Новое дело: прогорит или выгорит?

Назад

12 апреля 2019 00:00

 0
Общество

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: соцсети

Туляков призывают идти в бизнесмены: реклама обещает бесплатное обучение, самую разную поддержку и, как итог, полную финансовую независимость. О первоначальных вложениях и возможных рисках говорится гораздо меньше. А меж тем, построить на пустом месте нормальный бизнес нереально, но и крупные вложения — не гарантия успеха.

Разбившаяся мечта

В прошлом году семья Дорониных (фамилия изменена) решила открыть в Туле семейный бизнес — пиццерию, но не создавать проект с нуля, а приобрести франшизу мирового бренда. Казалось, что так построить бизнес будет проще. Компания, на которую пал выбор, работает с 1960 года и имеет более 11,5 тыс. корпоративных филиалов в 75 странах мира. Только в России за 20 лет существования компания открыла 180 ресторанов фастфуда.

— Иметь свой ресторан всегда было моей мечтой,— рассказывает Илья Доронин.— Я прошёл обучение в компании, во время которого попробовал себя во всех ролях, от уборщика до директора ресторана. Франчайзеры обещали безубыточную деятельность с первого месяца и окупаемость бизнеса за 36 месяцев, мощную поддержку мирового бренда и самую продвинутую IT-систему. На деле всё оказалось не совсем так…

Предприниматель следовал всем советам компании. Открыл помещение в центре города, на месте одного популярного ресторана, провёл рекламную кампанию, участвовал в качестве спонсора в городских акциях и фестивалях. О том, что в город пришёл известный бренд, туляки узнали довольно быстро, вот только ни окупаемости, ни тем более прибыли ни за первый месяц, ни даже за первые полгода работы так и не было.

— Кабальные условия договора российского представительства компании (множество навязанных услуг, штрафы) изначально преследовали одну цель — заманивание новых инвесторов в свою финансовую пирамиду, а о честном ведении бизнеса никто не думал,— считает И. Доронин.— Бизнес-модель оказалась нерабочей, практически все рестораны сети, работающие за пределами МКАД, попали в аналогичную ситуацию и вынуждены закрываться. Наш первоначальный план по открытию в Туле 4–5 ресторанов известного бренда пришлось свернуть, убытки — многомиллионные…

Предприниматель планирует предъявить претензию франчайзеру, возможно, объединившись с собратьями по несчастью из других регионов. Процесс пока только набирает обороты.

Читайте документы правильно!

В центре поддержки предпринимательства Тульской области о ситуации вокруг бизнеса семьи Дорониных знают, но конкретных комментариев предоставить не смогли — в причинах провала франшизы нужно разбираться досконально, а пока имеет место спор двух хозяйствующих субъектов.

— Любое дело может быть как успешным, так и провальным, и это зависит от огромного количества факторов,— объясняет руководитель центра Анастасия Иващенко.— Действительно, существует мнение, что франчайзинговый бизнес вести проще, чем создавать любое дело с нуля. Предприниматель покупает готовое коробочное решение, где всё расписано «от и до»: с чего начать, как развиваться, представлена оценка вложений и окупаемости. Это в хороших франшизах…

Но есть и другая категория предложений — которые созданы и работают в определённых условиях (например, только в крупных городах или в определённое время года), о которых франчайзер может умолчать. При всей привлекательности такого бизнеса и описанных плюсах он может не пойти в данное конкретное время в данном конкретном месте.

Центр поддержки предпринимательства ежегодно проводит ярмарку франшиз и семинар в двух частях — для потенциальных франчайзеров (в Туле есть успешные предприниматели, поставившие своё дело на поток!) и франчайзи, то есть тех, кто хочет открыть бизнес по предложенному лекалу. Первый совет, который дают будущим бизнесменам,— подробно изучить предложение с привлечением опытного юриста.

— Мы такую услугу оказываем бесплатно: специалист изучит все документы и сделает первоначальный вывод о жизнеспособности франшизы,— говорит А. Иващенко.— В договоре не должно быть тёмных пятен, слово «сопровождение» должно означать конкретные вещи: есть ещё множество подводных камней, о которых человек, впервые открывающий бизнес, может не знать…

По статистике центра поддержки предпринимательства, большинство предпринимателей, открывших бизнес по франшизе, оказываются всё-таки в плюсе, успешно развивают начатое дело или, получив опыт, создают в этой же сфере свой бренд. Одни из последних успешных тульских примеров — сеть кофеен и мини-пекарен (такой бизнес стоит относительно недорого, от ста тысяч рублей, и всегда востребован), выращивание рассады и т. д.

Найти свою нишу

Автор известного теперь на всю страну бренда барбершопов туляк Алексей Локонцев свой первый мужской зал открыл пять лет назад.

— Раньше мужиков стригли не специалисты мужских стрижек, а мастера-универсалы из советского прошлого,— рассказывает предприниматель.— Когда я получил первую прибыль от барбершопа в размере 50 тыс. руб., понял, что нашёл нишу, которая ещё не занята. Существовавший на тот момент в Туле единственный салон другого известного бренда я мгновенно обогнал. Сейчас моя франшиза стоит гораздо дороже! …

Впрочем, и тот самый первый салон тоже не бедствует. По мнению экспертов, очень важна роль самого франчайзи.

— Если человек знает дело, которым занимается, любит и развивает его самостоятельно, это будет иметь успех. Салоном, о котором идёт речь, занимается настоящий профи, поэтому в него идут, даже несмотря на то, что рядом и на соседней улице работает другой известный бренд,— комментирует бизнесмен, основатель и в прошлом владелец популярной сети кофеен в Туле Андрей Колбасинов.

Свою первую кофейню мужчина открыл, имея огромный опыт работы в качестве специалиста по приготовлению кофе — бариста. К тому моменту у Колбасинова за плечами были победы в международных конкурсах, он знал о кофе и его рынке в Тульской области всё.

Очень быстро самая первая кофейня, где за стойкой стоял сам предприниматель, стала пользоваться успехом. Удалось открыть вторую, потом третью, а дальше бизнес масштабировался сам собой.

— Все заведения были успешными, потому что каждой франшизой занимался я сам, контролировал работу всех заведений, не допускал малейшей халтуры или несоответствия заданному уровню, при этом понимая, в каком городе мы живём. Тула — не миллионник и не город очень богатых людей,— продолжает А. Колбасинов.— Мне кажется, именно эту ошибку допустили владельцы пиццерии известного бренда: они не попали в рынок. В Туле нет недостатка мест, где можно было бы съесть пиццу. Арендовать большой особняк в центре и делать супердорогой ремонт, чтобы продавать дорогой продукт,— неверное решение…

Кстати, предприниматель говорит, что сейчас покупать франшизу на кофейню в Туле он бы не стал — нет хороших предложений. А тем, кто задумывается об открытии любого бизнеса, даёт совет: получить консультацию у опытного предпринимателя, который успешно работает на рынке города. Такие консультации проводятся не бесплатно, но это, пожалуй, самый правильный путь. Купить франшизу или выстроить дело с нуля? Ответ на этот вопрос подскажет эксперт. Колбасинов уверен: если начинать самому, без посторонней помощи и необходимых знаний, вероятность провала равна 90%.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных