Экспорт — дело добровольное

Назад

09 апреля 2019 00:00

 0
Экономика

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Едва отечественные аграрии успели решить задачу импортозамещения, увеличив за пять лет примерно на 20 процентов объем производства сельхозпродукции и практически полностью обеспечивая страну по основным группам продовольственных товаров, как государство поставило перед ними очередную стратегическую цель…

В рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» предусмотрена реализация федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Его главная задача — добиться того, чтобы объем сельхозпродукции, которой наши производители торгуют на зарубежных рынках, к концу 2024 года в стоимостном выражении достиг 45 миллиардов долларов США. Добиться этого эксперты Правительства РФ предлагают путем создания новой товарной массы (в том числе с высокой добавленной стоимостью), экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранения торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки и создания системы продвижения и позиционирования продукции АПК.

Естественно, вклад в общее дело придется внести каждому региону. Так, для нашей области показатель 2024-го определен на уровне 323 миллионов долларов США. Цифра в общем немаленькая. Даже если помнить, что региональный министр сельского хозяйства Дмитрий Миляев неоднократно заявлял, что мы специализируемся как раз на несырьевом экспорте, а значит, имеем опыт и некоторую базу. В прошлом году объем продукции, экспортированной тульскими сельхозпроизводителями, несколько превысил 140 миллионов долларов… За пять лет показатель должен вырасти более чем вдвое, а значит, рассчитывать на эволюционное (читай — постепенное) развитие этого направления нельзя.

Тему экспорта продукции АПК в последнее время у нас обсуждают достаточно часто — очередной круглый стол по этому вопросу собрал чиновников, руководителей компаний, имеющих определенный положительный опыт ведения экспортной деятельности, производителей сельскохозяйственной продукции, а также представителей кредитных организаций.

— Мы хотим рассказать о существующих формах поддержки, о правилах и требованиях, чтобы повысить информированность селян,— приветствовал собравшихся Дмитрий Миляев.— Мы живем в современном мире, когда информация побуждает человека действовать и помогает принимать решения…

— Поднимите руки, кто сейчас экспортирует свою продукцию? — презентация старшего менеджера по работе с клиентами АО «Российский экспортный центр» Екатерины Полищук строилась на тех же принципах, что и модные сейчас выступления тренеров личностного роста и бизнес-консультантов, а потому определенную иронию в рядах приглашенных, естественно, вызывала.

Зато стороннему наблюдателю предстала довольно любопытная картинка. Из примерно 70 участников круглого стола в ответ на вышеозвученный вопрос вверх взмыли 3–4 руки. Примерно столько же человек немногим позже выразили не просто заинтересованность в обсуждаемой теме, но и готовность попробовать выйти на зарубежные рынки. В общем, негусто даже для такой сравнительно небольшой аудитории, хотя дело, быть может, в консервативности самих аграриев, в принципе не склонных принимать поспешные решения и по большей части не приветствующих эксперименты, какие бы заманчивые перспективы они ни сулили.

— Сейчас в нашем регионе реализуется свыше 30 проектов на сумму порядка 100 миллиардов рублей, из которых треть имеет существенный экспортный потенциал,— сообщил собравшимся Дмитрий Миляев.

По его словам, основные направления экспорта продукции тульского АПК — это масложировая продукция, злаки и продукты глубокой переработки зерна, пиво и напитки, кондитерские изделия, мясная продукция и продукты ее переработки, суточные цыплята и картофель.

Наша продукция пользуется спросом. Так, например, в конце марта в регионе работала делегация Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии — сейчас решается вопрос о допуске тульской продукции на рынок Страны восходящего солнца. Пока речь идет всего о двух предприятиях — ООО «Воловский бройлер» и ЗАО «Краснобор». Но если они смогут пройти испытания одной из самых жестких в мире систем контроля, можно будет смело утверждать: качество тульской сельхозпродукции достаточно высокое даже по мировым стандартам.

При этом государство готово поддержать как действующих, так и начинающих экспортеров. В частности, министр напомнил о прозвучавших на встрече с министром сельского хозяйства РФ Дмитрием Патрушевым предложениях по организации системы поддержки экспорта, которые касаются льготного кредитования проектов, нацеленных на поставки продукции за рубеж, возмещения части капитальных затрат, активизации деятельности торговых представительств, находящихся на территории других государств. Уже действуют меры поддержки по линии Российского экспортного центра — в частности, по возмещению части логистических затрат. Обещают, что комплекс мер будет дорабатываться, появятся новые формы, вырастут и объемы средств, направляемых на поддержку экспорта.

— Мы рассчитываем на те производства, которые уже работают сегодня,— заметил Дмитрий Миляев.— Кто-то из них делает первые шаги, а кто-то уже имеет определенный опыт, но люди теперь хотят выходить на новые рынки — рынки других стран. Речь идет и о компаниях, реализующих в регионе инвестиционные проекты. В том числе — о строительстве завода по выпуску растительных масел, о промышленных овцеводческих фермах. Есть также проект по созданию оленеводческого комплекса закрытого цикла. А это всё продукты, которые интересуют покупателей на внешних рынках. Таким образом, ставка делается как на развитие уже действующих предприятий, так и на только создаваемые сельхозпредприятия.

Достаточно много внимания сейчас уделяют и вопросу экспорта фермерской продукции. Как вариант — для выхода на зарубежные рынки предприятиям малых форм хозяйствования предлагают кооперироваться. Правда, здесь нужно иметь в виду — экспорт неизбежно повлечет за собой существенное увеличение объемов производства, что в свою очередь далеко не всегда благотворно влияет на вкус и качество продукта. Как и необходимое увеличение сроков годности продукта. Проще говоря, фермерская курица и курица с птицефабрики — две сильно разные птицы.

— Увеличение объемов экспорта, конечно, задача государственной важности,— пояснил министр.— Но мы же насильно никого не заставляем. Производитель должен сам решить, будет ли он ориентироваться на внешний рынок или ограничится внутренним. В конце концов, задача обеспечения собственных потребностей по-прежнему актуальна. Каждый сельхозтоваропроизводитель — если его продукция качественная — может выбирать ту нишу, которая ему интересна.

Правда, одного интереса тут маловато будет. Нужен базовый потенциал — возможности и ресурсы. И четкое осознание того, что одолженные средства даже льготных кредитов неизбежно подлежат возврату. И разговоры про плохую погоду тут никого не заинтересуют. Как и ценовые капризы мирового рынка.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных