Тульские географические открытия
04 января 2019 00:00
Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
Фото: предоставлены О. Золотарёвым
Знаете ли вы, что в нашей области могли сохраниться дохристианские мегалиты? А о том, как на Руси появились засечные черты? А о том, что тульские купцы были очень тесно связаны с развитием российского кораблестроения? … Об этом и
Иглу в средней полосе
Собственно, региональному отделению РГО уже больше семи лет — оно было образовано 30 мая 2011 года. Возглавивший организацию в 2016 году Олег Золотарёв говорит, что работы у туляков хватает — здесь занимаются
Как отмечает Олег Золотарёв, практически в любой теме можно найти
— Владимир Семенович был приятно удивлен: все участники показали отличное умение работать в команде, решать творческие и отчасти «архитектурные» задачи,— вспоминает Золотарёв.— Мы тогда смогли все снежные хижины соорудить за положенное время и даже на прочность испытать. Ни одна постройка не подвела!
Естественно, такой урок географии запомнится надолго, плюс — столько интересных фактов и увлекательных историй настоящих путешествий, сколько знает Владимир Чуков, на стандартных лекциях не рассказывают…
Олег Золотарёв в принципе сторонник практического подхода к изучению как географии, так и истории. Это, наверное, началось еще в те далекие годы, когда нынешний руководитель регионального отделения РГО с друзьями практически на голом энтузиазме начинали движение, направленное на поиск пропавших без вести солдат и их последующую идентификацию, которое сейчас развернулось по всей стране.
— Когда ты
Про купцов, кузнецов и море
Морская тема занимает особое место в работе регионального отделения Русского географического общества. Морских страниц в тульской истории на удивление много.
— Вообще, когда я начинаю разговор на эту тему, многие искренне изумляются: где Тула, а где море? — улыбается Олег Золотарёв.— Большинству кажется, что у нас на Левше и Куликовом поле всё заканчивается. Хорошо, если помнят Всеволода Руднева с «Варягом» или — это уже, считай, знатоки — первооткрывателя
Олег Золотарёв рассказывает, что в архивах сохранились документы, свидетельствующие, что купец Иван Владимиров со товарищи обратились к Екатерине II с ходатайством о налаживании торговли в Средиземном море. Императрица поставила на прошении резолюцию «Поддержать» и даже вошла в сообщество на паях. Тогда по заказу тульских купцов был построен фрегат «Надежда Благополучия». Он вышел в море под командованием капитана Фёдора Плещеева и провел первую разведывательную экспедицию, а буквально через пару лет по его пути пошли корабли русского Балтийского флота на освобождение средиземноморских вод от турецкого владычества. Так инициатива тульских торговцев послужила началу освоения Средиземного моря.
Мелкие изделия тульских кузнецов и оружейников были обнаружены дайверами во время подводных исследований у крымского мыса Тарханкут на месте крушения
— Реализовать этот проект мы смогли благодаря гранту администрации Тулы,— отметил Золотарёв.— Мы старались выстроить экспозицию в хронологическом порядке. Начали с судостроения древних славян и участия тульских заводчиков в постройке уже упомянутого мной первого военного корабля «Орёл» в 1667–1669 годах. В основном это, конечно, случайные находки — пушечные ядра, кованые гвозди, топоры и другие предметы, которые вполне могли иметь отношение к судостроению на берегах Упы и Оки…
В музее хранятся также репродукции старинных карт и гравюр, подлинные предметы эпохи Петра Великого. Есть здесь навигационные и штурманские приборы, действующие пособия и тренажеры по обу — чению морскому делу. Предмет особой гордости — воссозданный интерьер одной из кают атомной подводной лодки «Тула».
На лодках и велосипедах по Засечной черте
В минувшем году Тульским областным отделением Русского географического общества на средства гранта Президента Российской Федерации был реализован первый масштабный проект — «По следам Засечной черты».
— Как известно, «Засечной чертой» в XVI — XVII веках называлась система засек — искусственных лесных завалов, применявшихся для обороны московского государства от набегов со стороны южных степей и Крыма,— объясняет Олег Золотарёв.— Главным городом черты стала Тула, обладавшая в конце XVI века каменной крепостью и населением около пяти тысяч человек. Значение современного областного центра в цепи оборонительных сооружений было так велико, что в середине XVII века Большая засечная черта получила название Тульской.
По словам Золотарёва, основная цель проекта в долгосрочной перспективе — расширение активного туризма в Тульской области. В водные, пешеходные, велосипедные и другие походы гораздо удобнее отправляться, если есть доступное и подробное описание маршрутов.
— По данной теме
Теперь же в области издан путеводитель «По следам Засечной черты». Описание десяти наиболее популярных маршрутов предваряет краткий исторический очерк, рассказывающий о возникновении засечных черт Русского государства. В книге указаны особенности сплава по Упе и Оке, представлены координаты многочисленных достопримечательностей на пешеходных дистанциях.
Между прочим, первые путешествия по описанным маршрутам уже состоялись. С июня по сентябрь прошло семь походов по местам, исторически связанным с Засечной чертой.
— Наиболее популярными стали сплавы по реке Упе на надувных катамаранах,— отметил Золотарёв.— В общей сложности в них приняли участие более сорока человек.
А нынешней весной члены регионального отделения Русского географического общества планируют еще более увлекательное путешествие — они собираются проводить поисковые работы на территории региона по обнаружению мегалитов дохристианского периода.
— Член нашего отделения, сотрудник Госархива Тульской области обнаружил в архиве интересные документы, связанные с деятельностью Императорского Русского географического общества в Тульской губернии,— рассказал Олег Золотарёв.— В конце XIX столетия очень активно собирали информацию о мегалитах — различных каменных святилищах. По данным, сохранившимся в этих записях, мы насчитали около 60 адресов, которые нужно проверить.
Главная задача экспедиции — выяснить, сохранились эти камни или нет. К тому же не всё так ясно и однозначно читается по схемам их расположения, которые рисовали исследователи более века назад. Мы займемся сличением данных с современными картами, привлечем к изучению мегалитов археологов, геологов, историков, чтобы максимально точно установить происхождение камней.