Тульские потомки записных раскольников
24 июля 2020 01:34
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА, соцсети, А.Н. ГЛУХАРЕВА
Старообрядческий храм Иоанна Злато — уста на улице Пролетарской,1 хорошо виден каждому, кто проезжает по мосту через Упу. Старые стены с местами выпавшими кирпичами и огромный баннер с просьбой о пожертвованиях на реставрацию… При этом здание не выглядит заброшенным: богослужения здесь проходят каждую неделю. Председатель православной старообрядческой тульской общины Андрей Глухарёв рассказал о том, что такое быть старовером в современном городе.
Семейные ценности
В начале беседы с Андреем Николаевичем признаёмся, что ожидали увидеть человека в черном кафтане с длинной окладистой бородой,— именно такими обычно представляют старообрядцев. Глухарёв улыбается: всё правильно, мужчинам в их церкви полагается носить бороду, а то, что у него она коротковата, так и священник за это журит…
Выяснилось, что черные кафтаны, желательные при участии в богослужении, у большинства тульских
Андрей Глухарёв — коренной туляк. Родился в 1964 году, в семье
— Моя прабабушка Капитолина Филипповна — из московской старообрядческой семьи, замуж ее выдали в Тулу, тоже за старообрядца. Прадедушку звали Дмитрием Гавриловичем — я его не застал. Они вырастили пятерых сыновей и трёх дочерей,— рассказывает Андрей Николаевич.— Жили в деревянном доме в районе Рогожинского парка. Мой отец — их внук — тоже там рос, так как его родители умерли рано, во время войны. Именно в том доме я впервые увидел старинные старообрядческие книги, календари, иконы. К сожалению, всё это не сохранилось: когда прабабушка умерла, воры залезли в опустевший дом и всё вынесли…
Поповцы и беспоповцы
Андрей Глухарёв
— Я очень много читал, и вера моих предков с каждым днем становилась всё ближе. Узнал о том, что после Никонианской реформы многие раскольники уходили в леса, среди них были и священники, но проходили годы, десятилетия, и они все умерли. Тогда в старообрядчестве возникло два течения: беспоповцы и поповцы. Первые считали, что настоящего священства больше не существует, вторые нашли и пригласили архиерея Амвросия, который в то время жил в
Калуга — один из немногих городов центральной России, где старообрядческая община существовала даже в советские времена. У тульских старообрядцев — более сложная судьба. Старообрядчество известно в Туле с XVIII века в связи с официальной регистрацией так называемых «записных раскольников» — тех, кто открыто заявлял о своей вере. Среди них были известные оружейники, выборные старосты, купцы и промышленники. Тесные отношения со старообрядческими династиями поддерживали Демидовы.
— При этом православные, отказавшиеся принимать реформу,
Глухарёв в определенном смысле продолжает традиции тульских старообрядцев: он предприниматель. Правда, для организации бизнеса деньги искал сам. Современная тульская община не слишком большая — около 50 человек, и люди в ней в основном небогатые. Официально она возобновила свою деятельность в 1998 году, а в октябре 2004 года решением Тульской городской Думы получила в своё распоряжение храм Иоанна Златоуста.
Памятник регионального значения
Это был первый так называемый единоверческий храм в Туле. Ранее у старообрядцев не было храмов в России, вместо них — моленные дома. В Туле поповцы собирались в моленном доме на ул. Георгиевской (сейчас — ул. Бр. Жабровых) — в двухэтажном здании 1760 года постройки, приобретенном именно для этих целей тульским купцом, старообрядцем Д. И. Сушкиным. С конца XVIII века власть попыталась примирить староверов с официальной церковью с помощью так называемого единоверия. В Тульской губернии первый единоверческий приход организовали в Белёве в 1818 году, в
Церковь святителя Иоанна Златоуста начала строиться1903 году, открылась в
— Когда нам передали храм, он был в аварийном состоянии,— говорит Андрей Глухарёв,—
К счастью, со временем здание удалось законсервировать. Стены прочные, полутораметровые, трещин нет. Богослужения проходят в правой части, которую удалось привести в порядок. Остальные площади пустуют. Недавно на средства московского благотворителя в церкви установили новые стеклопакеты и электрический отопительный котел. И это огромное счастье для прихожан: раньше помещение, в котором они молились, отапливалось обычным бытовым обогревателем. Трудно себе представить, как люди выдерживали такое испытание: старообрядческие службы длиннее современных православных. Во время поста, например, богослужение продолжается около восьми часов, плюс — 300 земных поклонов.
— Мы мечтаем о восстановлении храма, но сами вряд ли справимся,— сетует Андрей Николаевич.— Только проект реставрации может стоить от 5 до 10 миллионов рублей. Попасть в федеральную программу пытаемся, но не уверены, что получится, так как наша церковь — памятник регионального значения…
Тульские старообрядцы верят в лучшее и готовятся к визиту митрополита Корнилия, запланированному на 6–7 августа. Патриарх Русской православной старообрядческой церкви не в первый раз приезжает в наш город, проводит богослужения, каждое из которых становится для тульских верующих большим и важным духовным событием…