Суббота 29 февраля
Тула -1...1°С (без осадков)

Акции как повод для обмана туляков

Назад

17.01.2020 02:46

     0
Общество

Автор: рубрику ведет Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из открытых источников

Отправляясь в магазин, Анна Андреевна С. обычно берет с собой не только очки, но и лупу — важная для нее информация на ценниках и упаковках часто бывает напечатана мелкими буквами. Но даже это покупательнице не помогло разобраться, сколько стоят пельмени ее любимой марки в ближайшем от дома супермаркете: в торговом зале попросту отсутствовала этикетка с ценой товара. 

Хоть мелом на досках

Ценники в тульских супермаркетах — постоянный повод для скандалов. Иногда кажется, что они живут своей жизнью по непонятной нам, покупателям, логике: под полкой с итальянским молотым кофе вы легко можете обнаружить бумажку с ценой тоже кофе, но отечественного производства, и гораздо более дешёвого. При этом цена часто пишется крупно, а вот название марки — мелкими буквами. Дотошный покупатель обнаружит ошибку на кассе, а не очень внимательный сообразит, что переплатил, значительно позже. Самое обидное, что претензии в подобного рода случаях вы можете предъявлять только себе. Специалисты отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области рекомендуют при выборе товара обращать внимание на соответствие его наименования на ценнике и маркировки. Следует учитывать, что ценник может быть не только бумажным, но и электронным, разрешено даже писать название товаров и их стоимость мелом на грифельных досках. Главное, чтобы ценник был в наличии.

В тот день, когда Анна Андреевна пришла за любимыми пельменями, в магазинном холодильнике, предназначенном для хранения в торговом зале замороженных полуфабрикатов, был настоящий аншлаг. Пельмени, хинкали, вареники со всевозможными начинками в разной по весу расфасовке и разных марок… При этом ценников было всего пять. В такой ситуации ни очки, ни лупа не спасут. Анна Андреевна обратилась с вопросом, сколько стоят ее любимые пельмени, у пробегавшей мимо сотрудницы магазина, но та ответила: «Откуда я знаю? …» — и побежала дальше. Женщина нашла менеджера и объяснила суть проблемы: молодой человек извинился, объяснил происходящее с ценниками нехваткой рабочих рук, пообещал узнать цену товара, ушел в подсобку и куда-то пропал. Анна Андреевна какое-то время ждала, а затем ушла домой. Без пельменей.

— Отсутствие ценника на реализуемый товар — это административное правонарушение,— комментирует заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Ольга Елистратова.— Законодательством предусмотрено, что продавец обязан своевременно, в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре (в том числе и о его цене), обеспечивающую возможность его правильного выбора. Это правило распространяется на все виды торговли, даже разносной — в таких случаях продавец обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление…

Нарушение оферты

Но больше всего ошибок и путаницы возникает (намеренно или случайно — другой вопрос) с ценниками на товары, участвующие в акциях, которые объявляет магазин.

Елена А. часто покупает малиновое варенье в баночке известной марки — его любит вся ее семья. Как-то, увидев под малиновым вареньем желтый ценник с ценой рублей на тридцать ниже обычной, Елена решила купить сразу две баночки. То, что на малиновое варенье никакой акции нет, женщина обнаружила на кассе. Возмутилась, подвела продавца к полке. Та открепила от полки ценник и показала: оказалось, акция объявлена только на клубничное и смородиновое варенье этой марки. При этом ни того, ни другого в продаже не было. На полке стояли только баночки с малиновым и вишневым. Без ценников.

— Потребители часто обращаются с жалобами на несоответствие ценников стоимости товара на кассе,— отмечает Ольга Елистратова.— Как правило, эти «ошибки» — в пользу магазина, а не покупателя. И чаще всего подобные случаи происходят в период акций. Человек берет в зале товар, рассчитывая на указанную в ценнике скидку, а платить ему приходится большую сумму. Это серьезное нарушение: в Гражданском кодексе РФ есть понятие «оферта» — то есть задокументированное предложение. Ценники в магазинах — это и есть публичная оферта, и продавец обязан продать товар именно по той цене, что на нем указана…

Что делать в таких ситуациях? Потребовать вернуть то, что вы переплатили. Если вам отказали — написать о том, что произошло, в книге отзывов и предложений, сфотографировать ценник с товаром и обратиться в управление Роспотребнадзора с жалобой. Сотрудники отдела защиты прав потребителей по таким жалобам выезжают на место, чтобы сделать контрольную закупку. Но, к сожалению, поймать нарушителей «на месте преступления» удается далеко не всегда, так как акции, как правило, длятся недолго. Ну а если удается, представители Роспотребнадзора составляют протокол об административном правонарушении. Правда, это само по себе вам деньги не вернет: в соответствии с российским законодательством имущественные споры можно разрешить только в суде.

Просрочка по рублю за килограмм

А вот еще одна, совсем недавняя история, когда продавцов удалось поймать на нарушении законодательства и примерно наказать. Магазин, специализирующийся на торговле товарами для животных, объявил акцию на корм для собак. На определенные виды корма — скидка 11%. Накануне новогодних праздников магазин расщедрился и увеличил скидки до 30%. «Если выбранный вами товар оказался сразу в двух акционных списках, вам продадут его со скидкой в 30%»,— говорилось в рекламе. Предложением воспользовался Андрей С., однако на кассе ему сделали скидку всего на 11%.

— Наши сотрудники провели внеплановую проверку,— рассказывает Ольга Васильевна.— И установили, что 30-процентные скидки распространяются только на товары с желтыми ценниками, однако эта информация отсутствовала, то есть покупателей должным образом не проинформировали…

Специалисты отдела по защите прав потребителей рекомендуют внимательно изучать чек, который вам выдают на кассе. И не только для того, чтобы сравнить пробитую сумму с суммой на ценнике — в кассовых аппаратах случаются технические сбои, и штрих-код товара может считаться дважды.

…И еще несколько слов об акциях и скидках в супермаркетах. В некоторых магазинах, вместо того чтобы убрать с полок некачественные товары, пытаются их продать по сниженной цене. В новогодние праздники туляки с изумлением рассказывали о заплесневевших мандаринах, продающихся по одному рублю за килограмм, почерневших шампиньонах за 60 рублей и сморщенных, покрытых пятнами гнили авокадо по 30 рублей за штуку. А одна наивная тулячка купила так называемое «Молоко для блинов» (совсем дешево, 40 рублей за литр), которое оказалось обычным скисшим молоком.

— Продавать продукты ненадлежащего качества или с истекшим сроком годности строго запрещено — по любым ценам и под любым названием,— подчеркивает Ольга Елистратова.

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама