Суббота 19 июня

Туляки встретились с призером конкурса World Press Photo

Назад

05 июня 2021 18:27

 2
Краеведение/Культура

Фото: Артёма ЛОСКОТА

В Тульском историко-архитектурном музее состоялась встреча с фотографом Алёной Кочетковой. Она презентовала свою выставку «Истоки», которая сейчас экспонируется в ТИАМ, и рассказала о тех работах, которые ещё не напечатаны.

Алёна — призёр престижного международного конкурса фотожурналистики «World Press Photo». В 2019 году она заняла третье место в одной из номинаций за фотографии из серии «Как я болела» (эту серию, кстати, можно увидеть в ТИАМе). Алёна — одна из 8 русских женщин-фотографов, получивших эту награду за десятилетнюю историю ее существования. Кроме того, в ее копилке гран-при Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина, гран-при Международного конкурса «Young people in 21 century» (Литва, Каунас), гран-при Всероссийского конкурса «Род.Семья.Традиции».

Серия «Как я болела» — составная часть выставки — была создана в тот период жизни Алёны, когда она боролась с онкологическим заболеванием; о нем она узнала прямо в свой день рождения. «Молодой коммунар» попросил автора рассказать об этих фотографиях.

«Я почувствовала боль в ногах после химиотерапии и мне захотелось изобразить ее визуально, — говорит Алёна, — Я где-то слышала о таком приеме: если что-то болит, то надо боль визуализировать. Я вспомнила об этом и решила проделать так со своими ощущениями. Они у меня сразу ассоциировались с горящими углями. И мне стало интересно показать это в фотографии.

Появилась творческая задача — и я стала искать, как это сделать. И месяцев через шесть после появления идеи сделала первый кадр. Я давно хотела поснимать автопортреты, но всё руки не доходили, а тут подумала, что как раз настало время.

Работа шла по-разному, иногда я просто лежала на диване, брала фотоаппарат и делала множество дублей, выбирая потом лучший.

Снимать себя всегда непросто — есть много технических моментов: чтобы сделать кадр, нужен штатив, нужно десять раз подбежать посмотреть, как получилось. К этому добавилось почти постоянное нахождение в комнате. Не могу сказать, чтобы у меня на тот момент была интересная квартира: ничего такого, что бы захотелось снимать, из чего можно было бы сделать готовый образ. И вот это тоже такая творческая задача: как из ничего сделать что-то.

Центральный кадр этой серии, который как раз оценили на World Press Photo, я сделала так. Я пришла на кухню, мне надо было поесть. А есть не хотелось: это одно из последствий лечения — отсутствие аппетита. Но на кухне я увидела этот свет, увидела тарелку, мне это понравилось, я начала играть с формой. Прямоугольный стол, круг тарелки, моя голова тоже круглая... Собственно, фотография — это игра, творческий процесс. Когда ты начинаешь экспериментировать, это увлекает.

Во время болезни съёмка стала отдушиной, возможностью выразить свои переживания. Потом я поняла, что это не только мои переживания, многие люди подобное испытывают. Просто, в отличие от меня, они не могут через фотографию их показать» .

Алёна рассказала, что сейчас работает над продолжением серии. В фокусе ее внимания другая социальная проблема: медпомощь для женщин, которые перенесли рак и хотят иметь детей. Врачи, по словам Алёны, не дают чётких рекомендаций и вообще в здравоохранении эта проблема не на виду. В этой новой серии автор также основывалась на собственном опыте — её собственная история, к счастью, закончилась благополучно.

Упомянутые фото — тема для новой выставки. А в ТИАМе, помимо «Как я болела», можно увидеть снимки Алёны, сделанные в полузаброшенных деревнях Брянской области, а также зарисовки о жизни людей в маленьких поселках — жизни, связанной с хозяйством, творчеством, забавными моментами.

Многие другие фото Алёна показала тулякам с помощью проектора, например, серию о бабушках, живущих в одной деревне белорусского Полесья. Они каждое Рождество собираются вместе, чтобы петь колядки. На фотографиях они, по мнению автора, сами выглядят как узор — яркий, старинный, исчезающий.

Алёна, несмотря на награды, не стремится к блестящей карьере. Она преподает в фотостудии «Улыбка» в Калуге — той самой, куда сама пришла учиться фотографии в 18 лет.

«Многие почему-то считают, что преподаватель в фотостудии — это непрестижно. Но мне никто не мешает снимать, я снимаю, развиваюсь в этом. В этом смысле я не ограничена ничем. Работа, преподавание — это тоже интересно. Есть мнение, что в провинциальных городах жизни нет. Но можно же строить жизнь самим, собственными усилиями и мы это делаем. Мы устраиваем выставки, встречи, приглашаем людей. Мне это интересно. Я делаю своё дело, и я этому рада».

Наши партнеры
Реклама