Автовокзал — для пассажиров или для чиновников?

Назад

27 апреля 2018 00:00

 0
Город Т.

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА, Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

У входа в здание тульского автовокзала жизнь кипит. Парни в рабочих спецовках красят забор, закрывающий проход на перроны, пассажиры поднимаются узенькой тропой по стареньким ступенькам, и тут же рабочие укладывают новые — гранитные. Процесс реконструкции идет, а когда же он завершится?

— Если бы было понятно, что будет с автовокзалом, завтра же сюда зашел бы экскаватор и мы начали бы реконструкцию в полном, как говорится, объеме,— отвечает на вопрос директор ООО «Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций» Вячеслав Горовой.— Но пока мы слышим регулярные заявления о том, что автовокзал надо бы переносить за город, и именно это не дает возможности начать работу в нужном темпе. То есть так, как это предусмотрено проектом, согласованным, кстати, с тульской городской властью.

Вячеслав Михайлович отмечает, что Московский вокзал привели в порядок — «он весь сияет», а вот еще с одними «воротами города» всё никак не получается. Реконструкция затягивается. И вот почему.

Повод для сомнений есть. И нешуточный

— У нас есть планы вынести из центра города автовокзалы. Это поможет разгрузить городские улицы,— сказал на пресс-конференции 2 февраля губернатор Тульской области Алексей Дюмин.— У нас не современный город, он с историческими улицами. Мы видим проблемы и ищем различные пути решения. Будут представлены различные варианты, чтобы разгрузить сквозные улицы и развязки…

Чуть позже, 21 марта, стало понятно, что означенный план уже реализуется. Министр транспорта и дорожного строительства региона Родион Дудник на брифинге заявил, что решение о переносе зареченской автостанции за пределы города уже принято.

«Пока только одна точка прошла публичные обсуждения (в областном центре.— ред. ) — это Заречье. Пока нельзя точно сказать, сколько станций будет»,— цитируют Р. Дудника тульские СМИ. И добавляют его слова о том, что решение будут принимать муниципальные власти.

То, что власти всё уже решили, стало ясно 4 апреля. Глава администрации Тулы отметил на оперативном совещании у губернатора, что прорабатывается вопрос строительства автостанций на пересечении улиц Октябрьской и Карпова, а также на Калужском шоссе в районе ТЦ «Метро» и на Новомосковском шоссе.

«Места размещения новых автостанций будут охвачены городской сетью пассажирского транспорта, что сделает их эффективными транспортно-пересадочными узлами. Эти меры позволят разгрузить городской трафик»,— цитирует Евгения Авилова пресс-служба правительства. И добавляет: «При этом он сообщил, что оптимизация системы оплаты проезда приведёт к формированию для жителей удобной и доступной системы платежей за проезд, а для предприятий-перевозчиков — станет надёжным источником информации о финансовых и пассажирских потоках».

Как в Москве?

Идея на первый взгляд благая — сделать, как в Москве. Только в Москве еще возле каждого вынесенного на окраину автовокзала есть бесплатные стоянки, стимулирующие владельцев легковых автомобилей оставлять своего железного коня на въезде в город и дальше путешествовать на общественном транспорте. Еще там есть МКАД и третье транспортное кольцо, позволяющие добраться с одного автовокзала на другой, не заезжая в центр. А еще не стоит забывать про московское метро. Понятно, что наша транспортная инфраструктура до столичной пока катастрофически не дотягивает. И есть ощущение, что не скоро дотянет, если, конечно, С. Собянин вдруг не развернет денежные потоки столичного бюджета в нашу сторону. На последнее надеяться не приходится, увы. И даже городской бюджет пока эти смелые прожекты в сколько-нибудь заметном объеме не учитывает.

Есть, конечно, инвесторы. Как не быть? Они наверняка согласятся возвести и обслуживать автовокзалы. А вот бесплатные дороги строить и транспорт для муниципалитета покупать — это вряд ли. Они же инвесторы, а не Деды Морозы. Им прибыль получать надо.

А как же тезис «Всё для удобства пассажиров»? Ведь именно на их мнение обещала опираться власть при принятии окончательного решения.

Пока же получается, что люди, прибывшие из районов области, какое-то время будут «бороздить» просторы Тулы, прорываясь в тот самый исторический центр на общественном транспорте, которого тоже пока не так уж и много, даже если считать легальные и «левые» маршрутки. Да еще и пересадки неизбежны. То есть удобство еще то.

Но позвольте спросить, при чем тут исторический центр Тулы? Он что, однажды ночью тихо переполз в Заречье или к площади Победы, где в сравнительно недавнем историческом прошлом и Тулы-то еще не было? … Меж тем, автовокзал органично вписался в архитектурный облик города и даже стал одним из символов областного центра.

Что касается реального исторического центра, то, возможно, имеет смысл убрать «стада» автомобилей с просторных стоянок у «белого дома» и головного офиса Тульского отделения Сбербанка России, у многочисленных торговых и торгово-развлекательных центров? И автобусам с туристами разрешить только останавливаться для высадки-посадки, как это делается в крупных туристических центрах той же Европы…

О пробках и не только о них

Ежедневно автобусы со всех концов области приходят на автовокзал на площади Победы в Туле. Транспорт, везущий пассажиров из западных и северных районов региона, идет в город по Калужскому шоссе, с востока — по Новомосковскому. Идет строго по расписанию, причем водители умудряются не выбиваться из графика — значит, глобальных пробок на пути нет.

Пассажиры, стремящиеся, например, из Белева в Новомосковск, могут просто пересесть из одного автобуса в другой, и тот «огородами» выберется на трассу в нужном направлении. Да и по городу с автовокзала можно добраться уже сейчас практически в любой округ всё тем же общественным — муниципальным и частным — транспортом. Кому это мешает?

Справедливости ради надо сказать, что через город идут три маршрута на Щекино, но их будто бы решено укоротить до всё той же площади Победы. В сопредельном с Большой Тулой районе по этому поводу кипят нешуточные страсти. Минимум на трёх форумах щекинцы собирают подписи за отмену этого решения. Иначе на учебу и на работу им придется добираться и дольше, и дороже. Только вот форумы эти в правительстве вряд ли станут читать. Но ведь даже районная газета, которая вроде бы уже и областная и даже правительственная, крамольно ретранслирует точку зрения земляков.

Что люди говорят

Может быть, и надо бы перенести все автовокзалы и автостанции — от Тулы до Волово — к черту на кулички. Но прежде не худо бы спросить у людей — у тех самых туляков и жителей области, с которыми всерьез настроен советоваться глава региона. Мы, в отличие от специалистов транспортных ведомств города и области, не поленились изучить общественное мнение.

Кстати, через автовокзал ежедневно выезжают-приезжают до 12 тысяч человек. В сумме это и есть то самое большинство, к которому мы так охотно апеллируем перед выборами.

Итак, мнение туляков и жителей области, к которому обещала прислушаться власть, но так, похоже, этого и не сделала, действуя по принципу «Жираф большой, ему видней». Так может быть, сейчас чиновники прислушаются…

Владимир Николаевич, пенсионер:

— Езжу к родным в Суворовский район, а сам живу в Криволучье. Дорога до автовокзала иногда занимает у меня примерно столько же времени, сколько путь отсюда до Суворова. Автобус выезжает с автовокзала практически сразу на трассу, а не едет через весь город, что удобно — не тратит лишнего времени. Поэтому я считаю, что сейчас ситуация оптимальная и пользоваться пригородным сообщением удобно.

А что касается тульских пробок, то их создают отнюдь не пригородные автобусы, а местные маршрутки и непрофессиональные водители автомобилей. Проблем на дорогах в городе хватает, но они возникают не из-за автобусов пригородного сообщения, которых в общем потоке — единицы.

Василий Иванович, рабочий:

— Я из Калуги, но тульский автовокзал для меня давно стал привычным местом. Я часто приезжаю к дочери, которая живёт в Туле, как раз недалеко отсюда. На перемещения в вашем городе времени трачу совсем немного, не то что у себя — в Калуге один из автовокзалов расположен далековато от центра и многих транспортных маршрутов, поэтому до него приходится добираться с пересадками.

Считаю, автостанции так и должны быть расположены — максимально удобно для людей, на стыке многих городских маршрутов, ведь вновь прибывшие разъезжаются отсюда во все части города. Чем меньше пересадок, тем меньше времени в пути, меньше расходов и меньше загруженность транспорта в городе. В Туле на данный момент именно такая ситуация.

Эдуард Николаевич, охранник:

— Я езжу в Тулу из Плавска по работе, а иногда по личным делам и за покупками. Могу сказать одно: меня всё устраивает, и переносить ничего не нужно. Я помню времена, когда автобус из нашего города до Тулы мог ехать почти два часа, а сейчас маршрутки днём идут 40 минут, при этом они не гонят и не нарушают правил. Приезжая в Тулу, я выхожу на проспект Ленина, и передо мной открыты все маршруты города. Ну и зачем что-то менять? …

Ася Инзановна, учитель:

— Я живу в Калуге, но сейчас много времени провожу в Туле. Во многом проблемы наших городов схожи: и тут, и там на дорогах пробки. Когда торопишься, это очень раздражает. Но когда я приезжаю в Тулу, я знаю, на какой автобус мне нужно пересесть, чтобы максимально быстро добраться до нужного места. Так экономится время. Но если попадаешь в час пик, то тут уж все в равных условиях.

От Калуги до Тулы автобус едет полтора часа, затем начинается дорога по городу. Мне кажется, было бы удобно, если бы пригородные автобусы могли высаживать пассажиров на промежуточных остановках в городе, а не везти всех до конца. Над организацией движения транспорта нужно думать с точки зрения удобства для людей, а переносить автовокзалы — дело бесполезное.

Валентина Васильевна, пенсионерка:

— В Тулу я приезжаю лечиться, моё направление — диагностический центр. На транспорт в областном центре грех жаловаться — он работает нормально. Приехав на автовокзал, до диагностического центра добираюсь минут за 15–20, а если на трамвае — и того быстрее. Мне, пожилому человеку, чем меньше пересадок, тем лучше. И таких, как я, очень много: утром на приём стоят почти все иногородние.

Если и нужно что-то улучшать, так это качество транспортного парка в небольших городах. Какие маршрутки ходят у нас в Плавске и как они ездят, страшно сказать. Но выхода нет — приходится ими пользоваться. В Туле я предпочитаю автобусы или трамвай: и удобнее, и безопаснее.

Дарья Астапова, работник банка:

— С автовокзала я езжу домой к родителям, которые живут в деревне Кукуй Новомосковского района. Туда нужно добираться с пересадкой в Новомосковске, то есть я проезжаю целых два автовокзала. В Туле автобусы всегда ходят по расписанию, проблем с тем, чтобы уехать, нет. Но если представить, что автовокзал перенесут, и мне нужно будет выбирать другие маршруты и делать дополнительные пересадки, то это, конечно, увеличит и без того долгий путь, да и подбирать время, чтобы совместить рейсы, будет проблематично.

Павел Матвеев, студент ТГПУ им. Л. Н. Толстого:

— Я живу в селе Дедилово Киреевского района, и для меня бывает проблемой добраться до Тулы утром — автобусы и маршрутки из Киреевска идут полные и у нас не останавливаются. Поэтому приходится выходить раньше.

В Туле транспортная сетка построена довольно удобно. До университета я доезжаю быстро, главное — в город приехать. Что будет, если конечные пункты пригородных маршрутов перенесут, я не могу представить. Потребуется переделывать многие маршруты городского транспорта, которыми сейчас пользуются люди. Это будет сложно, неизбежно возникнет путаница.

Антон Салищев, студент ТулГУ:

— Автобус из Белёва до Тулы едет около двух часов, а по расписанию, если останавливается на всех остановках, то два с половиной. Если мне нужно к первой паре, а она начинается в 7.45, то можно посчитать, сколько времени я трачу и во сколько встаю. При этом один из первых автобусов приезжает на автовокзал в 7.40. Пяти минут мне хватает, чтобы дойти до корпуса и подняться в аудиторию. Для студентов автовокзал просто незаменим!

Иван Растегаев, студент ТулГУ:

— Я езжу в университет из Киреевска, откуда основной поток автобусов идёт на автостанцию, а на автовокзал приходят всего три рейса в день, но по расположению они для меня самые удобные, поэтому стараюсь на них попадать.

В последнее время идут разговоры о переносе автовокзала в другую часть Тулы, якобы южнее. Это станет большим ударом по студентам. Вы посмотрите, что здесь делается в пятницу после обеда или перед праздниками! Сколько студентов и с какими большими сумками уезжают домой. В понедельник они возвращаются на учёбу, и чем ближе автовокзал к общежитию, тем удобнее. Это сотни и даже, наверное, тысячи людей, которым непродуманные действия только повредят.

Олег Борисов, инженер:

— Кому приходят в голову такие идеи — перенести автовокзал? Во-первых, зачем ломать то, что уже создано и многие годы хорошо работает? А во-вторых, создавали это люди не глупые — автовокзал был изначально привязан и вписан в общую схему городского движения. Это ключевой транспортно-пересадочный узел, к которому подходят маршруты из разных районов. Другого места, чтобы обеспечить такую же доступность, в Туле просто нет. Куда бы ни перенесли автовокзал, везде возникнут проблемы с тем или иным направлением.

И волей-неволей напрашивается вопрос: а почему бы не сделать наш привычный автовокзал более комфортабельным, современным и безопасным?

Меньше года назад мы уже проводили опрос о его судьбе. По системе face to face за сохранение и развитие автовокзала на площади Победы горожане и гости Тулы высказались единогласно. На сайте mk. tula.ru оценку расположения предполагаемых площадок под строительство автостанций на окраинах Тулы дали 4438 человек. Из них 3639 человек высказались однозначно против переноса автовокзала на окраины города. Как говорится, комментарии излишни.

Посчитаем?

Проект реконструкции старого тульского автовокзала был готов в 2017 году. Это стоило предприятию ни много ни мало — 15 миллионов рублей. В том же году были успешно пройдены публичные слушания, назначенные и организованные Тульской городской думой, а затем и получено разрешение на реконструкцию. Всем было понятно, что народ стал более мобильным и существующее здание не удовлетворяет возросшим потребностям пассажиров. Проект предусматривает всё: создание современного гигиенического блока, зону общественного питания и торговли, возможность комфортного отдыха пассажиров, то есть именно то, чего сегодня заметно не хватает.

Еще одна, и, пожалуй, главная причина реконструкции в том, что обновленный автовокзал сможет отвечать всем требованиям в отношении безопасности пассажиров. Современное оборудование не установишь в узких дверях — толку от него будет не много, а раздражения людей, жмущихся в очереди, чтобы попасть в здание,— сколько угодно.

Кстати, только в первом полугодии автовокзал потратил, условно говоря, на безопасность 4 млн рублей. Это только на приобретение современного оборудования и обучение персонала, без учета повседневной эксплуатации. Плюс договор с организацией, одной из двух десятков, аккредитованных при Минтрансе РФ как способные обеспечить транспортную безопасность. Это всё — необходимые условия транспортного обслуживания. Интересно, будущие инвесторы в курсе того, что им всё это еще предстоит?

На красивой картинке, которая графически передает смысл проекта реконструкции автовокзала, написано, что стоимость работ — 116 млн рублей. Это было в прошлом году. Сегодня проект оценивается уже в 186 млн рублей. И дальше, думается, дешеветь он не будет.

К тому же, если работы не начнутся до осени, надо будет делать и утверждать новый проект. А это опять десятки миллионов рублей. Вся надежда на то, что ООО «Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций» эта бесконечная «гонка вооружений» надоест и собственники сами откажутся от автовокзала в пользу очередного торгового центра или еще чего-то, такого же «нужного».

А что делать пассажирам? На этот вопрос у нас ответа пока нет.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных