Создатель «ЛитераТулы» Ирина Рочева: Творить чудеса ‒ занятие нервное
27 августа 2021 17:02
Фото: Молодой коммунар
Книжный фестиваль «ЛитераТула» отменили. Сказать, что нам жаль — ничего не сказать. У нас не будет доброго, интересного, а самое главное — очень нужного! — события.
Конечно, книги не приносят денег. Пользу от них не посчитаешь, выгоду — не пощупаешь, даже в отчеты — не воткнешь. Но жизнь без них — невозможна. И мы благодарны Ирине Рочевой, без которой у нас вообще не было бы никакого фестиваля.
Три дня назад, когда «ЛитераТула» казалась такой близкой, мы беседовали с Ириной и радовались тому, что нам всем предстоит. И мы решили опубликовать это интервью ‒ в знак поддержки события, которое считаем важным и нужным городу.
‒ Ирина, представим, что я пришла на «ЛитераТулу» со своей семьей. Как мне построить маршрут? Сначала, например, сходитьна ярмарку, потом послушать спикеров...
‒ Тут надо исходить из возраста детей и смотреть, что им интересно. Каждый день у нас начинается со спектакля, как правило, в 12 часов дня. Он рассчитан на детей от 5 лет. Пока ребенок смотрит спектакль, вы можете походить по ярмарке ‒ в этом году она у нас самая большая за всю историю фестиваля: 50 столов, примерно столько же издательств. Мы занимаем весь холл Октавы.
А дальше надо смотреть программу. В пятницу, например, фестиваль открывает Денис Викторович Драгунский ‒ это скорее вам будет интересно, чем вашему маленькому ребенку, который еще не читал «Денискины рассказы». Денис Викторович сам прекрасно пишет, у него чудесные короткие рассказы и драматургия. Здесь многое будет зависеть от аудитории: будет ли то встреча с Дениской из рассказов папы или встреча с Драгунским-писателем.
Отдельная площадка посвящена чтению книг ‒ будем не только читать, но и играть. Она рассчитана на разный возраст. В том числе организуем чтение для совсем маленьких ‒ сенсорное: это книги, которые можно потрогать.
Подростки, конечно, пойдут на комиксы. У Вовы (Владимир Апёнов‒ руководитель программы комиксов‒ Т.М.) тоже будут свои звезды, причем он привозит в Тулу людей, которые вообще никуда не выезжают. Например, к нему приезжает художник из Обнинска, который рисует чуть ли не для Marvel, но известен только в узких кругах.
Если у вас в семье кто-то рисует и занимается графикой, то надо выбрать что-то из программы для иллюстраторов. А пока вы ждете детей, сможете посмотреть выставки.
Кроме того, мы запланировали много встреч с психологами и педагогами. У нас даже будет встреча с клиническим психиатром Сухаревской больницы ‒ это единственная в России детская больница, где есть отделение для детей с суицидальными формами поведения и самоповреждающим поведением. Это актуальная тема, как мне кажется. Конечно, мы в нее тоже заходим через книжки, поэтому соведущим у психиатра станет библиотерапевт.
Или, например, у нас пройдет встреча с Мариной Козловой, создателем и бывшим главным редактором издательства «Розовый жираф», одного из первых в нашей стране независимых детских издательств. Она будет делать обзор книг о сексе и изменениях, происходящих с телом. Речь пойдет о том, какие книги и для какого возраста выбрать и как их обсудить.
Вообще, в нашей программе 95 событий. Все они бесплатные, и это очень важно понимать, потому что каждый год мы боремся с какими-то провокациями, когда мошенники пытаются продать билеты на спектакли. Единственное, что надо учитывать: на большинство событий открыта предварительная регистрация ‒ число участников из-за эпидемических мер ограничено.
‒ В этом году вы объединились с фестивалем «Хомяков Home». Как так вышло?
‒ Мы ‒ два литературных фестиваля и решили объединиться, просто чтобы поддержать друг друга. Наши спикеры будут выступать в усадьбе Хомякова. Например, Артура Гиваргизова можно будет в пятницу повидать у нас, а в субботу 4 сентября ‒ в Богучарово. А итоговая читка «Хомяков Home» состоится на нашей сцене.
К тому же, мы понимаем, что к нам на фестиваль приезжают люди из других городов, и мы таким образом можем через свои анонсы рассказать им, что можно проводить время не только в Туле, но и поехать, например, в Богучарово, мы им рассказываем, что это за место и кто такой Алексей Хомяков. Мы считаем, что это важно.
‒ Впервые фестиваль состоялся в 2016 году. Нынешний ‒ уже шестой. Как он изменился за это время?
‒ Во-первых, фестиваль вырос: мы уже с трудом помещаемся в «Октаве», книжная ярмарка занимает весь холл кластера. Во-вторых, меняются акценты. Так, в прошлом году в качестве темы мы заявили «Переходный возраст» и исследовали границу между детской и взрослой литературой. Пришлось сократить детскую программу в ущерб взрослой‒ фестиваль в принципе был в 2020 году меньше, чем обычно, из-за ковидных ограничений. В этом году мы вернули большую детскую программу. Но тема осталась прежней: вот почему в программе много встреч для взрослой аудитории. Мы стараемся, чтобы «ЛитераТула» была уже не только детским, но и семейным книжным фестивалем. Когда мы формируем программу, мы стараемся сделать так, чтобы каждый нашел в ней что-то для себя.
‒ Кто ваша аудитория, она как-то изменилась за эти годы?
‒ Специального исследования мы, честно говоря, не проводили. А по тем отзывам, которые оставляют люди, можно судить о том, что наша аудитория очень стабильная и вдумчивая. Люди точно знают, куда они приходят. Есть, конечно, случайные зеваки, но есть и люди, которые не первый год приезжают из других городов специально на «ЛитераТулу», заранее бронируют гостиницы. Были прецеденты, когда прилетали из Томска, с Сахалина. Нам пишут библиотекари из Якутии и спрашивают, будет ли онлайн-трансляция, потому что они следят за нашим фестивалем, но не могут приехать. Но на данный момент нам не хватает ресурсов, чтобы сделать фестиваль с полной трансляцией событий: недостаточно людей, денег, техники.
‒ А кто вообще делает фестиваль? В этом смысле что-то за 6 лет изменилось?
‒ Вообще организационно ‒ нет, фестиваль не поменялся. Его как делали 5 человек, так и делают. Изначально, конечно, было больше суматохи и суеты. Но сегодня всё проходит спокойно. Мы знаем свою площадку ‒ а это хорошая площадка. И свои возможности ‒ весьма ограниченные. Мы мечтаем о том, чтобы фестиваль имел стабильный, постоянный источник финансирования ‒ это позволило бы нам планировать его на несколько лет вперед.
Это важно для взаимодействия с авторами. Например, в этом году мы ждали Людмилу Улицкую, но она не смогла приехать. Если бы мы точно знали, что в следующем году фестиваль состоится, тогда перенесли бы предложение на следующий год. Могли бы так и с международными авторами работать. Мы даже писали Джоан Роулинг. Она нам отказала, но если бы мы знали, что будем 10 лет существовать, мы бы каждый год ей писали и рано или поздно она бы согласилась!
Но пока постоянного источника финансирования у фестиваля нет, и он делается благодаря какому-то чуду. Это очень русская, конечно, традиция, и книжная тоже ‒ чудеса и сказки. Но творить чудеса ‒ нервное занятие.
‒ Пользуясь случаем, хочу спросить о другом вашем проекте ‒ независимом книжном магазине «Свидетель». Он существует почти два года. Как он себя чувствует? Есть ли у «Свидетеля» своя аудитория?
‒ Своя аудитория есть и она, конечно, отличается от аудитории «Корнея Ивановича» (детский книжный магазин Ирины Рочевой, который ей в итоге пришлось закрыть — Т.М.). Там у нас приходили мамы, бабушки и дети. А здесь я наблюдаю прекрасных мужчин
Наша аудитория приходит к нам за книгами, которые не может найти в сетевых магазинах. Мы сотрудничаем с маленькими издательствами, которые не представлены в торговых сетях. Плюс кураторский отбор. Каждую книгу мы выбираем сами и отвечаем за нее. Ни за одну книжку нам не стыдно.
Сказать, что этот проект приносит прибыль, я не могу. Но пока от него нет убытков, он будет существовать.
Татьяна МОТОРИНА
Фото Александра КОЛЕСНИКА