Собеседование по русскому не по-русски

Назад

12 февраля 2021 08:13

 0
Общество

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: из открытых источников

10 февраля 12 596 девятиклассников Тульской области вместе с ровесниками по всей стране прошли итоговое собеседование по русскому языку. Школьники должны набрать минимум 10 баллов из 20 возможных, чтобы получить зачёт, он же — допуск к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования.

Сказать, что ученики, родители и даже учителя в восторге от этого испытания,— сильно погрешить против истины. Русскоязычный интернет полон экспертных и не очень мнений pro et contra. Противники собеседования преимущественно упирают на жесткий психологический прессинг, связанный с коротким временем на подготовку и усиленным контролем, сторонники апеллируют к необходимости решать серьезную проблему с навыками вербальной коммуникации и осознанного чтения у подростков.

На самом деле правы все. Неспособность воспринимать и ясно излагать связный текст — это деградация, кто бы что ни говорил об альтернативных способах общения и передачи информации. Человека от животного отличают сознание и речь. Но и проводить простое собеседование под прицелом видеонаблюдения и кучи контролёров — как-то чересчур.

— Собеседование по русскому языку возникло как ответ на проблему: «Дети не умеют говорить». Сейчас это стало неким «перевалочным пунктом» к письменному экзамену и для большинства не вызывает затруднений,— отмечает преподаватель русского языка и литературы Анна Горбачёва.— Хотя по-прежнему уязвимым местом остаётся пересказ. Легче учащимся даются сюжетные отрывки. Трудности чаще возникают из-за недостаточного времени на подготовку и информационной насыщенности текстов. Но стоит отметить, учащиеся в процессе подготовки успешно работают и с такими. На мой взгляд, особенно интересным является задание, где надо составить монологическое высказывание. Думаю, именно этот вид работы действительно показывает умение строить связное устное высказывание. К тому же в этом виде работы видна личность ученика, его индивидуальное мнение, зрелость суждений и личный опыт.

Действительно, сама идея такого теста в принципе неплоха и вполне могла бы приносить пользу, если бы… Если бы предлагаемые к работе тексты имели хоть какое-то отношение к «великому, могучему, правдивому и свободному русскому языку», о котором писал в своём стихотворении в прозе Иван Сергеевич Тургенев.

Совершенно не ясно, на основании чего для пересказа были выбраны не отрывки из художественных произведений, которые отличает либо безупречная стилистика, либо богатая образность и меткость слова, а какие-то странные наборы фактов о выдающихся, но, признаемся честно, по большей части неизвестных широкому кругу россиянах. Много ли народа в состоянии вспомнить, кто такой, к примеру, Григорий Сорока, без подсказки всезнающего поисковика?

Но самая большая беда даже не в этом. Предложенные задания текстом могли назвать лишь те люди, которые их писали и потом утверждали. Для всех остальных это набор предложений, связанных между собой исключительно объектом, о котором они рассказывают.

Не будем голословными: в широком доступе есть демонстрационная версия, в которой девятиклассникам для чтения вслух и последующего пересказа с цитированием предлагают «образец изящной словесности» о Юрии Гагарине. 177 слов. 12 предложений. И искреннее недоумение: зачем детям предлагать вот эту помесь плохой статьи из Википедии со справкой-объективкой и набором клише советской поры? Один «простой русский парень» чего стоит!

«Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них»… Это перевод с немецкого? Или чем ещё можно объяснить такой странный порядок слов в предложении? «Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса». Что хотел сказать автор этих строк?

Посмотришь на эти задания — и детей действительно жалко. Но всё, что здесь можно посоветовать подрастающему поколению,— читать больше хорошей литературы. Тогда на собеседовании по русскому языку можно будет грамотно и аргументированно заявить экзаменатору, что предложенные тексты написаны как угодно, только не по-русски.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных