О тульских бабушках и кредитах

Назад

07 февраля 2020 01:58

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из открытых источников

Практически каждый туляк хотя бы раз в жизни сталкивался с некорректными действиями продавцов товаров и услуг. Нас легко обмануть, тем более что глубоким знанием Закона «О защите прав потребителей» могут похвастаться далеко не все. А наиболее уязвимыми в таких ситуациях оказываются пожилые люди и инвалиды. 

Только сегодня, только для вас

Не случайно современные Остапы Бендеры, разрабатывая очередную схему отъема денег у населения, прежде всего делают ставку на эту категорию граждан. Они, как правило, более доверчивы и внушаемы, в деталях российского законодательства разбираются не очень хорошо. Многие отягощены болезнями, одиноки, и когда к ним и к их здоровью проявляют будто бы особое внимание, быстро теряют бдительность.

Именно это обстоятельство активно используют многочисленные так называемые медицинские центры: всё начинается со звонка с предложением бесплатной диагностики и консультирования, потом «клюнувшего» клиента встречают как родного, угощают чаем/кофе, сочувственно обсуждают с ним его болячки, обещают поставить на ноги с помощью серии процедур — и ловко впаривают кредиты на внушительную сумму, уверяя, что это дешево и «только сегодня, только для вас». Некоторые из таких центров благополучно закрывались, а люди продолжали платить по кредитам.

Тема здоровья, конечно, не единственная: по этой схеме в нашей области работали продавцы «эксклюзивной» косметики, «уникальных» кастрюль и шерстяных покрывал, а также «лечебных» ботфортов и матрасов с микрогранулами и т. д.

И всё же медицинское направление остается самым распространенным. Во всяком случае, в ушедшем году оно оказалось наиболее актуальным. Отличилось ООО «Гранд». Эта организация, настоятельно предлагавшая оплачивать медицинские услуги за счет кредитов — от 60 до 120 тысяч рублей, в один прекрасный момент просто перестала существовать. Пострадавшие — преимущественно люди пенсионного возраста — стали обращаться с жалобами в отдел защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области. Сотрудники службы подали 22 иска в защиту пенсионеров в суд, теперь хозяевам ООО «Гранд» придется выплатить бывшим клиентам в общей сложности 4 миллиона рублей.

Защита покупки

Тамара Владимировна С. решила подарить внуку на 20-летие дорогой айфон. Гаджет за 70 тысяч рублей — серьезное приобретение, мало ли что с ним может случиться, поэтому пенсионерка согласилась на предложение продавца заключить договор «Защита покупки». Это разновидность страховки: в течение определенного срока при механическом повреждении айфона — если вы его, например, уроните и разобьете — выплачивается страховая премия, за счет которой можно произвести ремонт или приобрести новый телефон.

Предусмотрительность пенсионерки оказалась бесполезной. Страховой случай наступил, но деньги ей выплатить отказались. И напрасно, так как позже, по суду, страховой компании пришлось заплатить пенсионерке значительно больше — почти 140 тысяч рублей. В окончательную сумму вошла не только страховая премия, но и неустойка, компенсация морального вреда, а также штраф за отказ удовлетворить законные требования потребителя.

К слову, у пострадавшей пенсионерки была инвалидность II группы. Больным людям отстаивать свои права особенно тяжело — ведь это требует немало сил. А если речь идет об инвалиде по зрению? … В недавней практике сотрудников отдела защиты прав потребителей был и такой случай.

— Женщина, инвалид по зрению, пропустила срок очередной выплаты по кредиту,— рассказывает начальник отдела Надежда Андрианова.— Просрочка была совсем небольшой — несколько дней, и, в соответствии с договором, пени должна была заплатить несущественные. А от нее потребовали неустойку в несколько сотен рублей. Мы внимательно изучили договор и, кроме всего прочего, обнаружили в нем ряд сомнительных позиций. Помогли пожилой женщине грамотно составить претензию, и в результате в досудебном порядке банк пересчитал начисленные по договору проценты, а от неустойки вообще отказался. В итоге потребительница сэкономила

45 тысяч рублей…

Без срока охлаждения

И еще одна история. О даме пенсионного возраста, которая приобрела в кредит холодильник, а вместе с ним — массу проблем. Одна из них — не имеющий никаких законных оснований штраф от банка. Когда специалисты стали читать кредитный договор, то были изумлены. В нем присутствовал пункт о невозвратности страховой премии, что противоречит российскому законодательству.

Как известно, банки часто предлагают кредиты на более выгодных условиях, если клиент одновременно оформит страховку. При этом для таких договоров предусмотрен «срок охлаждения» в 14 дней, в течение которых каждый человек может прийти в банк и расторгнуть страховой договор без объяснения причин.

Банк, на который пожаловалась пенсионерка, попросту обманывал своих клиентов. За что и был наказан. Тот самый пункт из типового договора был исключен, а пострадавшая по суду получила от кредитной организации 21 тысячу рублей.

— Около 10 процентов обращений, которые мы получаем,— от пенсионеров, инвалидов,— комментирует Надежда Андрианова.— На самом деле реальных жалоб от представителей этой категории населения, конечно, больше — мы постоянно даем консультации в рамках горячей линии, по телефону, возраст собеседников не уточняем, но по голосу слышим, что многие из них — преклонного возраста.

В Тульской области с 2018 года действует программа «Обеспечение защиты прав потребителей», в которой подчеркивается необходимость гарантировать равную доступность защиты прав для всех граждан. Но мы работе с социально уязвимыми категориями начали уделять особое внимание гораздо раньше. Помогаем защищать потребительские права, но не только. Просвещаем по вопросам законодательства на встречах в региональных организациях инвалидов и слепых, центрах социального обслуживания, домах-интернатах для инвалидов и престарелых. Консультируем в многофункциональных центрах Тулы, Алексина, Новомосковска, Щёкино, Суворова, Ефремова. За последний год такие консультации посетили более тысячи человек.

Дело о фотоаппарате

В декабре прошлого года «Молодой коммунар» писал о туляке, который купил фотоаппарат стоимостью почти 30 тысяч рублей. Камеру приобрел в солидном магазине, нисколько не сомневаясь, что она совершенно новая. Когда открыл упаковку и стал изучать фотоаппарат, выяснилось, что на его счетчике уже есть пять тысяч кадров.

Мужчина возмутился — его никто не предупреждал, что техника уже была в употреблении. На следующий день пришел в магазин, чтобы сдать фотоаппарат обратно, но получил отказ. Аргументы звучали так: «Фотоаппарат — сложная бытовая техника и подлежит возврату, только если она ненадлежащего качества, а этот работает. Что же касается пяти тысяч фотографий, может, вы сами их и сделали…» — «За ночь?!» — изумился покупатель и обратился в отдел защиты прав потребителей за помощью, а затем в Зареченский суд.

Суд принял решение в пользу потребителя. Магазину, пытавшемуся продать фотоаппарат б/у как новый и отказавшемуся принять его обратно, придется заплатить туляку почти 57 тысяч рублей.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных