Понедельник 26 октября

Тула потусторонняя

Назад

09 Октября 2020 03:25

 0
Краеведение/Культура

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: соцсети

В Музее станка творческого индустриального кластера «Октава» — новая выставка, которая, как всегда, больше, чем просто выставка. Это новый проект, знакомящий широкую публику с молодыми тульскими художниками.

«По ту сторону Тулы» — роман Андрея Егунова, вышедший в 1931 году под псевдонимом Николев (в честь ещё более несуразного, чем сам Андрей, поэта XVIII века). Петергофский эстет и профессиональный специалист по античности пытался отрефлексировать мучительное: как существовать таким, как он, «нетутошним», в новых исторических обстоятельствах.

Художники живут сейчас. Они не знают про Егунова. Но знают про Льва Толстого, про Крапивенский уезд… Да много про что они знают. Но Тулы Егунова давно уже не существует. Нет-нет, Тула есть. Её даже больше, чем было. Раньше Тула была закрытым городом, потому что тут делали оружие, а это — большой секрет. Закрытым — то есть невидимым. А теперь она стала видна. Но как видна? Каким боком? Каким образом?

Старина — это хорошо, уверены авторы экспозиции. Наш кремль из никакого сделался красивым. Потом на все эти «истоки идентичности» накатила волна туризма. Невидимая Тула сделалась открыточной. Красоты (кремль, Ясная Поляна, самовары и пряники) вдруг пошли в тираж. И художникам стало нечего рисовать. Не открытки же перерисовывать. Не пряничный же кремль и памятник Толстому.

— И поэтому — по ту сторону Тулы. С обратной стороны открытки всегда есть послание. Художник без послания — ремесленник. А тут собрались художники. И вот что у них получилось. Потайная Тула. Предел разумения. Что такое город по ту сторону себя? Что такое — город в себе? Попробуйте найти ответ,— говорит директор Музея станка Евгения Бабакаева.

На эти вопросы посетители модной выставки ищут ответы вместе с авторами работ. Смотришь на чёрно-белый холст — и кажется, вот-вот узнаешь место, на нём запечатлённое. Всё так знакомо, так понятно, так близко. Но нет, не приходит на ум конкретная локация. А тут возьми да окажись рядом с тобой один из художников — Армен Аганесов. Он-то и подскажет, что заснеженная решётка ограждает Платоновский парк, любимую Платошу. И так далее — идёшь и разгадываешь. Где-то без подсказки не обойтись. А кое-что ты узнаешь без труда.

Эти имена достойны того, чтобы быть открытыми. Назовём всех авторов выставки, о некоторых расскажем подробнее. Итак, наши герои — Олег Агафонов, Катя Бузова, Армен Аганесов, Лена Лузгина, Светлана Кошелева и Мария Головкина.

Олег Агафонов родился в Тульской области в пос. Центральный Суворовского района. Три года занимался в мастерской живописи, графики и керамики Р. П. Соловьёвой. Окончил ТулГУ по специальности «Графический дизайн и иллюстрация».

Определяет свой стиль как постимпрессионистический абстракционизм. Живёт и работает в Туле, которую изображает в серии «Фантомы империй». Это серия холстов в смешанной технике.

— Здесь мы видим Тулу, изображённую в блеске своей нищеты. В разрешенной архитектуре я вижу особую эстетику. Нельзя сказать, что я настроен оптимистично или наоборот. Скорее выступаю живописцем-репортёром,— комментирует художник.

Катя Бузова родилась в 1993 году, живёт и работает в Туле. Основное направление в работах — клуазонизм, поп-арт, графика, ар-нуво. Принимала участие в персональных и групповых выставках. Работы художницы находятся в частных коллекциях России и Венгрии.

На выставке представлено два проекта Кати — «Визуальный симптом» и «Катяпёс».

— У мигрени есть симптом — это зрительные искажения, или мерцательная скотома. Такие искажения меняют то, что ты видишь: иногда закрывают цветными пятнами часть видимого, размывают лица, объекты или предметы. Природа видимых предметов вторична, их смыслы стираются за зрительными искажениями. Каждая новая работа серии — это попытка вернуть смысл предметов с использованием их узнаваемых форм,— говорит Катя.

Проект «Катяпёс» целиком состоит из комикса, сборника эссе и зина. Тут — зин, в котором художнице приснился жуткий кошмар про драку с собакой.

Армен Аганесов живёт в Туле с 1987 года. С 2016 года работает художником в экспозиционно-выставочном отделе Тульского историко-архитектурного музея (ТИАМ). Кроме этого, с юности пишет иконы и занимается стенописью в канонической традиции.

Работы Армена, представленные на выставке, все немножко про стройку. Стройка как инструмент упорядочивания хаоса, возможно структурирования мира вокруг. Для художника укрощение хаоса равно как и гармония — такой замысловатый путь организовать мир вокруг себя.

Мария Головкина родилась в 1980 году в Туле. На выставке представлены работы, созданные в период самоизоляции 2020 года. На подиуме — акварели и фотографии. Это парк с оврагом, через который пролегает ежедневный путь Марии. Так получилось, что во время пандемии его закрыли, и художница пробиралась в него через гаражи, окольными путями. В парке делала наброски своей дочери, и в памяти всплывало, как она сама в ее возрасте здесь гуляла.

Работы на стенах — тот же самый путь, только в чёрно-белом. Выходишь из зелёного парка в промозглый апрель, попадаешь в серость и подъездную сырость.

Светлана Кошелева окончила Тульский колледж искусств им. А. С. Даргомыжского и Московский государственный университет печати (2002). На выставке собраны работы из разных серий, однако все их объединяет простой и одновременно главный элемент изображения — линия.

— Линия может выступать как в качестве самостоятельной художественной единицы, так и быть частью изображения предмета и основой построения художественной формы,— комментирует художница.

В работах Светланы чувствуется ритм жизни, но художник не ограничивается изобразительным репортажем и острой публицистикой. Она старается глубоко постигать жизнь.

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама