Сегодня — Медовый Спас, а спустя несколько дней, 19 августа, православные туляки будут праздновать Преображение Господне — Яблочный Спас, как говорят в народе. А слово «Спас» с большой буквы — потому, что это сокращение слова «Спаситель». То есть праздник Преображения Господня — праздник в честь Иисуса Христа. А ещё о спасении (в бытовом значении, конечно) речь можно вести, говоря о жителях села Спас-Конино Алексинского района и просто неравнодушных людях, которые буквально спасли от исчезновения свой Спасо-Преображенский храм. И в приходе 19 августа, соответственно, будет престольный праздник во славу Спаса Преображения. Прихожане также отметят 160-летие храма (в его каменном варианте).
Из тьмы веков
В Алексинском районе немало географических названий, которые звучат несколько странно для говорящего на русском языке: Бухторма, Сукромна, Мышега, Вашана, Крушма… Эти финно-угорские топонимы дышат седой древностью. С дославянских времён здесь селились люди.
В незапамятные времена, более пяти веков назад, появилось на территории нынешнего Алексинского района село Селиваново, ныне именуемое Спас-Конино. Это одно из древнейших поселений на территории сегодняшней Тульской области. Так, на одной из карт XV века из привычных для нынешних жителей региона названий значатся только три: Тула, Алексин и Конин.
Эта земля хранит в себе множество древних тайн, которые ещё ждут своих исследователей. «Верстах в трех от села Спас-Канино на берегу реки Крушмы я нашёл древнее городище со всеми характерными признаками городищ удельно-вечевого периода»,— писал в 1902 году краевед В. М. Кашкаров, исследовавший эту местность. «Священник села Спас-Канина, отец В. Д. Никольский, рассказал мне, что невдалеке от села есть старый колодезь. Жители называют его Ольгиным колодцем. Молва народная название этого колодца приписывает тому историческому обстоятельству, что будто какой-то русский князь шел на войну с татарами и, видя приближение врагов, прощался при этом колодце со своею супругою Ольгою»,— сообщал также В. М. Кашкаров.
По поводу происхождения топонима Конино версий существует несколько. По одной из них, подкреплённой данными археологов, своим названием село обязано культу камня-коня, находившегося поблизости. «Поблизости от села Спас-Конино находится громадный камень-валун, известный под именем „Конь-Камень“. Местные жители до сего времени почитают его как священный предмет, в языческую же эпоху ему поклонялись»,— сообщал В. М. Кашкаров.
Имеет право на жизнь и версия, согласно которой обретение селом названия относится к тому времени, когда татарские набеги были событием регулярным — приграничье, до Дикого поля рукой подать. Для наблюдения за врагом отряжались конные отряды. «От этих конных отрядов и мог получить название возникший тут храм во имя Спасителя „Спас-Конин“, каковое название усвоено и самому селу»,— говорится в одном из архивных источников. Местное предание эту версию подтверждает. Кстати, в окрестностях расположены курганы в форме круглых насыпей, в которых, как говорят в народе, были погребены убитые в стычках с татарами.
В начале XIII века Черниговское княжество, к которому относились эти земли, было разобщено. Так на приокских землях возник город Канин (Конин), который затем получил в наследство сын князя Юрия Михайловича, Иван. Во второй половине XIV века Конинским уделом владел князь Фёдор Иванович Конинский. Он оставил свой след в истории России — возглавил конинскую дружину и сложил свою голову в 1380 году на Куликовом поле.
В 1480 году Конин упоминается в составе Московского государства. Хан Ахмат, отступив от Угры после знаменитого стояния с великим князем Московским Иваном III, прошёл по этим местам: «Милостью Божьею Московские земли нимало не заял, развъе, прочь идучи, приходилъ царевъ сынъ Муторза на Конин да на Нюхово».
Дети князя Фёдора перебрались в дальнейшем жить на Волкону — небольшое городище, расположенное на реке Упе. В XVII веке их потомки, знаменитые князья Волконские, доказывали, что произошли от конинских князей: «Прародители наши конинские князи… перешли жить на Волкону». В родословной росписи князей Волконских, поданной в 1686 году, Константин, Иван и Фёдор, сыновья князя Фёдора Ивановича Тарусского, погибшего в Куликовской битве в 1380 году, названы Конинскими. Про них сообщается, что они «пришли жить на Волкону и с того времени начали зватися Волконские».
Так что эти алексинские места и Спас-Конино можно считать родными для одной из самых славных и известных фамилий России — князей Волконских.
Спас-Конино отметилось в истории обеих мировых войн. В годы Первой мировой в Алексинском уезде размещались лазареты для лечения раненых воинов, и один из лазаретов располагался в имении Д. Н. Клиентовского в селе Спас-Конино. Лазарет был на 14 коек, которые содержались на средства прихожан Варфоломеевского, Коростинского, Спас-Конинского и Петрушинского церковных приходов, волостного правления 3-го земского участка, Спас-Конинского крестьянского товарищества, учителей начальных школ, частных лиц.
Недалеко от храма, как только спускаешься по его ступеням, открывается вид на мемориал тем, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной. На памятных камнях высечено 228 фамилий. И среди них — три Героя Советского Союза, они родились и выросли в этих местах. Это уроженец деревни Есипово Иван Николаевич Макаров, в войну — командир стрелкового подразделения; уроженец деревни Торчково Иван Алексеевич Агеев, командир артиллерийского полка; уроженка деревни Нарышкино Мария Семёновна Поливанова, боец-снайпер, героически погибшая в 20-летнем возрасте. Одна из восьми улиц сегодняшнего села Спас-Конино носит имя Марии Поливановой.
Дорога к храму
Спас-Конино, если рассматривать его в исторической ретроспективе, всегда было густо населено. До революции в селе было около 100 дворов. При советской власти, даже в те годы, когда масштабная индустриализация увела в города миллионы крестьян, здесь не просто теплилась, а кипела жизнь. В процветающем совхозе, где в животноводческом комплексе до перестройки конца 80-х годов работали более 600 человек, была создана вся необходимая для достойной жизни инфраструктура. Построен посёлок из двухэтажных домов, школа-десятилетка, детский сад, клуб. Молодежь не покидала село, многие выпускники оставались на малой родине, где у молодых людей была возможность состояться как специалистам, получить достойное жильё, пользоваться социальными благами.
Исключением из этого благолепия было запущенное здание православного храма, превращённого в ремонтно-складское помещение.
Каменный храм Спаса Преображения — не первая церковь, построенная в Спас-Конино. Архивы донесли до нас информацию, по крайней мере, о четырёх предшествующих деревянных храмах, хотя, может, их и больше было, что естественно для столь почтенного по возрасту поселения.
Приход в Спас-Конино — один из древнейших в Тульской епархии. «Принимая во внимание то обстоятельство, что крымские татары по преимуществу в XV и XVI веках беспокоили пределы Московского государства, возникновение прихода нужно отнести ко второй половине XV века и не позднее первой половины XVI века»,— говорят исторические документы.
Первый храм, существовавший ещё в «селивановский» период села, сгорел при набеге татар вместе с домами, амбарами и другими сооружениями. Второй был возведён на новом месте возле речки Крушмы, куда «переехало» село. В 1765 году маленький храм, который уже не мог вместить всех прихожан разом, окончательно обветшал. Его разобрали и построили заново на том месте, где стоит нынешний. Предшественник сегодняшней церкви сгорел в 1795 году.
Новый каменный храм заложили в начале XIX века. Он возводился более четырёх десятилетий — с 1817-го по 1860-й год. «Долгострой» был благополучно закончен благодаря помещику М. А. Фролову, который внёс значительную сумму на достройку храма в селе, где было его поместье. Мог бы и не делать этого: церковь привесов и надоев не даёт. Но что бы ни говорили потом о «помещиках-кровопийцах», именно такие вот Фроловы, вросшие душой в свою малую родину, жившие по вере предков, стремящиеся улучшить участь земляков и не только брать, но и отдавать что-то «обчеству», стали на рубеже столетий фундаментом русского мира, сформировав то отношение к жизни, которое сегодня называют скрепами…
Объединяющей селян силой в Спас-Конино даже в самые лихие времена революций, жесточайших войн, репрессий всегда оставалась церковь, возрождающаяся, как феникс из пепла, после пожаров, разрушений, политического бескультурья и беспамятства.
Дорога к храму, открытому в годы советской власти только после жесточайшей войны в 1948 году, была одной из самых востребованных. Люди шли к Богу с молитвой о близких, не вернувшихся с полей сражений, с просьбой о помощи в поисках без вести пропавших в горниле войны, с верой в лучшее будущее для своих детей и внуков. Храм — точка притяжения в сельской жизни, якорь, который удерживает память, а значит, и людей, которые ею дорожат. Они и спасли для потомков Спасо-Преображенский храм — украшение и гордость села.
По плодам их узнаете их
Об истории села и его обитателях, а также о судьбе Спасо-Преображенского храма нам рассказал Владимир Михайлович Лискин — именно благодаря неравнодушию и энергии его самого и его семьи храм возрождается после тлена и запустения безбожных лет. Те, кто знает Владимира Михайловича (а это — всё Спас-Конино, окрестные деревни, и не только), говорят: «Слава Богу за то, что привёл его сюда — без Лискина храм бы окончательно превратился в кучу битого кирпича. Без пригляда, как говорится, одни муравьи плодятся. А нет храма в селе — нет и жизни».
В Спас-Конино родился и вырос Михаил Алексеевич — отец Владимира Михайловича, которого так и не дождалась Серафима Петровна: ее муж и отец маленького Володи погиб в самом начале войны под Ржевом.
Владимир родился в Туле в 1941 году. В войну и какое-то время после неё он с мамой жил в Спас-Конино в семье сестры отца, ставшей крёстной матерью мальчику. Владимир Михайлович с большой теплотой рассказывает о тетке и её муже, которого он называл «дядькой». Серафима Алексеевна и Андрей Петрович Дудоркины были глубоко верующими людьми, крёстная в Спасо-Преображенском храме выполняла обязанности старосты, а её супруг помогал в благоустройстве церкви. Понятно, что с малых лет её прихожанином был и Владимир Лискин. Заложенные с раннего детства в его душу крупицы любви к родному краю, уважения к народным традициям и православным обрядам проросли в настоящую, а не «имитационную» веру и преданность земле, на которой он во многом состоялся как человек и делатель.
Просто выступать «против всего плохого и за всё хорошее» — этого мало, чтобы быть христианином, патриотом. Вера зиждется на поступках, на действии. «По плодам их узнаете их»,— приводит евангелист Матфей слова Спасителя. Нужно работать, совершая благие дела ради будущего, ради дорогих сердцу людей — этой жизненной философии Владимир Михайлович и придерживается всю свою жизнь.
В далеком 1948 году Серафима Петровна привела сына Володю в Спасо-Преображенский храм, где настоятелем был тогда отец Николай (в миру — Николай Иванович Злобин). Он, как и многие сельские батюшки, уважаемый и верующими, и атеистами, был и священником, и психологом, и лекарем. В храме он служил с 1948 года, когда стало возможным открыть церкви для прихожан, по 1956 год — до момента превращения беспамятной властью храма в Спас-Конино в склад удобрений и ремонтную мастерскую сельхозтехники.
Отец Николай, видимо, не вынес такого святотатства и вскоре ушёл в мир иной, но память о нём жива, а его имя поминают на службах практически возрождённого уже в нынешнем тысячелетии Спасо-Преображенского храма.
…Человека всегда тянет в те места, где он рос, постигая мир и его законы, обретая смыслы и веру. Владимир Лискин с супругой Ириной приехали в Спас-Конино в начале XXI века и первым делом пришли в храм. По словам Владимира Михайловича, первое ощущение — шок. Заполненный мусором, с разрушенными внутренними стенами, поврежденными арочными сводами, практически утраченными фресками, храм был словно тяжелобольной человек, потерявший надежду на помощь. В годы, когда здесь ремонтировали сельхозтехнику, тракторы въезжали в церковь прямо через Святые врата, чуть ли не в алтаре была кузня, а от двух приделов — Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1817 году) и святого Николая Чудотворца (освящен в 1827 году) остались лишь фрагменты.
Видя, насколько расстроен супруг состоянием дорогой его памяти церкви, Ирина Леонидовна предложила:
— Давай возьмёмся за восстановление храма. Постепенно, поэтапно, справимся с задачей. Зато твоя душа будет спокойна…
Владимир Михайлович не сразу решился на осуществление казавшейся ему грандиозной (и по объёму, и по необходимому финансированию) работы. Но помогли сделать первый шаг жена и местные энтузиасты, не смогли остаться безучастными к судьбе храма, к намоленному месту, куда веками шли с надеждой, радостью и горем селяне. Например, фермер Михаил Витальевич Афанасьев, с которым Владимир Михайлович Лискин успел поучаствовать в работе по реанимации здания старинной церкви. Именно по инициативе Афанасьева началось освобождение храма от залежей разного рода хлама и мусора.
Местные жители помогали чем могли. По словам уроженца Спас-Конино Василия Васильевича Дудоркина (ранее — главы поселкового совета), энтузиазм, по сути дела, волонтёров дал толчок к возрождению церкви. Среди них была и остаётся долгие годы Надежда Ивановна Гречишкина, приехавшая в Алексинский район из Новомосковска с маленьким сыном в1973 году.
— Мои родители были набожными,— вспоминает Надежда Ивановна.— Я тоже человек верующий, и мне было очень больно видеть кузницу в храме, разъезжающую по нему сельхозтехнику, угробление изящных арочных конструкций в приделах, превращенных в хранилище химикатов и удобрений. Конечно, не откликнуться на просьбу помочь храму я не могла. Всем, кто принимал и принимает в этой благородной работе участие, огромное спасибо. Но особое, конечно,— супругам Лискиным, для которых восстановление храма стало в большой степени делом жизни…
Это действительно так. Владимир Михайлович Лискин, твёрдо решив, что храму — быть, не жалея средств и времени, идёт шаг за шагом к цели. Очень многое уже сделать удалось. И, даст Бог, хватит сил и жизни на завершение задуманного. Уже не только для себя, но и во имя памяти ушедшей из жизни любимой жены Ирины Леонидовны, а ещё настоящего и будущего Спас-Конино, поскольку храм всегда был, есть и будет тем стержнем, что объединяет прошлое и настоящее и даёт надежду на будущее.
В 2000 году настоятелем храма был отец Вениамин, а затем — отец Игорь, с огромным энтузиазмом поддержавший стремление четы Лискиных восстановить храм.
В течение последних пяти лет настоятелем в храме — отец Иоанн. До этого он служил священником в Николо-Кочаковском храме в Щёкинском районе Тульской области.
— Я провожу службы в Спасо-Преображенском храме по благословению епископа Белевского и Алексинского Серафима. Этот храм, истерзанный безбожным отношением в известные времена, и его прихожане, коих сегодня около ста,— это моя особая душевная привязанность, и боль, и любовь, и искренняя надежда на полное восстановление церкви, а также на нравственный, духовный подъём живущих в селе людей в ответ на возрождение храма Божия.
Прихожане, и это очень отрадно, храм Спаса Преображения любят, охотно откликаются на просьбы о помощи в его благоустройстве и очень уважают благотворителей. Они благодарны им за бескорыстный труд по сохранению и возрождению духовного наследия. В первую очередь речь, конечно, о Владимире Михайловиче и Ирине Леонидовне Лискиных, их вклад в возрождение храма бесценен. На таких людях, как говорят, земля держится…
Колоссальная работа проведена в храме благодаря энергии Владимира Михайловича Лискина. Талантливый инженер и опытный управленец, он разработал поэтапную программу работ, первой в которых стала прокладка систем жизнеобеспечения. Затем были работы по обустройству иконостаса для алтаря, установке креста и звонницы на колокольне и многое, многое другое.
Владимир Михайлович с благодарностью вспоминает деятельное участие многих и многих: старосты церковного прихода Татьяны Михайловны Малышевой, настоятеля храма в начале нулевых отца Вениамина, страстного сторонника восстановления храма Василия Васильевича Дудоркина. Следующий настоятель, отец Игорь, также вложил немало усилий в общее дело. Помогала священнику и чете Лискиных церковный староста Зоя Ивановна Курбатова, коренная жительница села, сумевшая привлечь прихожан и помочь им полюбить храм. На просьбу о помощи в восстановлении церкви охотно откликнулся и генеральный директор АО «Тулаточмаш» Владимир Николаевич Филиппов. Немалую помощь сегодня оказывает руководитель строительной фирмы, жительница соседней со Спас-Конино деревни Торчково Нина Александровна Мамонтова. Нельзя не отметить вклад в обустройство звонницы на колокольне жителей села Никулино Виктора Ивановича Парсова и его сына Кирилла.
— И конечно, отдельное большое спасибо за понимание и поддержку в благородном деле нынешнему настоятелю Спасо-Преображенского храма отцу Иоанну Ческидову и церковному старосте Надежде Ивановне Гречишкиной, а также всем прихожанам, радеющим за храм и наполняющим его молитвами,— говорит Владимир Михайлович.— А мы продолжим благое дело. И пока бьётся моё сердце, я пройду до конца дорогу к храму…
С миру по нитке — так испокон веку строились на Руси церкви. Текущие работы в Спасо-Преображенском храме велись на личные средства прихожан, на пенсию и зарплату Владимира Михайловича Лискина и его жены. После ухода из жизни Ирины в 2020 году дело продолжает её супруг. Владимир Михайлович уверен в том, что ему завершить его достойно помогут дочь Наталья Филина и трое внуков — Михаил, Лука, Денис. Александра, сына Владимира Михайловича и Ирины Леонидовны, несколько лет тому назад не стало. И возрождение храма семьей — это еще и дань памяти Александра Влади — мировича.
…19 августа, в престольный праздник храма в Спас-Конино, прихожане, конечно, принесут яблоки. Но не в них дело. Преображение Спасителя совершилось на горе Фавор, с которой воссиял свет. И будет справедливо, если он осветит путь тем, кто восстанавливает Спасо-Преображенский храм — это нужно не только спас-конинцам, но и всем нам.