Цена услуги – десять утюгов

Назад

26 марта 2021 08:09

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из открытых источников

Анна Владимировна С. пришла в магазин, чтобы купить утюг и попросила продавца подобрать недорогую модель мощностью 1200 ватт. Менеджер торгового зала предложила приобрести утюг мощностью 1200–1800 ватт (так было указано в паспорте) за 970 рублей…

Две жалобы и претензия

О том, что 1200 Вт — оптимальная мощность для использования в быту, Анна Владимировна прочитала в интернете: нагрузка на электросеть минимальная — и отсутствие риска повредить одежду из деликатных тканей. Тулячка вернулась домой и решила опробовать покупку — и буквально через несколько минут пробки в квартире выбило, а на платье из синтетики образовалась дыра. Возмущенная женщина отправилась в магазин, чтобы сдать утюг и вернуть деньги. Однако продавец отказалась принять его обратно, сославшись на нетоварный вид: полотно утюга было загрязнено остатками расплавленной ткани.

Ситуация действительно неоднозначная, однако у Анны Владимировны были все шансы отстоять свою правоту — и начать с написания претензии в адрес продавца. Затем, возможно, обратиться в суд — напомним, имущественные конфликты, в соответствии с российским законодательством, разрешаются именно там. Однако женщина по совету знакомых обратилась в одну из тульских фирм, занимающейся, как сказано на её сайте, «продажей юридических услуг». Анну Владимировну внимательно выслушали и обещали за «скромную» сумму в 10,5 тысячи рублей помочь вернуть деньги за утюг. При этом заверили, что уплаченные фирме средства тоже к ней вернутся — расходы на юриста потребительнице компенсирует магазин. Он же якобы заплатит за моральный вред, и в общей сложности дама может рассчитывать чуть ли не на пятьдесят тысяч…

Описанная перспектива Анну Владимировну впечатлила и договор она подписала. Какие же услуги она получила за свои десять с половиной тысяч? Фирма подготовила три документа: претензию к продавцу, а также жалобы в прокуратуру и Роспотребнадзор.

— Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, защита прав потребителей осуществляется судом, и ни один государственный орган не может заставить продавца выполнить имущественные требования покупателя,— отмечает главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Тульского областного управления Роспотребнадзора Татьяна Чернецова.— Что же касается претензии к магазину, то, на наш взгляд, она составлена неубедительно, так как автор этого текста не провел правовой анализ ситуации и не сформулировал четкие обоснования…

Анна Владимировна обратилась в отдел защиты прав потребителей после того, как в какой-то момент поняла, что напрасно заплатила юридической конторе десять с половиной тысяч.

То же самое, только бесплатно

Еще одна недавняя история. У Ивана Дмитриевича Д. сломалась газовая колонка — гарантийный срок на неё еще не прошел, поэтому пенсионер рассчитывал на бесплатный ремонт. Однако возникли сложности, как это нередко случается с газовым оборудованием: в магазине потребовали акт о проверке, выданный специалистами Тулагоргаза. Иван Дмитриевич заподозрил, что продавец просто придумал повод, чтобы не брать колонку в ремонт, и пожаловался сыну. А тот в интернете наткнулся на рекламу некой юридической фирмы и порекомендовал отцу воспользоваться её услугами. Тариф там был аналогичный: 10,5 тысячи рублей. И результат тоже — то есть полное его отсутствие…

— В последнее время к нам обращается множество людей с подобного рода историями. Особенно возмущает то, что люди платят, в том числе за написание писем в Роспотребнадзор,— подчёркивает начальник отдела защиты прав потребителей Надежда Андрианова.— Притом что мы — государственная структура, помогаем гражданам, разумеется, бесплатно. И обратиться к нам может каждый — на горячую линию, письменно или через интернет. А качество документов, подготовленных этими фирмами, просто поражает: фрагменты статей Гражданского кодекса и Закона о правах потребителей, к тому же не всегда подходящих к конкретному случаю — и краткое изложение сути дела. Для того чтобы такое написать, даже не нужно быть профессиональным юристом…

Вывод печальный: наши граждане по-прежнему склонны верить ловкачам, обещающим решить все их проблемы, да ещё стрясти с «обидчиков» неплохие деньги. К слову, на 10,5 тысячи рублей Иван Дмитриевич мог купить новую колонку, а Анна Владимировна — аж десять утюгов…

Кредит с подвохом

Не менее актуальная в последнее время тема — микрофинансовые организации (МФО), работающие в интернете. Удобная на первый взгляд услуга: человек может получить небольшой заём в четыре, пять, десять тысяч не выходя из квартиры, причем круглосуточно. Деньги тут же перечислят. Правда, для этого требуется маленький пустячок: сообщить реквизиты банковской карты. Законодательством финансово-кредитная деятельность в интернете не запрещена, другое дело, что в любом формате — онлайн или офлайн — организации обязаны предоставлять клиентам полную информацию, заключать с ними договоры и размещать все документы в личном кабинете заёмщика, открывающемся после регистрации на сайте.

— Типичная жалоба на МФО в интернете. Человек заполнил заявку на кредит, ему переслали какие-то деньги, но в личном кабинете договор почему-то недоступен и что там написано, клиент не знает,— рассказывает главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Елена Осенкова.— А там может быть много интересного. Например, дополнительные услуги или договор страхования, заключенный с компанией, агентом которой выступает МФО. Допустим, человек оформляет заём в пять тысяч, а обнаруживает на карте четыре тысячи четыреста — оказывается, шестьсот рублей списывают в счет оплаты страховки. Самое неприятное, что может значиться в договоре,— якобы данное клиентом разрешение своему банку на списание с его счета денежных средств…

По словам Елены Осенковой, ряд МФО, в том числе «Поколение», «Аварийка» и «Ценность» за сомнительные действия в интернете ЦБ России исключил из реестра. Однако, судя по всему, они продолжают функционировать под другими названиями. Так что специалисты рекомендуют при оформлении кредитов онлайн быть осторожными. А если речь идет о больших суммах, осторожными вдвойне.

Однажды Ирине И. позвонил некий человек, предложивший помочь взять кредит на миллион рублей под небольшие проценты — 9,9 годовых. Женщина действительно нуждалась в деньгах: из-за пандемии ее бизнес находился не в лучшем состоянии. За услуги «финансовый агент» — именно так представился звонивший — попросил пять процентов от суммы кредита. Ирина согласилась, а когда получила по электронной почте текст договора, а также скан лицензии финансового агента, окончательно уверилась в том, что никакого подвоха здесь нет. За оформление страхового договора на Ирину и ее поручителя мужчина попросил перевести на карту 54 200 рублей. Деньги поступили на указанный счет, после чего телефон стал недоступен…

— Документы, которые Ирина получала по почте, выглядели достоверными, за исключением «лицензии финансового агента» — таких лицензий в нашей стране просто не существует,— говорит Елена Осенкова.— Одна из реально существующих организаций, от имени которой якобы действовал этот человек, написала заявление в полицию — разумеется, она тоже заинтересована, чтобы его нашли…

…Когда в изобретательно расставленную финансовую ловушку попадаются пенсионеры, это вряд ли кого-то может удивить. Однако жертвами сложных многоходовых манипуляций нередко становятся люди молодые, образованные и вроде бы финансово грамотные. Как обезопасить себя? Рецепт прост: внимательно читать все документы, всё проверять и перепроверять. Народную мудрость «Семь раз отмерь — один раз отрежь» никто не отменял…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных