Дети звонят, когда им страшно
18 мая 2018 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: соцсети
Детский телефон доверия действует в Тульской области с 2010 года, за это время
Конфиденциальность прежде всего
Телефон доверия — служба анонимная, поэтому мы не имеем права указывать ее адрес, а также имена людей, отвечающих на звонки. Кстати, они работают под псевдонимами — это вопрос их безопасности, и не только психологической, но и физической, ведь иногда обращения связаны с проблемой семейного насилия. Анонимность гарантируется и тем, кто звонит,— данные о телефонных беседах с ними сотрудники службы имеют право открывать только по решению суда.
Впрочем, бывают ситуации, когда психологу приходится принимать решение и жертвовать правилом анонимности ради спасения ребенка.
— В моей практике был такой случай,— рассказывает психолог, консультант и супервизор детского телефона доверия Нина Васильева (имя изменено).— Звонила
Нина Алексеевна по первому образованию инженер, психология — ее вторая и главная в жизни профессия. Она вырастила двоих сыновей, сейчас занимается внуками — их у нее четверо, скоро будет пятый. Большую часть жизни работала с детьми — как преподаватель, воспитатель и психолог.
— Приходилось работать в школах, лицеях, оздоровительных лагерях, в том числе и в частных,— рассказывает она.— И я сделала главный вывод: главное, что необходимо всем детям — живут они на Рублевке или в обычной семье,— любовь родителей.
Проверка на вшивость
Нина Васильева была первым тульским сотрудником службы детского телефона доверия, созданной в 2010 году. Ее профессиональный опыт соответствовал строгим требованиям к таким специалистам, тем не менее ей пришлось пройти дополнительное обучение — в Тульском центре
— Наша задача — в любой ситуации говорить с детьми так, чтобы они чувствовали себя в безопасности, понимали, что к ним относятся с вниманием и уважением,— говорит Нина Алексеевна.— Многие начинают с розыгрыша или провокации: звонят и сбрасывают, смеются в трубку, пугают или матерятся. Что называется, проверяют на вшивость. Но если ты правильно реагируешь,
Психолог рассказывает о беседе с
— Одна из бед психологов, особенно детских,— профессиональное выгорание,— признаётся Нина Васильева.— Мои коллеги, сталкивающиеся с насилием в семьях, иногда грустно шутят о том, что в некоторых ситуациях проще расстрелять родителей, а потом отработать с ребенком травму потери.
«Она мне изменила!»
— Дети звонят, когда им страшно — например, ребенок боится сказать родителям, что получил «двойку», что разбил вазу… Мы учим их психологическим основам коммуникации. Я, в частности, советую сказать: «Мамочка, ты такая хорошая, я тебя люблю. Но вот так случилось, что…» Обычно срабатывает, и дети потом благодарят,— рассказывает Нина.
Девочка плакала в телефон: мама на нее накричала, когда она пришла домой позднее положенного. Я объяснила, что это
У детей — огромное количество проблем, в том числе и связанных с взаимоотношениями со сверстниками. У девочки трагедия: ее задушевная подружка подружилась с мальчиком, и теперь их отношения стали другими. «Она мне изменила!» — возмущается школьница. Мальчика травят за то, что он влюбился в одноклассницу и ходит с ней за ручку…
— Совсем молоденькая девушка рассказывает о юноше, который ее любит и хочет близости, а она еще не готова — ей нужен совет. Другая рыдает: слишком много выпила в компании, в первый раз была с парнем, а тот теперь на нее и не смотрит… Подростку кажется, что он в тупике, а мы, психологи, показываем, что это не тупик. Выходы есть, их много, и только сам человек может выбрать оптимальный для него вариант,— подчеркивает Нина Васильева.
За первый квартал 2018 года на детский телефон доверия в Тульской области поступил 2201 звонок. За психологической помощью обратились 1450 человек, 43% из них — дети. Пользуются возможностью получить консультацию специалиста и учителя: недавно классный руководитель одной из школ Плавска спрашивала, как быть с трудным ребенком, у которого, как она подозревает, есть суицидальные наклонности…
— Дистанционная психологическая помощь необходима, но этого мало. В большинстве случаев требуется личное общение, и мы советуем звонящим обратиться в центры психологической помощи, диктуем адреса и телефоны,— отмечает Нина Васильева.
Вчера в Тульской области состоялась акция, приуроченная к Международному дню детского телефона доверия. Специалисты Тульского областного центра молодежи и волонтеры раздавали карманные календари и буклеты с информацией о деятельности детского телефона доверия под единым общероссийским номером
22 мая в Тульском областном центре молодёжи (бывший ДКЖ) пройдет обучающий семинар на тему: «Детский телефон доверия как помощь в трудной жизненной ситуации», в котором примут участие психологи и