Наш выпускник без работы не останется
12 июля 2019 00:00
Автор: беседовала Наталья ЗЕЛИНЬСКА
Фото: пресс-службы ТГПУ им. Л. Н. Толстого
Вот оно и наступило, время выбора. Если бабушки и дедушки нынешних выпускников школ выбирали романтические профессии, а родители склонялись к так называемым престижным, то нынешнее молодое поколение задумывается о конкретных перспективах, а точнее — о работе уже как минимум на финал ближайшей пятилетки. Соответственно перестроились и образовательные учреждения. И всё же — не так просто определить, какие профессии будут востребованы даже в не столь отдаленном будущем. Заглянуть в день завтрашний тех, кто сегодня выбирает учебу в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого, мы попробовали вместе с его ректором, доктором
Учитель — профессия на века
— Да, со времен Древней Спарты престижность педагогического труда периодически подвергается сомнению. И основания для этого есть. Главное — это профессия, требующая определенной преданности, я бы даже сказал самоотреченности. И дело не только и не столько в маленькой — давайте будем честны — заработной плате: хороший специалист всегда сумеет монетизировать свои знания и опыт. Учителя в конечном итоге оценивают не столько по его личным достижениям, сколько по успехам его учеников. Ведь здесь мало просто знать,— надо уметь передавать знания и, конечно, стремиться к тому, чтобы ученики пошли дальше учителя. То есть в
— Это очень высокий критерий. Нет опасения, что он снизит привлекательность педагогических специальностей для молодых людей?
— У нас в университете в этом году 1064 бюджетных места. Большая часть из них — педагогические специальности. С самого начала приемной кампании количество заявлений заметно превышает заявленные вузом возможности. К нам поступает молодежь из Тулы и области, едут из соседних, а иногда и из достаточно отдаленных регионов. Причина выбора проста: ТГПУ входит в пятерку лучших педвузов страны. Кстати, их не так уж много. Ряд регионов, в том числе и центральных, отказались от педагогической специализации и начали строить на основе педвузов университеты классического типа. Не буду оценивать их успешность, скажу только, что к нам это привлекло абитуриентов из Орловской, Калужской, Московской, Рязанской и многих других областей. Потребность в педагогических кадрах существует всегда. И это — объективный процесс: уходят старшие поколения учителей, им на смену идут новые. В школах вводятся новые предметы — требуются специалисты. Ну и, наконец, чисто житейский фактор: большинство учителей женщины — они выходят замуж, переезжают в другие города следом за своими избранниками, уходят в долговременные отпуска по беременности и родам. Словом, учителя, педагоги востребованы всегда. И не только в школе, но и в колледжах, техникумах, университетах.
Теоретически специалист непедагогического профиля может прийти на работу в школу, но ему будет очень трудно
— Говорят, что современные школьники часто бывают более информированными, чем их учителя…
— Дети быстрее и легче осваивают современные гаджеты, это так. Но я, например, ни разу не сталкивался с ситуацией, когда сильного преподавателя математики или истории меньше уважают от того, что он, допустим, никогда не играл в
Еще один профиль педагогического образования — социальная педагогика — очень востребован в современной школе. Направлением «Социальная работа» интересуются
Отмечу уникальную особенность педагогического бакалавриата по двум профилям: она предусматривает пятилетнюю подготовку.
— Владимир Алексеевич, вы упомянули о поступающих заявлениях. Скажите, какие направления пользуются наибольшей популярностью у абитуриентов?
— По итогам прошлых лет могу сказать, что у выпускников популярен факультет истории и права, всё больше молодых людей выбирают филологию, в том числе русскую, а также иностранные языки, в последние годы растет популярность физики и математики. Особо оценивается
— Мы говорили о педагогических направлениях, но ими вуз не ограничивается. Как появляются новые направления в подготовке специалистов?
— Появляются — немного не то слово. Ничто не возникает само собой. Да, у нас многопрофильный университет. И наряду с педагогическими у нас есть направления те же, что и у классических университетов.
Но здесь надо учитывать два очень важных равноценных фактора. Один из них — потребность в специалистах того или иного профиля. Потребность в первую очередь на предприятиях и в организациях региона. Второй фактор — это наличие в вузе академической базы по соответствующим направлениям.
Так, например, получилось у нас на факультете математики, физики и
Или возьмем факультет естественных наук: по направлению «Химия» есть профили «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность», «Медицинская и фармацевтическая химия», а на направлении «Биология» — профиль «Биоэкология». Думаю, не стоит лишний раз напоминать, что такие специалисты однозначно востребованы как в промышленности, так и в сферах обеспечения жизнедеятельности и природосбережения. То же касается направления «Агрономия». Казалось бы, сам Бог велел изначально ориентироваться именно на сельское хозяйство. Но не только. Наш выпускник, еще будучи студентом, проходил практику в одном из заповедников Московской области. Его приняли в штат, не дожидаясь даже получения им диплома. А сегодня он уже приглашает наших студентов к себе на практику. То есть
Хорошая основа для профессионального роста
— Если говорить о потребностях региона, то уместно вспомнить о целевых местах. В ТГПУ практикуется подготовка специалистов по заказу предприятий, учреждений?
— Да, у нас есть целевые места. Для целевиков — свой конкурс, им гарантирована определенная социальная поддержка заказчика, практика, трудоустройство. В этом году более 300 поступающих заключили договоры с организациями и предприятиями. Хочу отметить, что основными нашими партнерами следует считать муниципалитеты, управление образования г. Тулы, других городов и районов. По их заказу мы готовим специалистов педагогических и
— А если договора с предприятием или учреждением нет, но повысить свой образовательный уровень хочется? Школьные знания уже подвыветрились, но есть, например, стаж работы по специальности.
— Тульский государственный педагогический университет — один из немногих вузов — сохранил заочную форму обучения, в том числе и бюджетные места — их в этом году 304. Конечно, мы рады видеть тех, кто уже работает по специальности и хочет повысить свою квалификацию, допустим, после получения среднего профессионального образования. Эта категория абитуриентов поступает либо по результатам ЕГЭ, либо по вступительным экзаменам по их выбору, поэтому школьные знания они должны сохранить. Но и выпускников 2019 года тоже принимаем на заочное отделение, при этом не требуется ни стаж работы, ни трудовая книжка. Сейчас особенно в районах людям живется трудновато. И вчерашние школьники иногда вынуждены работать, чтобы помочь своей семье. Мы не должны лишать их возможности получить высшее образование.
На мой взгляд, заочную форму обучения напрасно недооценивают. По ряду специальностей опыт и возможность сразу применять полученные знания на практике — это очень хорошая основа для профессионального роста.
— Говоря о доступности высшего образования, нельзя не спросить еще об одной группе возможных студентов — молодых людях с ограниченными возможностями…
— Программа «Доступная среда» в нашем университете действует в полной мере — студентам с ограниченными возможностями обеспечен беспроблемный доступ в учебные корпуса и общежития, в бассейн. В некоторых корпусах на входе есть кнопка вызова сопровождающего — такую услугу у нас оказывают сотрудники вуза. Мы можем по запросу предоставить