Школа не заканчивается

Назад

03 августа 2021 06:49

 0
Общество

Автор: Алексей КУЗНЕЦОВ

Фото: автора

В прошлую субботу в Музее-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» завершилась третья летняя школа для учителей-словесников. В год столетия музея на родине великого писателя и мыслителя со всей России собрались преподаватели, чтобы поучиться у признанных мастеров и обменяться опытом. 

На греческий манер

– Идея возникла у «Ясной Поляны», – признаётся Антон Скулачёв, председатель Гильдии словесников. – Здесь посчитали, что важно собирать учителей литературы на своей базе, развивать профессиональную среду, а музей сделать участником учительской жизни и продвигать изучение наследия Толстого...

Уместно было бы сравнить эти занятия со школой в историческом значении этого слова, которое для древних греков обозначало досуг и занятия на досуге, беседы с философами. Например, Платон в своё свободное время встречался с последователями в саду, делился мыслями и вел философские споры. Это куда больше напоминает занятия учителей в Ясной Поляне, чем привычный нам класс или курсы повышения квалификации. Именно так себе и представляла летнюю школу Елена Цыдыпова из Улан-Удэ – она узнала о ней из социальных сетей и захотела приехать:

– Я слышала, что ничего похожего на школу здесь не будет, что обмен опытом проходит в неформальной обстановке, порой даже за завтраком или обедом. Всё оказалось очень полезным. Например, мне сложно преподавать литературу в десятом классе, когда приходится изучать «Войну и мир», – ребятам проблематично отождествить себя с героями романа, так как описываемые события очень далеки во времени. Теперь буду использовать поэзию об афганской войне – её язык ближе к нашему, соответственно и переживания, которые она вызовет, будут живее. Она поможет мне объяснить ученикам те чувства, которые переживали их сверстники во времена Отечественной войны 1812 года. С нетерпением жду и следующее занятие о больших текстах, так как и здесь у меня есть уйма вопросов...

Синусоида Базарова

После вступительного слова Антона Скулачёва к этому занятию учителя согласились, что большой текст тяжело проходить на уроках – ученики пугаются и объёма книги, которой конца-края не видно, и не успевают прочитать ее к началу занятий, тонут в ней, как в большой воде. Не справиться с этими вопросами – значит потерять самое важное – осмысление произведения, значит не получить на занятии никакой пользы.

Произведения, которые, по мнению учеников летней школы, вызывают у школьников описанные выше предубеждения, могут быть самыми разными – от «Мертвых душ» Гоголя до «Мастера и Маргариты» Булгакова, от «Войны и мира» Толстого до «Тихого Дона» Шолохова. И авторы, и романы очень разные, но если они вызывают похожие трудности восприятия у учеников, то и подход к их преподаванию может быть общий.

Для его выработки учителям предложили разбиться на команды. Педагоги моментально сгруппировались и начали рассказывать, как они на своих уроках справляются со сложностями восприятия. Например, одна учительница использует отрывки из произведений старшей школы в среднем звене на изложениях. Кто-то возразит, что за год, а тем более за несколько лет, отделяющих, допустим, шестой класс от десятого, дети с чистой совестью всё позабудут. Но практика показала, что школяры не просто помнят свои «ранние» работы, но и с живостью обсуждают их содержание. А если текст знакомый, то он уже и не пугает. Это называется вход в произведение, а идея развести основную работу с текстом и вход по разным звеньям школы помогает школярам.

Еще один вариант работы с масштабным текстом – использование графических схем, чего скорее ждёшь на уроках физики или химии. Для них даже название взято из этих областей – кристаллическая решётка произведения. На такую решётку по мере работы с книгой наносятся всё новые детали, пробелы заполняются, а наглядная схема помогает удерживать в памяти всё происходящее с героями. Повороты судьбы героев, облеченные в графику, хорошо врезаются в память.

Например, жизнь Базарова, его переживания и поступки одна из коллег размещает вокруг прямой линии, сверху от которой написано «Свет», а снизу – «Тень». Наверное, вы догадались, что Евгений Васильевич скачет вокруг этой незримой черты, оставляя за собой синусоиду. Оказывается, что так же себя ведёт его, казалось бы, антагонист Павел Петрович Кирсанов. Такое наглядное изображение их характеров помогает понять, что главные линии противостояния пролегают не между Базаровым и Павлом Петровичем, а между старшими Кирсановыми и между Евгением и Аркадием.

Всё это высказывается молниеносно, а схемы и советы моментально подхватывают коллеги, чтобы в дальнейшем использовать новые мысли и подходы на своих уроках.

Поймай пятиклассника

Ещё один вопрос, который разобрали за столом, – как проверить, прочитан ли текст. Вспомнили, разумеется, и про старый дедовский способ – тест на знание содержания. «Без этого порой тоже нельзя», – призналась одна из учительниц. Но кроме этого у неё в арсенале оказалось много чего ещё. Классический, как отметили её коллеги, суд над героями книги, когда ребята выбирают персонажа, составляют его характеристику на основе текста и разыгрывают суд над ним. В такой ситуации сразу станет видно, кто знает текст хорошо, а кто пользуется малохудожественным пересказом одноклассника.

А вот другой приём классическим назвать язык не повернётся. Бич «литераторов» – краткие содержания на просторах интернета. Ученику, который не читал книгу, но про- смотрел сюжет на Брифли (как называется главный такой сайт), уже не поставишь двойку – «Ну я же читал, я же вам всё рассказал, просто забыл что-то». Но и против этого нашлось «лекарство». Не запрещать краткие содержания, наоборот, попросить всех ребят с ними ознакомиться и дополнить. За дополнения к краткой версии и поставить оценку. В книгу залезть придётся волей-неволей.

Касаемо воли-неволи: тяжело заставить себя перечитывать большие куски текста к уроку, особенно в старших классах, когда все силы брошены на профильные предметы и подготовку к ЕГЭ. Для таких случаев одна из участниц летней школы предлагает освежить в памяти прочитанный летом текст, задавая на дом страничку или всего абзац. Старшеклассник должен постараться проанализировать основные проблемы произведения, отталкиваясь от небольшой части. Такое задание школьники принимают и выполняют охотнее.

Споткнуться на уроке литературы легко не только на объёме, но и на сложной лексике. Мы, конечно, понимаем Пушкина без словаря, но некоторые тонкости его речи упускаем. Чтобы исключить лексические пробелы, придумали игру «Поймай пятиклассника». Учащиеся старших классов должны объяснить десятилетке те или иные устаревшие слова и обороты из произведения. Как только он поймёт, задание выполнено.

Все эти идеи и приёмы учителя назвали за полчаса и потом ещё минут сорок обсуждали всё вместе, принимая лучшие из них и дорабатывая остальные.

Я была на грани

Правда, универсального рецепта любви к большой книге выработано так и не было. Вот как Антон Скулачёв это прокомментировал:

– Для нас важна возможность обменяться идеями и подходами, обогатить друг друга. А однозначный ответ на вопрос «Что делать с большим текстом?» никто вам не даст, его и не может быть на все случаи. Такова специфика преподавательской работы. Главное, что мы пробуем особый формат, который потом можно привнести на педсоветы или заседания методобъединений уже у себя в школе. Летняя школа не ограничивается июлем, она продолжает жить дальше уже в регионах, где наши выпускники транслируют идеи, подчерпнутые отсюда...

Евгения Бартенёва из Курска приехала в школу уже в третий раз, то есть не пропустила ещё ни одного курса. Учеба в Ясной Поляне стала для неё большим методическим подспорьем, появились связи и друзья со всей России. «Не представляю своё педагогическое лето без этой школы», – призналась Евгения. Каждый год она привозит из Ясной новые формы работы. А практика подтверждает, что альтернативные подходы привлекают детей к чтению. Она смелее себя чувствует, готова давать им новые произведения, сравнивать современную литературу с классикой.

– Пробую после занятий в летней школе каждый год новые приёмы, совсем не шаблонные, – продолжает Евгения. – В этом году мои ученики снимали буктрейлеры к книгам. То есть рекламные ролики к книгам, совсем как для фильмов. Ещё они делают буктолки – подкасты о книгах. Яснополянская школа – это как подарок судьбы. Главное – хотеть развиваться, не стоять на месте.

Евгения добавила, что лучшее, что помогает справиться с выгоранием на работе, на которое жалуются многие учителя, – это как раз общение с теми, кто оказывался перед лицом тех же трудностей, что и ты.

– Точно о том же болит сердце и у других, но не всё потеряно, – уверена она. – Так наша школа становится энергетическим плацдармом, благодаря которому я до сих пор не выгорела, хотя и была на грани этого.

В том, что за новыми силами Евгения будет возвращаться в Ясную Поляну вновь и вновь, а жизнь десятков учителей не будет прежней, нет никакого сомнения.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных