Вторник 22 июня

Стандартно. Полезно. Невкусно

Назад

02 апреля 2021 08:12

 0
Общество

Автор: Алексей КУЗНЕЦОВ

Фото: hornews.com

В октябре прошлого года уполномоченный по правам ребенка Наталья Зыкова забила тревогу — за время карантина в школьных столовых региона ухудшилось качество питания. На шквал жалоб родителей пришлось отвечать внезапными проверками. Переполох совпал с указом президента, предписывающим организовать бесплатное горячее питание школьникам с 1-го по 4-й класс, но в Тульской области и так кормили младших школяров, включая пятиклашек. Однако вопросы и по качеству пищи, и по разнообразию меню были.

Прошло пять месяцев, в течение которых школьные столовые кто только не проверял – в том числе и Роспотребнадзор, и родители. В итоге сменили поставщика продуктов. В марте на оперативном совещании правительства доложили, что питанием довольны и родители, и надзорные органы, а те два процента нарушений, что выявляются при регулярных проверках, немедленно устраняют.

Не едят, и всё тут

Однако проблема осталась: школьников казенная пища по-прежнему не привлекает. Серьезные средства из бюджета закладываются на то, чтобы 5–6 человек из каждого класса поели, 9–10 поковыряли вилкой, а остальные и вовсе обед проигнорировали. Ситуация от школы к школе, конечно, меняется, но... Даже без санитарных и технологических нарушений выходит, что школьники не получают положенного питания. Не из-за нехватки продуктов или недофинансирования — просто невкусно.

Разнообразное меню, которое планируют на десять или двенадцать дней, всё равно не привлекает, например, первоклашек. Малыши часто последовательно игнорируют прием пищи или едят исключительно выборочно. Выигрывают, как ни странно, первые блюда — и рассольник, и борщ, и гороховый, и другие супы не успевают приесться. А вот вторые блюда в аутсайдерах. Хорошо идут только сосиски, а гарнир остается нетронутым. Хлебо-мясные изделия, которые принято называть котлетами, — вообще объект постоянных насмешек.

Саша К., девятиклассник, теряется, когда надо рассказать о школьной столовой — не хочется и alma mater позорить, да и не может сформулировать парень, в чем именно причина его нерасположенности к столовской еде. Вроде бы ест каждый день, но так, чтобы с удовольствием, – далеко не всё. Отмечает, что поварам удаются супы и некоторые гарниры, к примеру картофель. Он любит рыбу, но школьные котлеты из рыбы приводят в уныние. Невкусно, и всё. Омлеты мокрые, запеканки сухие, макароны слипаются. И вид непрезентабельный, и вкус на троечку.

Оказалось, в школе, где учится Саша, еду не готовят, а горячее питание привозят. Понятно, что всю школу сразу на обед не поведешь – Роспотребнадзор не велит: пандемия все-таки. Когда приходит время обедать, еда остывает. С пылу с жару, наверное, было бы повкуснее, но получается так, как получается.

А вот преподаватель Анастасия Хомякова оценивает ситуацию более оптимистично:

– Еда и разная каждый день, и выглядит более привлекательной, чем раньше. И ребятишки вроде бы едят получше, хотя оттого, что меню известно заранее, в некоторые из дней они бойкотируют завтрак. Пьют напиток и довольствуются хлебом. Но бывает, хоть и нечасто, что всё съедают с удовольствием.

Правда, сама учительница однажды попробовала, чем кормят ребят, но из-за последовавшей за тем изжоги зареклась обедать в столовой.

Но видно, и вправду дела пошли на поправку. Не зря повысили стоимость питания от 62 рублей 11 копеек аж до 63 рублей 97 копеек, не дожидаясь, пока колонии и тюрьмы на пятки начнут наступать.

Правильное пищевое поведение

Дарья С., начальник отдела одного из крупных тульских предприятий, тоже недовольна качеством питания своего сына-первоклассника. Жалуется, что ребёнок часто не ест блюда, которые предлагает школьная столовая. Невкусно. И так считает не только ее сын, но и другие ребята, с ними согласны мамы в родительском комитете. Они удивляются тому, что деньги, пусть и небольшие, расходуются попусту. Но не заставлять же детей на выходе из пищеблока предъявлять пустые тарелки.

Да и к содержимому этих тарелочек уйма вопросов: сосиски и колбаса – часто то единственное, что съедает ребенок. Назвать это здоровым питанием язык не повернется. А ведь составлением меню занимаются специалисты, и подается оно как рекомендованное, правильное. Даже, как заявляют представители власти, именно такое меню формирует правильное пищевое поведение и последующие привычки. А на деле вместо того, чтобы привыкать питаться правильно, школьники начинают кусочничать – покупать снеки.

Можно, конечно, попенять и родителям: не приучили, мол, чадо к здоровой пище. И толика правды в этом будет. Но именно толика. К слову сказать, в меню обеда входят помимо первого и второго овощные салаты и фрукты. Раньше жаловались на гнилую перележавшую картошку, а теперь напротив: бананы привозят такие зеленые, что им приходится по неделе дозревать. Мандарины же плохо чистятся и к тому же такие кислые, что единственное применение для них – стать снарядами в школьных битвах. В одной из школ Пролетарского округа Тулы засорились унитазы – они, как выяснилось, были забиты неспелыми цитрусовыми. Школьники не жалуются губернатору или министру, но протест против халтуры в столовой выражают по-своему.

«Морские волки»

И всё-таки причина непопулярности школьных обедов-завтраков не только и не столько в продуктах.

– От человека всё зависит, — считает заведующий производством в одной из школьных столовых Станислав Николаев. – В школьном общепите остались работать люди, которым уже по шестьдесят-семьдесят лет. Старые «морские волки». Молодежь не идет, потому что платят мало.

Станислав не понимает, как можно ждать каких-то вкусняшек от старых бабушек, чье жизненное кредо сформировалось в эпоху тотального дефицита, а огонь в глазах погас еще в прошлом веке. Люди, как и металл, устают. Уже не заинтересованы.

А с другой стороны, чем в наше время удивить детей? Если бы на завтрак давали колу и чипсы, как того хочет знакомый первоклассник Стёпа, то жалоб, пожалуй, не было бы – разве что на гастрит и ожирение. Недаром Станислав замечает, что дети хорошо едят только сосиски. Да, кажется, фастфуд испортил не одно поколение россиян.

– Никто из детей не скажет, что невкусно что-то или пересолено, или несладко, – поясняет повар. – И печенку им делаем в сметане по-строгановски – кто-то всё равно не ест, даже если приготовить всё на высшем уровне. Наши школьники растут не при дефиците, когда самому простому обеду рад будешь. Ребят и дома покормят, и в магазин за сухариками они сбегают после уроков. Тут уж приходится идти на хитрость. Например, гороховый суп готовлю теперь как суп-пюре. И к нему подаю гренки. Делаю это на свой страх и риск, потому что за любое отклонение от технологии производства с меня три шкуры спустят. А детям нравится — им забава. Вот когда с фантазией подходишь, то всё съедают.

От чего ещё страдает качество школьной еды? Оборудование старое. Во многих школах нет даже мармитов, чтобы подогревать еду. Меж тем у одного класса обед в 11 часов, а у другого только через два часа. Еда не может не остывать. А готовить сперва на один, потом через час на другой класс никто не будет — слишком трудоемкое производство. Варят везде сразу на всех. А обычный мармит избавил бы от проблем с остывшей едой.

Мне довелось преподавать английский в государственном детском саду в Китае. За непродолжительное время моей работы там сменились три повара, каждого снимали с должности, как только на горизонте появлялся подходящий новый кандидат. Главным критерием для руководства сада были как раз пустые тарелки. Избалованные китайские дети выбрали себе повара, который готовил не обычные китайские блюда, а подходил к делу с максимальной долей воображения. Если он видел, что малыши плохо ели, приходил в группу и, как герой Евгения Леонова в «Джентльменах удачи», начинал сочинять истории и играть с ними. Не то чтобы повар рвался в заведующие – просто очень жесткая там конкуренция за высокую зарплату в государственном общепите.


Наши партнеры
Реклама