ЦКБА: на суше и на море
27 ноября 2020 00:49
Автор: Тамара ГОЛОВИНА; Елена КОЛОБАЕВА
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
Для умудренных знанием специфики работы Центрального конструкторского бюро аппаратостроения коллег А. Хомякова по директорскому корпусу в такой информации нет ничего удивительного. А корреспонденты гордятся туляками — лишь профессионалам из профессионалов страна доверяет создавать продукцию высочайшего интеллектуального уровня.
Небо и земля
Но, как оказалось, не только журналисты с удивлением знакомились с высокотехнологичным производством и заглядывали в нутро «сейфов» РЛС с мудреным переплетением проводов и упорядоченностью антенн. С неподдельным интересом проводил сравнение станций прошлого века с нынешними
— Прежде станции были куда более крупногабаритными, а в проводах, их начиняющих, мало кто мог разобраться,— комментирует Владимир Михайлович.— А теперь конструкции легкие, изящные, и эксплуатационные характеристики РЛС отвечают самым современным требованиям. Именно поэтому интеллектуальный, творческий и производственный потенциал позволил ЦКБА выйти на лидирующие позиции в отрасли по оснащению радиолокационными станциями боевых машин на суше и военных кораблей на море. Могу констатировать: ЦКБА сегодняшнее отличается от себя самого начала этого века как небо и земля…
Доктор технических наук Владимир Лискин, сегодня генеральный директор АО «Тренажёрные системы», председатель Совета директоров АО «Тулаточмаш» и АО «АК „Туламашзавод“, был начальником и главным конструктором ЦКБА с
— Векторы развития ЦКБА были заданы еще при руководстве предприятием Станиславом Ивановичем Авериным,— вспоминает Владимир Михайлович.— Его назначили первым начальником ЦКБА в 1974 году. При нём коллектив разработчиков и производственников вышел в лидеры тренажёростроения, а также начал серьезно заниматься новыми направлениями в области радиолокации, создания аппаратуры, входящей в состав ракетных комплексов.
Мы сохраняли заложенные при нем традиции, развивали и совершенствовали два основных тематических направления в сферах тренажёростроения и радиолокации. И основную ставку делали на грамотную кадровую политику, акцентируя усилия на пополнении коллектива молодыми специалистами. По распределению из вузов в КБ ежегодно приходили работать до 100 выпускников, которых на предприятии за инициативность, творческие подходы и генерацию идей поддерживали с помощью поощрительной программы «Старт»…
В ответе за луч
То, что так и было, подтверждает приехавший в 1982 году по распределению в ЦКБА выпускник радиотехнического факультета Пензенского политехнического института Александр Хомяков. Сейчас он уже более полутора лет возглавляет АО ЦКБА. А в начале
Александр Викторович правила игры принял и следовал им неукоснительно. Первый приёмник он разработал за три месяца, и испытание изделие прошло успешно. А потом только на полигон при КБМ Хомяков ездил на испытания различных изделий более четырех лет. Зато за ответственный и творческий подход к делу он в полной мере был отмечен поощрительной программой «Старт» — квартиру от ЦКБА молодой специалист получил довольно быстро. Теперь, оглядываясь на пройденный путь, Александр Хомяков находит свою судьбу счастливой и выбор инженерной профессии верным. Хотя в школе хотел быть военным летчиком, несмотря на категорическое неодобрение мечты сына родителями. В Суворовское училище не прошел по зрению, поэтому и в лётное, понятно, дорога была заказана.
С Тулой, ЦКБА связано почти 40 лет жизни Александра Викторовича. В городе оружейников он встретил свою любовь и создал семью с Людмилой. Они вырастили двоих сыновей, которыми можно гордиться. После окончания МВТУ имени Баумана старший, Денис, работает в КБП, младший, Кирилл,— в ЦКБА.
Выбор инженерной судьбы для сыновей вряд ли случаен, перед ними всегда был пример отца, который прошел все возможные для технаря ступени на предприятии, всегда ответственно и творчески подходя к порученному делу.
Около 20 лет Александр Викторович работал под началом Виктора Валентиновича Сигитова. С ним связан период оздоровления предприятия после потрясений
Разработку аппаратуры передачи команд на ракету и ввода ракеты в луч оптической системы сопровождения целей и наведения ракеты для оптического варианта ЗРПК
Производство от «а» до «я»
Производство радиолокационной станции — процесс очень наукоемкий и трудоемкий. В нем задействованы в равной степени конструкторы, программисты, инженеры, рабочие множества специальностей… И практически со всеми этапами «рождения» изделия коллектив ЦКБА справляется собственными силами.
— У наших изделий есть специфика,— поясняет заместитель генерального директора по производству АО ЦКБА Андрей Клевенков.— Поэтому «на сторону» не отдаем, по максимуму делаем сами.
Андрей Борисович более полугода руководит работой трех механических, монтажного и двух сборочных цехов предприятия, где, включая технологов и инженеров ПТО, трудятся около 650 человек. Задача этого большого коллектива — изготовить и собрать основные узлы и блоки разработанных конструкторами изделий.
Погружение предприятия в радиолокационную тематику естественным образом привело к необходимости модернизировать производство — серийное изготовление сложнейшей техники потребовало внедрения современных технологий.
Изменения происходили на глазах. В короткие сроки на реконструированных площадях Масловской промплощадки был организован заготовительный участок, оснащенный современным оборудованием, и цех станков с ЧПУ. Причем разработкой управляющих программ для нового оборудования тоже занимаются специалисты ЦКБА.
— На 85% составные детали наших радаров изготавливаются из алюминия, поскольку они устанавливаются на военную технику и к ним есть жесткие требования по весу,— рассказывает Андрей Клевенков.— Также мы производим детали из стали и меди. Сами выполняем все лакокрасочные работы. Переоснащение производства существенно расширило наши возможности, позволило ускорить выпуск серийной продукции и одновременно снизить её себе — стоимость.
Вместе с модернизацией технических мощностей изменился — и в первую очередь заметно помолодел — коллектив.
— 90% операторов станков с ЧПУ имеют высшее образование,— говорит заместитель гендиректора по производству.— Стараемся набирать молодых ребят и обучать специфике нашей работы. На то, чтобы научиться изготавливать сложные изделия с высокой точностью, требуется время, поэтому опытных работников мы ценим и стараемся не отпускать. Условия труда на предприятии достойные, заработная плата — на хорошем уровне.
Сейчас текучки кадров в производственных подразделениях практически нет. Это важно еще и потому, что перед ЦКБА стоит задача по увеличению выпуска радиолокационных станций для сухопутных и морских «Панцирей».
Срок исполнения — вчера
— На сегодняшний день перед нами стоит задача нарастить выпуск многофункциональных радиолокационных станций — задача сложная, но реалистичная,— говорит начальник
Андрей Юрьевич руководит этой работой с самого первого модуля, полностью собранного в ЦКБА.
— Тематикой радиолокации я начал заниматься еще будучи сотрудником КБП,— говорит А. Ю. Ларин.— Именно в тот период мы и познакомились с Александром Викторовичем Хомяковым. И так сложилось, что несколько лет спустя при случайной встрече он позвал меня возглавить сектор испытаний в ЦКБА.
Сейчас Андрей Юрьевич вспоминает с улыбкой, что испытания первой партии РЛМ для боевых модулей
— Безопасность мы, конечно, обеспечили, но условия для работы были суровые,— говорит Ларин.— Не было ещё коммуникаций, отопления…
Та первая партия машин с РЛМ в составе боевого модуля была сдана в декабре 2011 года. И едва ли не весь немногочисленный отдел испытаний провел большую часть периода работы над новым изделием на полигонах.
Вскоре отдел был преобразован в
— Наши радиолокационные комплексы человекоориентированы, обучить операторов для управления ими несложно,— поясняет начальник ПИКа.— Все процессы в работе радара максимально автоматизированы. Мы добились того, что станция обнаружения цели четко реагирует на цель, отсеивая все помехи, чего не могли старые локаторы. Раньше оператор постоянно видел
Каждая из созданных в ЦКБА станций — сложнейший комплекс. В одной антенне МРЛС — сотни тысяч деталей, и разобраться в этом многокомпонентном устройстве, мягко говоря, непросто.
Разработчики нашли до определенной степени выход из положения, и некоторые готовые блоки на замену вышедшим из строя предприятие поставляет заказчику вместе со станцией для войскового ремонта. Но прочие неполадки могут быть исправлены только изготовителями. Да и Минобороны требует ремонта высокоточной техники в заводских условиях.
Надо сказать, что коллектив
— В принципе, мы готовы обучить любого специалиста инженерного профиля, если у него есть желание работать, огонек в глазах,— уверен Андрей Ларин.— Со своей стороны стараемся подбирать грамотных ребят на инженерных специальностях, приглашаем их на практики, стажировки. Способным студентам можем предложить трудоустройство уже со второго курса.
Таким образом, только за последние полтора года несколько выпускников, прошедших в ходе обучения практику на предприятии, пополнили коллектив. Причем некоторые из них начали работать еще в процессе обучения.
Безусловно, молодежи есть здесь и чему поучиться, и в чем проявить себя. Постоянное развитие военной техники создает новые вызовы, требующие от разработчиков поиска решений.
Скажем, при разработке первых радио — локационных станций для «Панциря» конструкторы основными целями считали ракеты и пилотируемые летательные аппараты. Спустя неполные 10 лет основной угрозой стали беспилотники, отличающиеся меньшими размерами и невысокой скоростью.
— Перед нами стоит новая задача с привычным сроком исполнения — вчера,—
Возможностями модернизированных радиолокационных станций определять местоположение и траекторию движения беспилотных аппаратов и сверхлегкой авиации заинтересовались и гражданские специалисты. Для них в ЦКБА на основе более ранних собственных наработок создают локатор для контроля диапазона G — высоты до 500 метров.
Продолжаются испытания нового метео — локатора, необходимого авиадиспетчерам для измерения скорости и направления ветра в зоне захода самолётов на посадку.
— Это изделие полностью модернизировано и сейчас тестируется в ростовском аэропорту,— сообщил начальник ПИКа.— Пока диспетчеры довольны, благодаря локатору они располагают постоянной оперативной информацией о ветре в районе посадки на глиссаде. Так что потребность и заинтересованность в изделии со стороны авиации есть.
Аванс на будущее
Александр Викторович Хомяков и вверенный ему коллектив не собираются останавливаться на достигнутом. Предприятие вкладывает средства в модернизацию производства. Постоянно совершенствуют профессиональные навыки и обогащают знания сотрудники, которые, как и в начале трудового пути А. В. Хомякова, проходят постоянно испытания на прочность в творчестве и преданности делу. Они ответственны за свои разработки от «а» до «я». И результат таких подходов очевиден. Разработки и эксплуатационные характеристики изделий АО ЦКБА, отвечающие требованиям Сухопутных войск в должной мере, теперь востребованы и
— Доверие Минобороны к АО ЦКБА как к разработчику РЛС для различных сред — это для коллектива нашего предприятия серьезный аванс на будущее,— говорит А. В. Хомяков.— Мы обязаны его оправдать и делаем для этого всё возможное и даже больше. Творческий, интеллектуальный потенциал позволяет нам эффективно развиваться и разрабатывать перспективные многофункциональные РЛС. И важнее всего то, что эти изделия верой и правдой служат защите Отечества.