Догнать и перегнать Финляндию

Назад

06 марта 2019 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: соцсети

В Туле прошло Всероссийское совещание с руководителями органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования «Перспективы интеграции контрольно-надзорной деятельности и единой системы оценки качества образования». За зубодробительной формулировкой скрывалась «вечно-зеленая» тема совершенствования учебного процесса. 

Попасть в «десятку»

Вряд ли у нас найдется сфера, которая пережила больше реформ, чем образование. Постоянно меняются учебные программы, совершенствуются технологические средства и методики преподавания, внедряются новые формы аттестации — в этом году стукнет десять лет, как мы практикуем ЕГЭ… Любое нововведение сопровождается рефреном о «качественно новом уровне», но, увы, у большинства рядовых граждан (в первую очередь родителей) вызывает только нервный тик. И вот опять.

Как напомнил участникам совещания тульский губернатор Алексей Дюмин, очередным приступом интереса к сфере образования мы обязаны Президенту РФ Владимиру Путину. Глава государства, как наверняка помнят все следящие за новостями, поставил перед правительством задачу обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования. Другими словами, необходимо добиться вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Задачка, конечно, не самая простая — в соответствующем рейтинге ООН в 2017 году мы по уровню образования в целом занимали всего лишь 27-е место. А в декабре прошлого года известный телеведущий спровоцировал очередной скандал, опубликовав данные мирового рейтинга качества образования Spectator Index, согласно данным которого мы находимся на 52 месте. Лучше дела обстоят, например, в Руанде, Индонезии и Малайзии. И это уже обидно.

При этом с материально-технической точки зрения в сфере российского образования всё если и не отлично, то точно хорошо. Только в Тульской области, по словам главы региона, за год введены в эксплуатацию несколько детских садов и первая за 10 лет новая школа. Открыто два Центра поддержки одаренных детей. Первый — «Мастерская талантов» — работает еще с 2017 года. Второй — по научно-техническому и гуманитарному направлениям — создан в прошлом году в Ясной Поляне. Активно функционируют технопарки — воспитанники «Кванториума» занимают призовые места на всероссийских и международных конкурсах. В общем, если бы дело было исключительно в количестве интерактивных досок и компьютеров на одну школу, вопрос о качестве образования даже и не стоял бы.

Вот только, как оказалось, дело не только в них.

Контроль — не приговор

Во время пресс-подхода до начала совещания руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов вполне уверенно заявил о том, что система контроля в образовании должна измениться коренным образом. Нет никакого смысла нагружать детей в первом классе, к примеру, разработкой презентаций в графических редакторах — всё равно любой здоровый человек понимает, что галочка в отчете в этом случае ставится маме или папе, а польза для ребенка нулевая.

Да и сами школы, если верить чиновникам, должны перестать бояться контроля, как бубонной чумы. Предполагается, что новые проверки должны быть направлены исключительно на поддержку и являть собой механизм, помогающий формированию объективной картины.

— Мы переходим на риск-ориентиро — ванную модель контрольно-надзорной деятельности,— отметил в начале полуторачасового основного доклада Кравцов.— Оценка качества образования будет заложена в новых механизмах контрольно-надзорной деятельности в системе образования. Мы эту интеграцию должны обеспечить.

Он напомнил, что сейчас выстраивается единая система оценки качества образования, вводятся в штатный режим всероссийские проверочные работы, единый государственный экзамен проходит объективно и планомерно совершенствуется.

Рособрнадзор считает, что проверять необходимо те школы, которые показывают низкие или необъективные результаты. При этом при проверках контролировать следует не столько формальные показатели, сколько реальные знания учеников.

Что-то похожее ведомство организовать уже пытается. Так, Сергей Кравцов заметил, что в некоторых регионах обиделись, когда был опубликован перечень школ, где возможно завышение результатов всероссийских проверочных работ (ВПР), которые писали ученики 4–6-х и 11-х классов. В список попали 3 тысячи учебных заведений, в том числе 29 — из Тульской области.

Если верить официальной информации, эксперты обосновали свои выводы тем фактом, что в попавших под подозрение школах результат выполнения ВПР оказался заметно выше среднего по региону. При этом речь идет не о лицеях или гимназиях с углубленным изучением каких-то предметов, да и результаты не подтверждаются высокими баллами ЕГЭ у выпускников. Также анализировались средние проценты выполнения каждого задания: если в школе простые задания делают хуже, чем в среднем по региону, а сложные лучше, то это может свидетельствовать о том, что ученикам помогли.

Кравцов предлагает сосредоточиться как раз на слабых — направлять туда сильных управленцев и методистов, естественно, мотивируя их в первую очередь финансово, и подтягивать до приемлемого уровня. Так, поступают, например, в Финляндии, где качество образования традиционно оценивается высоко.

На самом деле, идея, кажется, не лишена смысла. Вот только слабо верится, что размер «мотивации» будет хоть сколько-нибудь похож на финский. Да и те немногие директора школ, у которых корреспондент «Молодого коммунара» поинтересовался подобной перспективой, как-то не вдохновились, отметив в числе очевидных причин и тот факт, что «подъем» слабой школы занимает не год и даже не пять, а требовать результат начнут на третий день после назначения.

Что действительно поможет сфере образования — так это невключение результатов ЕГЭ в критерии оценки эффективности губернаторов. По словам Сергея Кравцова, пока Рособрнадзору удается убеждать правительство в ошибочности такого шага. Но если вдруг перевес окажется на стороне тех, кто считает, что баллы выпускников имеют какое-то отношение к тому, хорошо или плохо работает глава региона,— директорам школ можно только посочувствовать. Лет шесть назад такое уже практиковали, и, думается, фразу «если такой результат будет и в следующем году — лучше сразу пишите заявление» слышали на совещаниях областного уровня не только тульские директора.

Еще один важный момент связан с обеспечением объективности процедур проведения всероссийских проверочных работ и государственной итоговой аттестации после 9-го класса. На федеральном уровне считают, что далеко не всегда есть смысл ориентировать всех на одиннадцатилетнее обучение и ЕГЭ. Но при этом качество подготовки девятиклассников тоже должно вырасти.

— Они не знают новейшей истории, у них нет практически никакой базы,— возмутил Сергея Кравцова уровень знаний тех, кому предстоит в техникумах в числе прочего осваивать работу на сложной технике.

Работа по оценке качества среднего профессионального образования предстоит огромная, и при этом весь процесс должен быть ориентирован на подготовку специалистов, востребованных региональными рынками труда.

Руководитель Рособрнадзора напомнил областным министрам образования об их персональной ответственности за организацию проведения ЕГЭ. По его словам, эта работа не должна страдать и отодвигаться на второй план из-за новых задач и проектов. В идеале предложено выделить отдельного заместителя министра, который будет курировать исключительно проведение экзамена. Интересно, зарплату этому человеку Рособрнадзор платить будет?

Учителя в кольце врагов? …

— Мы должны выявлять те проблемы, которые есть у школ, и выстраивать систему методической поддержки и повышения квалификации педагогов, чтобы помочь конкретной школе,— заявил руководитель Рособрнадзора.

Он рассказал, что ведомство продолжит работу по созданию объективных механизмов оценки предметных и методических компетенций учителей. Еще одним актуальным направлением станет оценка компетенций директоров школ и выработка прозрачных критериев отбора кандидатов на эту должность.

— Важно, чтобы директор был профессионалом, понимал и выполнял предъявляемые к нему требования. Если будут понятные и прозрачные критерии назначения директоров школ, проблемы, связанные с их компетентностью, минимизируются,— пояснил Кравцов.

Намерения у Рособрнадзора, вероятно, самые благие. Как бы мы ни пытались сохранить хорошую мину при плохой игре — объективно система образования переживает тяжелый кризис. И для того чтобы это понять, вовсе не обязательно быть экспертом. Достаточно посмотреть, что сейчас практически ни одна семья из тех, кто озабочен учебой собственных детей, не обходится без помощи репетиторов. Достаточно пролистать учебники по гуманитарным предметам с крайне странными заданиями или поговорить с преподавателями вузов относительно качества подготовки абитуриентов…

Когда я писала этот материал, то позвонила бывшей однокурснице, работающей учителем русского языка и литературы в одной из школ Московской области. И с изумлением узнала, что она собирается увольняться. На мое изумленное «почему?» последовал ответ:

— Поймала себя на том, что живу в состоянии вечного страха — что скажет дирекция, что скажут родители, как бы чего не вышло. Ощущение загнанности — ты всем должна и во всем виновата. Плохую оценку поставить нельзя — показатели, работать так, как считаешь правильным, нельзя — рекомендации. Это не работа, это выживание в кольце врагов. Когда я поймала себя на том, что меня раздражают даже дети — единственное, ради чего вообще стоит в школу идти,— поняла, что больше просто не могу…

Возможно, я ошибаюсь, но прежде чем вводить систему контроля (пусть даже с самыми благими намерениями), может, стоит попробовать сделать так, чтобы педагоги перестали чувствовать себя заложниками системы? Почему просто не предоставить учителю разумную свободу? Позволить ему самому решать, как выполнять стоящие перед ним задачи? В конце концов, во всех странах первой десятки, которая так привлекает Президента РФ, именно так всё и устроено.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных