Среда 28 октября

Священное и обыденное от троицы

Назад

06 Октября 2020 05:02

 0
Краеведение/Культура

Автор: Алексей КУЗНЕЦОВ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В Тульском музее изобразительных искусств открылась выставка «Библейские сюжеты», представляющая работы трех современных российских художников.

Библия — вечный источник вдохновения

На выставке можно увидеть авторское прочтение библейских сюжетов Татьяны Назаренко, одной из самых известных современных художниц. Крупные формы, яркий колорит в ее произведениях словно вплотную приближают их к зрителю, заставляя его всматриваться и вдумываться в увиденное.

Татьяна Григорьевна Назаренко — советский и российский живописец, педагог, профессор, действительный член Российской академии художеств, народный художник РФ. Лауреат ряда престижнейших премий — от Государственной премии РФ до независимой премии «Триумф». Картины Татьяны Назаренко экспонировались в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, в Гран Пале в Париже, в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Они представлены в постоянных экспозициях Национального музея женского искусства в Вашингтоне, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и многих других российских и зарубежных музеев и галерей.

В искусстве для нее нет трудных и запретных тем — в своих произведениях Назаренко рассуждает о памяти, конфликтах, силе истории, библейских сюжетах, одиночестве, социальном маскараде и власти женщин. Каждая ее работа — это исследование. Времени, места, человека — и всего общества в целом. Татьяна Назаренко — живописец, который работает не только в картинном поле, но и взаимодействует с пространством, мыслит инсталляционно. Она нередко создает новые версии своих работ, любит сочетать элементы старых произведений с новыми. Назаренко постоянно переосмысливает собственное прошлое.

— Кто не знает хотя бы немножечко Библию? — спрашивает Татьяна Григорьевна и сама отвечает на этот вопрос.— Каждый художник в каждую эпоху привносит в эту тему что-то особенное, переносит в свое время действие библейских событий. Например, Питер Брейгель делал «избиение младенцев» на снегу, у него испанские наемники пронзают копьями детей. У меня же «избиение» связано с киевской темой, когда снаряды калечили мирных людей. А положение во гроб я увидела в смерти ополченца.

Вечность одежды и невечность человека

— Необязательно, чтобы меня вдохновило что-то из новостей. Часть работ наполнена моими личными переживаниями, которые я облекла в сюжет из Библии,— продолжает художница.— Ярость женщины может достичь невероятных пределов. На одной из моих работ Юдифь убивает Олоферна. Когда-то я видела у итальянской художницы похожий по драматизму сюжет и была заворожена тем, как ее героиня отрезает голову неверному возлюбленному. У меня были примерно такие же чувства, как у Юдифи, убивающей Олаферна, и вот он результат — на полотне.

— Есть на выставке две Саломеи, которые несут голову Иоанна Крестителя, есть отдельно его голова. Однажды в одной из далеких северных церквей я увидела голову пророка из папье-маше. Она лежала прямо у царских врат и производила такое страшное впечатление, что я даже побоялась пройти к алтарю,— поясняет Т. Г. Назаренко.— Есть оставшаяся в одиночестве Сусанна под пристальными взглядами похотливых старцев. Видно, как они думают, что молодая женщина достанется им, а бедняжка ещё ничего и не подозревает. Есть еще работа, где Далила отрезает Самсону волосы. За спиной у них швейцарский Люцерн. Мне хотелось приблизить атмосферу картины к современной. И на другой картине раскрыт сюжет с обрезанием волос. Просто-напросто на берегу озера я видела, как лежала прекрасная белая девушка, в маечке, естественно (на полотне обнажена — прим. редакции), и рядом с ней какой-то безумно страшный с громадной копнищей волос чернокожий человек. Мне они показались настолько библейскими персонажами, что тогда же я сделала небольшой набросок, а позднее написала целую картину.

Полотно с полосатыми одеяниями висит над Содомом и Гоморрой. Люди внизу погибают, они прогневили Бога, и от них ничего не останется. А вот одежда останется. Вспомните египетские мумии, останки великих полководцев и правителей древности. Они истлели, но их одежда сохранялась веками. Так я хотела отразить вечность одежды и невечность человека…

Неочевидные аллюзии

В следующем зале нет прямых отсылок к ветхозаветным сюжетам. Самобытный художник-нонконформист, философ Алексей Новиков пишет жизнь современной ему деревни. Для его творчества характерны тщательный отбор фактов и очищение плоскости картины от всего случайного, мимолетного, умение отражать многогранность окружающего мира, временные связи.

Простота композиции и обыденность мотива, скупость пластических средств — и монументальность… Всё это словно отсылает к Священному писанию, сюжеты которого также безыскусны и однозначны, но только лишь на первый взгляд. Удивительные линии и цветовой колорит его произведений свидетельствуют о неуемной энергии человека, много видящего и умеющего всё увиденное передать на своих картинах. Его произведения волнуют и не оставляют равнодушным. И понятно, почему произведения Алексея Новикова украшают сегодня государственные галереи и собрания частных коллекционеров в России, США, Японии, Великобритании, Австрии, Франции, Италии, Греции, Германии, Нидерландах, Швеции, Швейцарии, Дании, Польше и многих других странах мира.

Время на фоне вечных ценностей

Сын Алексея Новикова Игорь (он же — муж Татьяны Назаренко) в своих картинах использует разнообразные стили и техники живописи для отображения временного пространства, в котором живет. Новиков-младший наблюдает за миром, воспринимает все его изменения и отображает их при помощи пиктограмм, которые изобретательно вписывает в свои полотна. Часто в их основе — картины знаменитых русских художников. По замыслу Игоря Новикова, пиктограммы на фоне сюжетов великих мастеров — символы сегодняшней действительности, определяющие жизнь людей в современном мире и противопоставленные вечным духовным ценностям, значимость которых неоспорима.

Игорь Новиков принадлежит к генерации московских художников-нонконформистов, чье творческое становление пришлось на эпоху развала Советского Союза. Он — один из организаторов объединения молодых художников-авангардистов «Фурманный Переулок» в Москве, которое было частью движения советского нонконформизма вплоть до 1991 года. С 1990-го по 1993 год — стипендиат ЮНЕСКО, работал в творческих мастерских Ле Корбюзье в городе Ла Шо-де-Фон, Швейцария. Живя в Швейцарии, Игорь Новиков принимает активное участие в многочисленных зарубежных выставках, посвященных современному российскому художественному процессу.


Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама