Наш выпускник без работы не останется

Назад

12 июля 2019 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: беседовала Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото: пресс-службы ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Вот оно и наступило, время выбора. Если бабушки и дедушки нынешних выпускников школ выбирали романтические профессии, а родители склонялись к так называемым престижным, то нынешнее молодое поколение задумывается о конкретных перспективах, а точнее — о работе уже как минимум на финал ближайшей пятилетки. Соответственно перестроились и образовательные учреждения. И всё же — не так просто определить, какие профессии будут востребованы даже в не столь отдаленном будущем. Заглянуть в день завтрашний тех, кто сегодня выбирает учебу в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого, мы попробовали вместе с его ректором, доктором физико-математических наук профессором Владимиром ПАНИНЫМ. 

Учитель — профессия на века

— Да, со времен Древней Спарты престижность педагогического труда периодически подвергается сомнению. И основания для этого есть. Главное — это профессия, требующая определенной преданности, я бы даже сказал самоотреченности. И дело не только и не столько в маленькой — давайте будем честны — заработной плате: хороший специалист всегда сумеет монетизировать свои знания и опыт. Учителя в конечном итоге оценивают не столько по его личным достижениям, сколько по успехам его учеников. Ведь здесь мало просто знать,— надо уметь передавать знания и, конечно, стремиться к тому, чтобы ученики пошли дальше учителя. То есть в какой-то степени жертвовать амбициями. А это нелегко.

— Это очень высокий критерий. Нет опасения, что он снизит привлекательность педагогических специальностей для молодых людей?

— У нас в университете в этом году 1064 бюджетных места. Большая часть из них — педагогические специальности. С самого начала приемной кампании количество заявлений заметно превышает заявленные вузом возможности. К нам поступает молодежь из Тулы и области, едут из соседних, а иногда и из достаточно отдаленных регионов. Причина выбора проста: ТГПУ входит в пятерку лучших педвузов страны. Кстати, их не так уж много. Ряд регионов, в том числе и центральных, отказались от педагогической специализации и начали строить на основе педвузов университеты классического типа. Не буду оценивать их успешность, скажу только, что к нам это привлекло абитуриентов из Орловской, Калужской, Московской, Рязанской и многих других областей. Потребность в педагогических кадрах существует всегда. И это — объективный процесс: уходят старшие поколения учителей, им на смену идут новые. В школах вводятся новые предметы — требуются специалисты. Ну и, наконец, чисто житейский фактор: большинство учителей женщины — они выходят замуж, переезжают в другие города следом за своими избранниками, уходят в долговременные отпуска по беременности и родам. Словом, учителя, педагоги востребованы всегда. И не только в школе, но и в колледжах, техникумах, университетах.

Теоретически специалист непедагогического профиля может прийти на работу в школу, но ему будет очень трудно из-за незнания базовых основ психологии ребенка, педагогики, отсутствия необходимых коммуникативных навыков. Человек же, проработавший с пяти-одиннадцатиклассниками, сможет договориться практически с кем угодно. Дети отличаются от взрослых лишь непосредственностью восприятия, неприятием фальши, обостренным чувством справедливости, временной неготовностью к компромиссам. С ними труднее, если не относиться к своему делу с искренней любовью и уважением. И, конечно, в современном прагматичном мире всё большую ценность приобретает та информация, которую способен передать учитель.

— Говорят, что современные школьники часто бывают более информированными, чем их учителя…

— Дети быстрее и легче осваивают современные гаджеты, это так. Но я, например, ни разу не сталкивался с ситуацией, когда сильного преподавателя математики или истории меньше уважают от того, что он, допустим, никогда не играл в какие-нибудь «танчики». Всё же от педагога в первую очередь требуется знание предмета, а также умение ориентироваться в смежных дисциплинах. Именно поэтому по всем педагогическим направлениям у нас предлагаются два профиля: физика и математика, химия и биология, русский язык и литература, русский и английский языки и т. д. Кстати, второй год мы будем принимать студентов для подготовки учителей физики и астрономии. А со следующего — истории и географии. Даже подготовка педагогов начальной школы включает в себя два профиля: будущий учитель начальных классов может выбрать английский язык или искусство, что в свете последних веяний очень актуально.

Еще один профиль педагогического образования — социальная педагогика — очень востребован в современной школе. Направлением «Социальная работа» интересуются учителя-предметники, работники правоохранительных органов и пенитенциарной системы, социальных служб.

Отмечу уникальную особенность педагогического бакалавриата по двум профилям: она предусматривает пятилетнюю подготовку.

— Владимир Алексеевич, вы упомянули о поступающих заявлениях. Скажите, какие направления пользуются наибольшей популярностью у абитуриентов?

— По итогам прошлых лет могу сказать, что у выпускников популярен факультет истории и права, всё больше молодых людей выбирают филологию, в том числе русскую, а также иностранные языки, в последние годы растет популярность физики и математики. Особо оценивается психолого-педагогическое образование, оно охватывает все периоды жизни человека — от детского сада до старости. Это и дошкольная педагогика и психология, в том числе и дошкольная дефектология, и специальная психология. Есть потребность в специалистах по психологии девиантного поведения. С другой стороны, необходимы педагоги, работающие с одаренными детьми — это направление есть у нас в магистратуре. Педагогика выходит за сугубо школьные рамки — это тенденции настоящего и будущего, и мы в организации образовательного процесса не можем их не учитывать.

— Мы говорили о педагогических направлениях, но ими вуз не ограничивается. Как появляются новые направления в подготовке специалистов?

— Появляются — немного не то слово. Ничто не возникает само собой. Да, у нас многопрофильный университет. И наряду с педагогическими у нас есть направления те же, что и у классических университетов.

Но здесь надо учитывать два очень важных равноценных фактора. Один из них — потребность в специалистах того или иного профиля. Потребность в первую очередь на предприятиях и в организациях региона. Второй фактор — это наличие в вузе академической базы по соответствующим направлениям.

Так, например, получилось у нас на факультете математики, физики и информатики.IT-сфера развивается стремительно. И всё же мы смогли создать на базе традиционного факультета своеобразный информационный кластер с хорошей репутацией как у студентов и преподавателей, так и у работодателей. Все три направления — «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Фундаментальная информатика» и «Прикладная информатика» — популярны у абитуриентов, и конкурс там достаточно высокий. А если говорить о потребностях региона, то у нас, например, теперь есть профиль «Прикладная информатика в здравоохранении». Здесь дополнительно к профильным дисциплинам даются основы медицинских знаний. Ни для кого ведь не секрет, что наши медики испытывают очевидные затруднения в работе с компьютером, с определенными программами. «Айтишники» рады бы помочь, но не обладают даже базовыми знаниями в области медицины. Это означает, что для учреждений здравоохранения специалистов IT-сферы надо готовить особо.

Или возьмем факультет естественных наук: по направлению «Химия» есть профили «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность», «Медицинская и фармацевтическая химия», а на направлении «Биология» — профиль «Биоэкология». Думаю, не стоит лишний раз напоминать, что такие специалисты однозначно востребованы как в промышленности, так и в сферах обеспечения жизнедеятельности и природосбережения. То же касается направления «Агрономия». Казалось бы, сам Бог велел изначально ориентироваться именно на сельское хозяйство. Но не только. Наш выпускник, еще будучи студентом, проходил практику в одном из заповедников Московской области. Его приняли в штат, не дожидаясь даже получения им диплома. А сегодня он уже приглашает наших студентов к себе на практику. То есть профессорско-преподавательский состав ТГПУ им. Л. Н. Толстого ориентирован на то, чтобы обеспечить студентов хорошими базовыми знаниями, дать выпускнику не просто востребованную рынком труда специальность, но и своеобразную возможность выбора будущей профессии. Этому же служит и научно-образовательная структура университета: Центр инжиниринга, где можно на практике применить полученные навыки, «Точка кипения» — площадка для коллективного творчества в реализации новых проектов с участием представителей науки и бизнеса. Реализовать потенциал студентов помогают научные и творческие объединения, волонтерское движение и т. д. Спортивные достижения обеспечивает спорткомплекс с бассейном.

Хорошая основа для профессионального роста

— Если говорить о потребностях региона, то уместно вспомнить о целевых местах. В ТГПУ практикуется подготовка специалистов по заказу предприятий, учреждений?

— Да, у нас есть целевые места. Для целевиков — свой конкурс, им гарантирована определенная социальная поддержка заказчика, практика, трудоустройство. В этом году более 300 поступающих заключили договоры с организациями и предприятиями. Хочу отметить, что основными нашими партнерами следует считать муниципалитеты, управление образования г. Тулы, других городов и районов. По их заказу мы готовим специалистов педагогических и психолого-педагогических направлений, IT-специалистов. Последних готовят на основе договорных отношений и предприятия, организации. Бизнес, в том числе и крупный, часто направляет специалистов изучать иностранные языки. Наши выпускники успешно работают в правоохранительных органах, в различных лабораториях, в музеях и библиотеках, на предприятиях и в госучреждениях.

— А если договора с предприятием или учреждением нет, но повысить свой образовательный уровень хочется? Школьные знания уже подвыветрились, но есть, например, стаж работы по специальности.

— Тульский государственный педагогический университет — один из немногих вузов — сохранил заочную форму обучения, в том числе и бюджетные места — их в этом году 304. Конечно, мы рады видеть тех, кто уже работает по специальности и хочет повысить свою квалификацию, допустим, после получения среднего профессионального образования. Эта категория абитуриентов поступает либо по результатам ЕГЭ, либо по вступительным экзаменам по их выбору, поэтому школьные знания они должны сохранить. Но и выпускников 2019 года тоже принимаем на заочное отделение, при этом не требуется ни стаж работы, ни трудовая книжка. Сейчас особенно в районах людям живется трудновато. И вчерашние школьники иногда вынуждены работать, чтобы помочь своей семье. Мы не должны лишать их возможности получить высшее образование.

На мой взгляд, заочную форму обучения напрасно недооценивают. По ряду специальностей опыт и возможность сразу применять полученные знания на практике — это очень хорошая основа для профессионального роста.

— Говоря о доступности высшего образования, нельзя не спросить еще об одной группе возможных студентов — молодых людях с ограниченными возможностями…

— Программа «Доступная среда» в нашем университете действует в полной мере — студентам с ограниченными возможностями обеспечен беспроблемный доступ в учебные корпуса и общежития, в бассейн. В некоторых корпусах на входе есть кнопка вызова сопровождающего — такую услугу у нас оказывают сотрудники вуза. Мы можем по запросу предоставить кресло-коляску для передвижения по любым покрытиям студенту с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Ну а самое главное, что и наши студенты и педагогический коллектив всегда готовы прийти на помощь человеку, испытывающему определенные затруднения. У нас учатся люди с ограниченными возможностями здоровья, учатся успешно и принимают активное участие в общественной жизни ТГПУ.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных