Догнать и перегнать Финляндию
06 марта 2019 00:00
Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
Фото: соцсети
В Туле прошло Всероссийское совещание с руководителями органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования «Перспективы интеграции
Попасть в «десятку»
Вряд ли у нас найдется сфера, которая пережила больше реформ, чем образование. Постоянно меняются учебные программы, совершенствуются технологические средства и методики преподавания, внедряются новые формы аттестации — в этом году стукнет десять лет, как мы практикуем ЕГЭ… Любое нововведение сопровождается рефреном о «качественно новом уровне», но, увы, у большинства рядовых граждан (в первую очередь родителей) вызывает только нервный тик. И вот опять.
Как напомнил участникам совещания тульский губернатор Алексей Дюмин, очередным приступом интереса к сфере образования мы обязаны Президенту РФ Владимиру Путину. Глава государства, как наверняка помнят все следящие за новостями, поставил перед правительством задачу обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования. Другими словами, необходимо добиться вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Задачка, конечно, не самая простая — в соответствующем рейтинге ООН в 2017 году мы по уровню образования в целом занимали всего лишь
При этом с
Вот только, как оказалось, дело не только в них.
Контроль — не приговор
Во время
Да и сами школы, если верить чиновникам, должны перестать бояться контроля, как бубонной чумы. Предполагается, что новые проверки должны быть направлены исключительно на поддержку и являть собой механизм, помогающий формированию объективной картины.
— Мы переходим на
Он напомнил, что сейчас выстраивается единая система оценки качества образования, вводятся в штатный режим всероссийские проверочные работы, единый государственный экзамен проходит объективно и планомерно совершенствуется.
Рособрнадзор считает, что проверять необходимо те школы, которые показывают низкие или необъективные результаты. При этом при проверках контролировать следует не столько формальные показатели, сколько реальные знания учеников.
Если верить официальной информации, эксперты обосновали свои выводы тем фактом, что в попавших под подозрение школах результат выполнения ВПР оказался заметно выше среднего по региону. При этом речь идет не о лицеях или гимназиях с углубленным изучением
Кравцов предлагает сосредоточиться как раз на слабых — направлять туда сильных управленцев и методистов, естественно, мотивируя их в первую очередь финансово, и подтягивать до приемлемого уровня. Так, поступают, например, в Финляндии, где качество образования традиционно оценивается высоко.
На самом деле, идея, кажется, не лишена смысла. Вот только слабо верится, что размер «мотивации» будет хоть
Что действительно поможет сфере образования — так это невключение результатов ЕГЭ в критерии оценки эффективности губернаторов. По словам Сергея Кравцова, пока Рособрнадзору удается убеждать правительство в ошибочности такого шага. Но если вдруг перевес окажется на стороне тех, кто считает, что баллы выпускников имеют
Еще один важный момент связан с обеспечением объективности процедур проведения всероссийских проверочных работ и государственной итоговой аттестации после
— Они не знают новейшей истории, у них нет практически никакой базы,— возмутил Сергея Кравцова уровень знаний тех, кому предстоит в техникумах в числе прочего осваивать работу на сложной технике.
Работа по оценке качества среднего профессионального образования предстоит огромная, и при этом весь процесс должен быть ориентирован на подготовку специалистов, востребованных региональными рынками труда.
Руководитель Рособрнадзора напомнил областным министрам образования об их персональной ответственности за организацию проведения ЕГЭ. По его словам, эта работа не должна страдать и отодвигаться на второй план
Учителя в кольце врагов? …
— Мы должны выявлять те проблемы, которые есть у школ, и выстраивать систему методической поддержки и повышения квалификации педагогов, чтобы помочь конкретной школе,— заявил руководитель Рособрнадзора.
Он рассказал, что ведомство продолжит работу по созданию объективных механизмов оценки предметных и методических компетенций учителей. Еще одним актуальным направлением станет оценка компетенций директоров школ и выработка прозрачных критериев отбора кандидатов на эту должность.
— Важно, чтобы директор был профессионалом, понимал и выполнял предъявляемые к нему требования. Если будут понятные и прозрачные критерии назначения директоров школ, проблемы, связанные с их компетентностью, минимизируются,— пояснил Кравцов.
Намерения у Рособрнадзора, вероятно, самые благие. Как бы мы ни пытались сохранить хорошую мину при плохой игре — объективно система образования переживает тяжелый кризис. И для того чтобы это понять, вовсе не обязательно быть экспертом. Достаточно посмотреть, что сейчас практически ни одна семья из тех, кто озабочен учебой собственных детей, не обходится без помощи репетиторов. Достаточно пролистать учебники по гуманитарным предметам с крайне странными заданиями или поговорить с преподавателями вузов относительно качества подготовки абитуриентов…
Когда я писала этот материал, то позвонила бывшей однокурснице, работающей учителем русского языка и литературы в одной из школ Московской области. И с изумлением узнала, что она собирается увольняться. На мое изумленное «почему?» последовал ответ:
— Поймала себя на том, что живу в состоянии вечного страха — что скажет дирекция, что скажут родители, как бы чего не вышло. Ощущение загнанности — ты всем должна и во всем виновата. Плохую оценку поставить нельзя — показатели, работать так, как считаешь правильным, нельзя — рекомендации. Это не работа, это выживание в кольце врагов. Когда я поймала себя на том, что меня раздражают даже дети — единственное, ради чего вообще стоит в школу идти,— поняла, что больше просто не могу…
Возможно, я ошибаюсь, но прежде чем вводить систему контроля (пусть даже с самыми благими намерениями), может, стоит попробовать сделать так, чтобы педагоги перестали чувствовать себя заложниками системы? Почему просто не предоставить учителю разумную свободу? Позволить ему самому решать, как выполнять стоящие перед ним задачи? В конце концов, во всех странах первой десятки, которая так привлекает Президента РФ, именно так всё и устроено.