Вторник 20 апреля

Профессия – «куда пошлют»

Назад

19 марта 2021 08:11

 0
Общество

Автор: Алексей КУЗНЕЦОВ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Пандемия радикально поменяла не только отношение к личному пространству, гигиене, обществу людей, но и повлияла на быт. В нашу жизнь теперь прочно вошли ранее совершенно небудничные привычки. Покупка еды не в магазине, а онлайн — за пару кликов, доставка ресторанных яств непосредственно к домашнему столу — всё это привело к тому, что сервисы доставки стали главными друзьями и помощниками горожан. А живым воплощением новшества стали они — курьеры.

Этот жёлто-зелёный мир

Владимир Кашин в курьерах недавно. Может, поэтому постоянно шутит про свежий воздух. В феврале ему со «свежестью» особенно повезло — морозило прилично. Как он выбрал эту работу? Студенту полицейского юридического колледжа удобен свободный график. Но он отдает себе отчет в том, что труд неквалифицированный, а стало быть, и оплачивается соответственно. Поэтому воспринимает своё курьерство как подработку. Подолгу в основном работают приезжие, те, что русский язык знают на уровне приветствий. Ничего удивительного: работа простая, общаться не надо. И сложного оформления не требуется — Владимиру достаточно было пройти медосмотр и приложить справки, а также фото некоторых других бумаг к электронному письму, чтоб приступить к работе.

Он — «зелёный» — работает в сети Delivery Club.

Термосумку вместе с форменной курткой студенту выдали при устройстве на работу — казённое имущество за ним числится и хранится дома. В сумке каждый бокс помечен номером, чтобы не перепутать заказы. Их иной раз поступает столько, что одному и не унести.

— Был у меня такой заказ,— смеясь, вспоминает Владимир.— Пришлось забирать девять пицц, два больших пакета с фастфудом и напитки. Сам не дотащил бы. Хорошо, что в таких случаях на помощь приходит ближайший курьер, его потом поощрят премией за помощь коллеге.

Куртка у «зелёных» двуслойная — нижний слой в хорошую погоду можно и отстегнуть.

— Теплая и удобная куртка,— комментирует ее хозяин.— Стирать только приходится самому, но это уж каждый сам решает. Моя куртка чистая, свеженькая, а кто-то из ребят больше года не стирает.

Бывает, кто-то из «зелёных» переходит на работу в компанию «Яндекс». То ли там платят больше, то ли чаще.

— Был парень, который работал с нами в зеленом, пару дней не приходил, а потом появился в желтом уже. Хвалился, что за первый день тысячу заработал.

Сегодня 1000, а завтра…

Максим Вдовин проработал несколько месяцев курьером летом прошлого года. Тогда как раз показалось, что пандемия отступает и можно вернуться к обычной жизни. Но ни возобновление работы ресторанов, ни снятие запрета на выход из дома не снизило потребительского интереса к заказу продуктов и готовых блюд на дом. Напротив, службы доставки доказали, что они вошли в нашу жизнь прочно и надолго.

Трудоустройство и у Макса прошло беспроблемно. Документы, которые работодатель перечислил в начале знакомства (речь идет о трудовой книжке, медицинской книжке — одним словом, о наборе бумаг, необходимых для работы в общепите), как показало время, не понадобились:

— Ни черта я не сдавал, а оформился как индивидуальный предприниматель. После этого сразу допустили к заказам.

Всё оказалось просто: устанавливаешь на телефон приложение поддержки — оно и оповещает о заказах, и о тех, которые есть поблизости, и о тех, что адресованы персонально тебе, где бы ты ни был.

Платить тоже стали сразу. Работа у курьера сдельная, но без уверенности, а иногда и даже без примерного понимания, сколько денег принесет тот или иной заказ. Так Максим и не понял за несколько месяцев, каким образом ему начисляется вознаграждение. Ясно, что учитываются расстояние до заказчика, время в пути. Однако какая-то часть оценочных критериев так и осталась загадкой.

Смены получались разными по доходу. Вначале удавалось заработать по 1000 рублей за 4 часа работы, а это примерно восемь заказов. Названной суммы вполне хватало на карманные расходы, большего и не требовалось. Но вскоре выяснилось, что один и тот же день недели в одни и те же часы мог приносить совершенно разный заработок. Отсутствие возможности чётко планировать доходы — обратная сторона свободного графика.

Не кантовать. А как?

Странной, по мнению бывшего курьера, оказалась и система зонирования. Для своих поездок он выбирал район Зеленстроя — логично было ожидать, что заказы будут концентрироваться в пределах этой территории, но порой, особенно под конец рабочего дня, его выносило совершенно в другую сторону от центральных улиц. Оказаться можно было практически в любой точке по периметру южной части города.

— Иногда ночью поступали заказы в район, положим, магазина «Метро»,— вспоминает Максим. — Приходилось ехать, а путь, мягко говоря, неблизкий. Так что сами можете судить, как заботятся о доставщиках в компании.

Бог с ними, с курьерами — кажется, знали, на что шли. Но ведь и заказчику достаётся. Вряд ли кого-то обрадует перевернутая пицца с начинкой отдельно от лепешки. А такое, по словам нашего героя, вполне возможно. Ведь для того, чтобы доставить даже самое незамысловатое блюдо в первозданном виде, к примеру, на велосипеде, нужен комплект специального оборудования, а он есть далеко не у всех. Пешком, конечно, надёжнее, но придётся подождать, а клиент этого не любит.

Компания, в которой работал Максим, в такие «мелочи» не вникала. Мимо внимания работодателей парня прошла еще одна «тонкость». Курьеры ведь работают и в будни, и в праздники. Условия вроде не одинаковые, а по оплате, уверяет Макс, этого не заметно — даже премии, чтобы поощрить старательного сотрудника, не предусмотрены.

Еще один враг курьера — погода. Осенью и зимой курьеры продолжают доставлять заказы и пешком, и на велосипедах. Но даже летом есть ведь разница: везти пакет с продуктами в хорошую погоду или, допустим, в проливной дождь. Наш герой говорит, что приходилось по-всякому. Однако доплаты за работу в ливень он не заметил, хотя в приложении поддержки работа в плохих условиях обозначена. Что это за условия — война, землетрясение, цунами?

Сорри, братан

Требуются курьеру не только ловкость и сила ног, чтоб довезти горячий товар, но и большое терпение, так как на этой работе не обходится без недоразумений. К примеру, однажды пришел заказ на доставку еды из ресторана фастфуда на Красноармейском проспекте в то время, как курьер находился вблизи автовокзала. Оказалось, заказчик живет в доме, соседнем с рестораном. А это означает, что доплаты за километраж не будет, она ведь начисляется при расстоянии в несколько километров от пункта получения заказа до пункта его доставки клиенту.

Может случиться и так, что доставку отменят в момент, когда заказ будет въезжать во двор дома. Никакой платы за такую езду, чаще всего скоростную, конечно же, нет. «Сорри, братан. Уже не надо». И никто не виноват. Кроме доставщика.

— Поддержка — полная фигня! — Максим не скрывает разочарования.— Пишу им: «Мне дали пиццу, я на велосипеде, без приспособления, ехать надо в деревню. Маршрутки ходят редко, на такси уйду в минус на 200 руб.». Что тут делать? Вертись как хочешь. Поддержка, конечно, вышла на связь, кое-как вопрос решили, но времени прошло столько, что клиент уже и сам отменил заказ.

Быть может, из-за отсутствия внятной системы распределения заказов и поддержки доставки задерживаются в этом деле немногие. Как правило, каждую неделю новые лица. Такая текучка не прибавляет пунктуальности и аккуратности доставке.

Красивые ноги и крепкий сон

Есть у этой профессии и положительные моменты. Например, удобный график, который при желании можно совершенно свободно менять и перекраивать. Максим, правда, говорит, что лучше придерживаться разработанных смен — за них существует минимальная плата даже при отсутствии заказов. Плюсом можно считать ежедневную отчетность в таких компаниях и ежедневный расчет — с оплатой ни разу не возникало проблем. Есть и прямая польза для здоровья.

— За лето проехал на велосипеде такое расстояние, какое проезжаю за несколько лет,— замечает Максим. — С этой работой обеспечены красивые ноги и крепкий сон.

Много плюсов в работе курьером находит и более опытный коллега Максима Александр. Он сравнивает работу на доставке и в такси, где весь заработок зависит от работника:

— Сделаешь сто заказов — хорошо заплатят. Мало будешь работать — некого и винить, кроме себя.

В жизни, правда, всякое может случиться, в том числе и клиент попадется не вполне адекватный. Но Александр в обиду себя давать не намерен:

— Если что-нибудь приключится, то не со мной. В случае угрозы моей жизни пострадаю точно не я.


Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама