, у которого, как она подозревает, есть суицидальные наклонности…

— Дистанционная психологическая помощь необходима, но этого мало. В большинстве случаев требуется личное общение, и мы советуем звонящим обратиться в центры психологической помощи, диктуем адреса и телефоны,— отмечает Нина Васильева.

Вчера в Тульской области состоялась акция, приуроченная к Международному дню детского телефона доверия. Специалисты Тульского областного центра молодежи и волонтеры раздавали карманные календари и буклеты с информацией о деятельности детского телефона доверия под единым общероссийским номером 8–800-200-01-22.

22 мая в Тульском областном центре молодёжи (бывший ДКЖ) пройдет обучающий семинар на тему: «Детский телефон доверия как помощь в трудной жизненной ситуации», в котором примут участие психологи и педагоги-психологи.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных