Пятница 24 января
Тула -5...-7°С (без осадков)

Тульская Яндекс.Забастовка: постскриптум

Назад

05 Декабря 2019 17:43

 2051    15
Общество

Фото: Михаила НАГОВИЦКОГО

Тульские СМИ, освещавшие ход забастовки против агрегатора «Яндекс.Такси», сработали как бесстрастные зеркала: само событие отразили, а в его суть вникать глубоко не стали. А между тем, следствие явления — в виде недовольства неравными конкурентными возможностями, вылившегося в великое стояние у «Макси» в Туле разномастных автомобилей и их водителей, возникло из многих причин, об аспектах которых и пойдет разговор.

Звонок в редакцию заставил вглядеться повнимательнее в сайтовый снимок группы стоящих у транспортных средств мужчин на парковке ТЦ «Макси».

— Посмотрите, сколько автомобилей, которые можно считать работающими легально, на основании лицензии, вы можете насчитать у бастующих? — прозвучало в трубке. — На снимке и видео сайта «Молодого коммунара», как и у ваших коллег по СМИ, таких авто, — судя по цвету, по пальцам пересчитать.

— Почему? — не сразу понимаю собеседника.

— В Тульской области в соответствии с региональной законодательной нормой с июля 2019 года автомобили должны быть только желтого цвета. А с 2014 года по 1 июля этого такси были предписаны белый и желтый цвета. Белые могут продолжать возить пассажиров в течение пяти лет с момента получения разрешения.

Так вот, на фото только белые и желтые могут быть отнесены к легальным такси, а на большинстве других — никаких опознавательных знаков — ни шашечек, ни светящегося «фонарика» на крыше. Это к тому, чтобы вы подумали, а кто вообще бастовал и против чего...

И ведь действительно: кто, зачем и против кого или чего стоял в промозглый хмурый день 3 декабря у «Макси»?

Против лома нет приема

«Лом» — это цифровизация, с которой бастуй — не бастуй, не поспоришь. Агрегаторы, будь то такси «Максим», напрямую работающий с водителями, либо «Яндекс.Такси», площадки которого раскиданы по всей нашей необъятной Родине, — объективная реальность. И в будущем такие формы охвата рабочей силы и зарабатывания капиталов будут только, видоизменяясь в зависимости от ситуации и совершенствования технологий, развиваться. Такова мировая тенденция, и России тут не исключение. Другое дело, что цивилизованность подходов к организации различных видов рыночной деятельности, в том числе и услуг такси, прежде всего — в правовом направлении. И тут, конечно, пробелов предостаточно, что в первую очередь негативно сказывается на том сегменте рынка пассажиро-перевозок, который существует на законных основаниях. Ему действительно непросто конкурировать с агрегаторами. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать все буквы закона в обеспечении условий по перевозке пассажиров и их безопасности, тогда как другие таксуют, в основном игнорируя правила.

Именно об этом мы говорим с исполнительным директором Ассоциации автомобильных перевозчиков и легкового такси Олегом Бекетовым.

— Олег Иванович, в комментариях к материалам сайта «Молодого коммунара» о забастовке в Туле с протестом против демпинга «Яндекс.Такси» читатели по-разному оценивают ситуацию. Кто-то не одобряет таксистов, кто-то советует им пойти поработать на общественном транспорте, где требуются профессиональные водители, кто-то поддерживает. Например, есть такие высказывания: «мужики готовы больше работать, но проблема в „яшке“ („Яндекс. Такси“ — ред.), в её грабительской высокой комиссии и преступно низких тарифах на такси». Или: «низкие цены не есть плохо, а вот грабительский процент работодателем — проблема всей России»...

— Что вы можете сказать по этому поводу?

— Официальное разрешение министерства транспорта Тульской области, например, на оказание услуг по перевозке пассажиров или грузов (если такси грузовое) могут получить только ИП и юридические лица, но с условием, что машина должна быть желтого цвета. Требование вступило в силу с 1 июля 2019 года. Такси белого цвета тоже имеют право работать, но только в тех случаях, если с момента получения лицензии не прошло пяти лет. Кроме того, до недавних пор можно было на основании статьи 9 ФЗ № 69 РФ заниматься перевозкой пассажиров как тулякам в ближайших регионах, так и нашим соседям на территории Тульской области. Действовало соответствующее соглашение между семью регионами. Но в связи с введением желтого цветового оформления такси, соглашение в шести случаях расторгнуто, в стадии расторжения находится последний договор — с Орловской областью.

— Что же выходит? Легально работающие таксисты практически не бастовали?

— Мы общались с теми, кто не вышел 3 декабря в рейс, были у «Макси». Были там и водители «Яндекс.Такси», выступающие против высоких отчислений работодателю, представители которого к ним не вышли. Выводы напрашиваются сами собой. Первое, действительно тех водителей, что имеют законное право на перевозку пассажиров, среди собравшихся было раз-два, и обчелся. Да их и так в общей массе перевозчиков немного...

Главное — безопасность пассажиров

— Можете назвать данные, позволяющие сопоставить число легальных и, скажем так, нелегальных таксистов. Видимо, к последним в немалой степени можно отнести и тех, кто регистрируется у online-агрегаторов буквально в течение нескольких минут...

— Мы проводим периодически эксперимент с вызовами такси. Так вот, по статистике «нелегалы к легалам» соотносятся примерно, как 20:1.

— Ничего себе! И как давно такой дисбаланс?

— До 1 июля 2014 года в Тульской области выдавалось в год в среднем 4500 разрешений на работу такси. До того момента, как стало обязательным обременение транспортного средства белым или жёлтым цветом. Покраска автомобиля в разрешенный тон — дело недешёвое, немногие её могут потянуть. И число легальных таксистов из-за этого обременения стало сокращаться. Так, в прошлом году было выдано всего 263 разрешения. В этом — лучше — уже 460.

Понятно, что такси, работающие на законных основаниях, соблюдают правила по безопасности перевозок. Водители проходят ежедневные медицинские осмотры. Машины, выходящие в рейсы, — тестирование по техническому состоянию. Обязательны наличие путевых листов, а в автомобиле — на передней панели — информация о водителе и фирме. Работодатели несут ответственность за состояние транспорта, а также — поведение и здоровье таксистов, обеспечивают их социальными гарантиями, несут налоговую нагрузку. Всё это — серьёзные расходы. Но зато пассажиры могут быть уверены в своей защищенности, безопасности и знают, кто будет держать ответ перед ними за некачественное обслуживание. И это для перевозчика должно быть главным.

— А у агрегаторов и тех, кто работает в этой сфере?

— Смотрите, как обстоят дела с крупнейшими в России агрегаторами. Например, «Яндекс.Такси» подписывает договоры с так называемыми партнёрами — юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. А те, в свою очередь, набирают работников по всей стране.

Если откроете реестр, то увидите, что юрлица в своём подавляющем большинстве далеко не тульские. Разброс на карте огромный — Петербург, Хабаровск, Владивосток, Сыктывкар и другие города и веси. В течение пяти минут претендент на работу в такси регистрируется на портале юридического лица, занося туда данные по водительским правам, марке и номеру автомобиля. И, считай, договор заключен после оплаты физическим лицом комиссии. Ни медосмотров, ни социальных гарантий работникам, ни оценки состояния транспортных средств... Так и работают.

— И какова комиссия?

— У многих она невысока из-за привлечения большого количества водителей, но в сумме набегают хорошие деньги. Разброс от 2 до 10 процентов. Что касается отчислений от заработка таксиста работодателю, то тут, например, в «Максим» напрямую от водителя может уходить порядка 15 процентов, а вот в «Яндекс.Такси» — своя комиссия прирастает к отчислениям партнёрам. В результате таксист должен заплатить порядка 20-25 процентов от заработанного. Но зато он обеспечен большим количеством заказов и имеет свободный график.

— Но при этом ни его здоровье, ни состояние машины работодателя не волнуют? И кто несёт ответственность, если что-то случится в дороге с пассажирами?

— В том-то и весь вопрос. От цифровизации и в транспортном бизнесе не уйти, но в законное русло её вырулить необходимо. И это задачи государственного регулирования. Так, должно быть четко определено, каким образом контролировать состояние этого сегмента рынка, его кадровый и технический потенциал. Агрегаторы должны нести ответственность за тех людей, которые работают в их системе. А то любой зарегистрировался в приложении — и уже таксист. Ни собеседований, ни тестирования, ни данных медосмотра, ни сбора информации о временном режиме работы человека, который может «бомбить» сутками... Всё это очень опасно. И тут должен быть прописан государственный разумный подход.

— И что делать, Олег Иванович? Как наводить порядок? Какие преференции должны быть у легальных таксистов?

— На прошлой неделе эта тема обсуждалась на заседании Общественной палаты России. В частности, звучали предложения по разработке законопроекта по освидетельствованию водителей того же «Яндекс.Такси» посредством телемедицины, о цифровизации в выдаче путевых листов, проверки уровня профессионализма таксистов... Соответственно, поднимаются вопросы и о налоговых выплатах. Сегодня фиксировать, кто и сколько в агрегатных системах «набомбил», сложно.

Проблема требует системного решения

Понятно, что проблемы не снимаются забастовками. Они могут решаться системно только в правовом поле. Должно быть четко определено, как, например, в сфере многоместного пассажирского транспорта, где обслуживаются машины, кто несет за это и за состояние здоровья выходящих в рейс водителей ответственность, а в конечном итоге — за безопасность клиентов.

Те, кто официально зарегистрирован и работает в правовом поле — ИП и юрлица — такую ответственность несут в соответствии с законодательством. А агрегаторы — всего лишь информационные посредники между клиентом и водителем по принятию и передаче заказа. И здесь, конечно, нужно разрешать проблемы системно.

На наш журналисткий взгляд, было бы разумно агрегаторам заключать договоры исключительно с теми ИП и юрлицами, что работают на рынке официально, имея все разрешительные документы. И таким образом поддержать рынок пассажирских транспортных услуг.

Тогда вопросы безопасности и выплаты налогов будут решены.


Тамара ГОЛОВИНА


Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Страницы: 1 2 След.

Комментарии

Ваше имя, 10.12.19 00:46
За лохов держишь? Зачем ИП, если 18тыс. Или сам полный лох.
Данил, 09.12.19 21:46
Бить вас нахер надо бомбил. Работаю официально налоги плачу - з/п 18 тысяч. А вы ишаки ходите за мой счет в больнички да еще много где и по дорогам бомбите на которые не платите нехера забостовщики херовы. Как увижу бомбилу и нет ИП в рог дам при посадке в машину!!!!!
Ваше имя, 08.12.19 22:26
одни бастуют, другие нанимаются. Бесполезная трепня. государству нужно вмешиваться по серым схемам, а то с одних три шкуры по налогам дерут, пока другие карманы набивают.
Ваше имя, 07.12.19 18:17
Скоро яшка будет вообще в шоколаде, со старых производств на оборонке сократят и нарисуются новые бомбилы. Что об этих недовольных думать - не хотите, валите, новые набегут. Не гордые. Так что пошумели - и будя.
Ваше имя, 06.12.19 23:52
Правильно всё написано, в яшке чаще не на постоянке рулят, так подработать. Ей по фигу все бомбилы лишь бы процент с массы собрать пожирнее. Забастовка эта что слону дробина.
Ваше имя, 06.12.19 14:29
Насчёт не обращались- вот это брешет яшкина секретарша...
Ваше имя, 06.12.19 13:45
В Туле яшка с кем работает? Интересно даже, казне что-то перепадает или она только с жёлтых такси дерёт? Кто в Туле рулит яшкинами наездниками, напишите. Или тайна?
Ваше имя, 06.12.19 09:28
Государство куда смотрит? Серые схемы же.
Ваше имя, 06.12.19 00:50
Забастовка? Я тоже пятерых корешей к Макси позову, постоим . Ща подумвю, а хоть против баб. Рожать не хотят.
Ваше имя, 06.12.19 00:45
Перекрашивать авто какой идиот придумал? Шашечки. И достаточно. Не по доходам выпендреж, вот мужики и соскочили.
Страницы: 1 2 След.
Наши партнеры
Реклама