Транспорт в порядке

Назад

24 мая 2019 00:00

 0
Общество

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: Александра Колесника

Всевидящий ГЛОНАСС

Вот уже некоторое время водители МКП «Тулгорэлектротранс» начинают трудовой день с проверки работы ГЛОНАСС, установленной сегодня в салоне каждого автобуса и троллейбуса.
– Всё включается сразу после запуска двигателя, – объясняет водитель троллейбуса Наталья Семёнова. – На табло появляются маршрут, время выхода в рейс, расписание, выданное диспетчером...
По ее словам, современные технологии всерьез облегчили жизнь водителя: больше нет необходимости постоянно отвлекаться и просматривать путевой лист. Например, в онлайн-расписании всегда отображается как предписываемое графиком время прибытия на остановку, так и фактический момент подъезда. Весомый плюс – возможность поддерживать прямую связь с диспетчером, который, отслеживая ситуацию на дорогах, теперь заранее предупреждает о ДТП или других непредвиденных ситуациях. Да и безопаснее с современными технологиями – например, сообщения о посторонних предметах в салоне тоже передаются моментально.
ГЛОНАСС, кстати, помогает не только конкретным людям. Благодаря ему работа всей системы городского общественного транспорта стала и прозрачнее, и эффективнее. Это «всевидящее око» передает в ЦДС сведения о том, соблюдает ли водитель расписание, есть ли на дорогах пробки и ДТП, сколько времени провел автобус в пути, каковы точные сроки его прибытия на ту или иную остановку.
Центральная диспетчерская служба действует с 2014 года и контролирует работу всего транспорта в Туле и области, за исключением личного. Сейчас на ее контроле транспортные средства, работающие по 500 маршрутам в Тульской области и делающие более 12 тысяч рейсов ежедневно по утвержденному расписанию.
При составлении последнего – опять-таки с помощью ГЛОНАСС – обязательно учитываются протяженность и наполняемость маршрутов. Для каждого – индивидуальный график и оптимальное количество выходящих в рейс автобусов, троллейбусов и трамваев. Кажется, очень легко ошибиться – уж очень большой объем работы, но данные по каждому маршруту от всех транспортных средств поступают на сервер, где обрабатываются, накапливаются и преобразуются для передачи на рабочие места специалистов ЦДС. А те, в свою очередь, формируют из них информационные базы, позволяющие получить максимально полную и объективную картину городского движения.

Все ходы записаны

– Диспетчерские пункты, где установлено программное обеспечение, помогающее в режиме реального времени корректировать работу городского пассажирского транспорта, у нас работают в каждом подразделении, – отметил директор МКП «Тулгорэлектротранс» Алексей Марушкин.
Во время рассказа о том, как функционирует ЦДС, в памяти сам собой всплывает знаменитый афоризм: «У меня все ходы записаны» – из «Двенадцати стульев». Особенно если учесть, что помимо общественного транспорта ЦДС администрирует движение машин «скорой помощи», спецтранспорта, задействованного на уборке города, и так далее. На экранах операторов отражается практически всё – система специально настроена таким образом, чтобы контролирующие органы, в том числе муниципальной власти, получали оперативную и достоверную картину.
– Мы получаем полную информацию о работе муниципального транспорта – какой объем перевозок был выполнен, как он соответствует утвержденному расписанию и графику выхода подвижного состава на маршруты, – пояснил заместитель главы администрации Тулы – начальник управления транспорта и дорожного хозяйства Алексей Крыгин. – Если возникают спорные вопросы, жалобы пассажиров на то, что автобус, например, не остановился на остановке, можно просмотреть весь маршрут, установить время и продолжительность остановок, скоростной режим движения. И эта информация в архиве хранится в течение 5 лет. Кроме того, система предоставляет сведения о точном километраже пробега каждого транспортного средства, что позволяет вести дополнительно контроль за списанием средств на горюче-смазочные материалы.
Кстати, часто, сами не подозревая, многие из горожан уже активно пользуются преимуществами, которые дает работающее в ЦДС программное обеспечение.
– Информацию о движении городского транспорта любой пассажир может получить с помощью сервисов «Яндекс.Транспорт» и «Транспорт71», – рассказал директор АО «ЦДС ТО» Евгений Беляев. – Эти сервисы связаны с базой данных ЦДС. Помимо муниципального на «Яндекс.Транспорт» выводится также информация о движении коммерческого транспорта.

Лучше регулируемый

Практика, используемая ЦДС и «Тулгор-электротрансом», без сомнения, будет полезна и в серьезной работе по улучшению транспортной ситуации, которая сейчас ведется в городе по поручению губернатора Алексея Дюмина.
– Развитие транспортной инфраструктуры – актуальная тема, – считает глава областного центра Юрий Цкипури. – Вопросы, связанные с транспортным обслуживанием населения, находятся на постоянном контроле депутатов. Еще в июне прошлого года Тульской городской думой принято решение об установлении требований к перевозчикам, работающим по нерегулируемым тарифам. Оно, конечно, дало определенный эффект – снизилась загруженность дорожной сети, появилась возможность контролировать соблюдение расписания движения с помощью навигационных данных. Но требуются дальнейшие перемены, и нам важно сделать всё возможное для того, чтобы общественный транспорт стал оперативнее, комфортнее и безопаснее.
Расписание выпуска тульского муниципального транспорта на линию утверждено еще в 2015 году и в нем прописан выход на маршруты 130 автобусов, 53 троллейбусов и 63 трамваев. А ведь есть еще и коммерческие перевозчики. Казалось бы, такое количество должно было гарантировать качественные услуги, но вплоть до середины 2018 года то же расписание выполнялось, мягко говоря, не всегда.
Понятно, что сложившаяся в сфере пассажирского транспорта ситуация городские власти, которым жители высказывали претензии в первую очередь, не устраивала, и систему решили изменить.
Задача казалась сложной, но всего за полгода «Тулгорэлектротранс» увеличил количество единиц транспорта, выходящего на линию. Сейчас ежедневно к услугам пассажиров – 53 троллейбуса, 63 трамвая и 127 из 129 автобусов. Увеличен выпуск подвижного состава и в вечернее время. Если еще недавно после семи часов в рейс выходило всего 12–15 транспортных единиц, теперь же – стабильно работают 35 машин.
Как заметил Алексей Крыгин, плановый показатель по выпуску подвижного состава на линию, регламентированный Минтрансом РФ для муниципальных перевозок, установлен на уровне 96%, в то время как в Туле сейчас этот показатель достиг 98%. И жалоб от недовольных граждан стало заметно меньше.
– В этом году «Тулгорэлектротранс» планирует довести утренний выпуск машин на линию до 160, а в вечернее время – до 70, – добавил он.
И это еще не всё. По словам начальника управления транспорта и дорожного хозяйства, в этом году пять маршрутов с нерегулируемым тарифом должны перейти на регулируемый тариф – соответствующее постановление уже подписано главой администрации Тулы Евгением Авиловым.
– Документ предусматривает выход на линию еще порядка 80 единиц транспорта большой и средней вместимости, – объяснил Алексей Крыгин. – К участникам будут предъявлять единые требования, такие же, как, например, к МКП «Тулгорэлектротранс» – это наличие автобусов средней вместимости, транспортные средства не старше трех лет и, самое важное для пассажиров, – возможность пользоваться льготами так же, как они пользуются в муниципальном транспорте, и условия для безналичной оплаты проезда. Перевозчик при этом будет получать оплату за километр пробега, в случае невыполнения условий муниципального контракта будут применяться штрафные санкции.
Решение кажется вполне логичным. Регулируемый тариф не только предоставит дополнительные возможности пассажирам, но и власти смогут отслеживать качество исполнения контракта, а следовательно, и эффективность расходования бюджетных средств. Плюс, как утверждают чиновники, это выгодно и самим перевозчикам – добросовестным, конечно. Так что с середины декабря в областном центре по регулируемым тарифам должны начать работу перевозчики на муниципальных маршрутах № 4, 40к, 42, 50 и 62.
При этом, согласно новой транспортной схеме, интервал движения городского транспорта средней и большой вместимости в часы пик не превысит 7 минут, а в межпиковое время – 15–20.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных