Полет «Золотой пчелы»

Назад

22 января 2021 06:41

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: ТИАМ

Сегодня в Доме Крафта Тульского историко-архитектурного музея открывается выставка плакатов Московского международного биеннале графического дизайна «Золотая пчела».

Плакат без границ

«Золотая пчела» проводится с 1992 года по инициативе куратора, исследователя и педагога Сергея Серова. Это было первое дизайнерское биеннале в стране, где до открытия «железного занавеса» самого слова «дизайн» не существовало. Вместо него использовались понятия «техническая эстетика», «художественное оформление», «промышленная графика», подчеркивающие некую второстепенность этого вида деятельности. Сегодня о значимости дизайна, формирующего визуальную культуру и создающего образы, которые оказывают мощное воздействие на людей, вряд ли кто-нибудь будет спорить. И «Золотая пчела» за эти годы тоже изменилась. Сегодня это одно из важнейших событий мирового дизайна. В 2020 году она проводится в 14-й раз, содержит 14 номинаций, в том числе «Плакат без границ», «Баухауз 100 / Вхутемас 100», «Русские сезоны» и другие. Девиз «Золотой пчелы-14» — «(Не) реально».

В программе биеннале этого года — около 20 выставок в галереях и музеях Москвы, Вильнюса, Калининграда, Норильска, Владивостока, Челябинска, Архангельска. Для Тульского историко-архитектурного музея участие в этом проекте особенно приятно и почетно. А для всех туляков «Золотая пчела» — уникальная возможность познакомиться с лучшими работами авторов из России, Германии, Швеции, Польши, Чехии, Кореи, Японии, Ирана и других стран. Они отобраны для биеннале профессиональным жюри, и пройти этот отбор очень непросто. Это удалось туляку, дизайнеру ТИАМа Алексею Домбровскому — два его плаката также представлены на выставке. А всего в экспозиции более 200 работ, признанных лучшими в номинации «Плакат без границ».

Язык образов и знаков

Большинство плакатов посвящено каким-либо событиям — фестивалям, концертам, спектаклям, выставкам, конференциям, юбилейным датам. Надписи сделаны на разных языках, но понять то, что хочет сообщить автор, можно, даже если вы не полиглот. Плакат говорит на языке образов и знаков, аллюзий и метафор, и расшифровать его проще, чем кажется на первый взгляд. А еще эти работы производят сильное эстетическое впечатление сами по себе.

Они развешаны по стенам, несколько листов уложено прямо на пол «дорожками» и заламинировано, так что по ним можно пройтись. Поражает, насколько различны по стилю и манере высказывания представителей разных национальных школ дизайна. Иранские плакаты яркие, экспрессивные, с включением текстов, написанных арабской вязью. Польские — графичные, утонченные и эмоциональные, немецкие — конструктивистские и лаконичные…

В отдельном зале размещены работы, представляющие весьма популярное в последние годы направление — типографический плакат. В основе типографики — сложная и изобретательная игра с буквами и шрифтами. Плакаты, разумеется, чёрно-белые, и это подчеркивает их элитарность.

«Дизайна нет, а дизайнеры — есть!»

Накануне открытия выставки «Молодому коммунару» удалось связаться с Сергеем Серовым — создателем и президентом Московского международного биеннале графического дизайна «Золотая пчела», основателем и руководителем Высшей академической школы графического дизайна ВАШГД (1997–2014), вице-президентом Академии графического дизайна, профессором и завкафедрой Школы дизайна РАНХиГС, членом Международного графического альянса.

— Сергей Иванович, все ваши биеннале — разные, что отличает «Золотую пчелу-14»?

— «Золотая пчела» — это во многом авторский проект, и он так или иначе всегда связан с обстоятельствами моей личной творческой жизни. Каждый раз мы проводим «Золотую пчелу» как в первый и последний раз — ведь она никогда никем не поддерживалась, за исключением небольшого периода, когда ее спонсировал Фонд Михаила Прохорова. Концепция биеннале этого года выросла из нескольких выездных школ Golden Bee Academy, которые мы проводили в Черногории, Франции, Германии и Швейцарии. В них мы старались воссоздать атмосферу творческой свободы, которая царила в школе графического дизайна ВАШГД — она, к сожалению, была закрыта в 2014 году. Много экспериментировали, работали с детьми, исследовали «селфи» как объект дизайна и так далее. Все эти идеи и направления нашли отражение в тематических номинациях «Золотой пчелы-14». А её девизом стало название выставки Школы дизайна РАНХиГС «(Не) реально», которая в прошлом году прошла на Винзаводе. Моим сокуратором в том проекте была моя бывшая студентка Катерина Терехова, ставшая преподавателем в Школе дизайна РАНХиГС и главным дизайнером «Золотой пчелы-14».

«Реальное» в дизайне — это его прикладное существование: то, что создано — и сразу ушло в жизнь. «Нереальное» — то, что создается для завтрашнего дня. Есть и другой смысл: «реальное» — дизайн в материальном мире, «нереальное» — в экранном мире, где все мы сейчас параллельно живем. А когда случилась пандемия, у этого девиза появился еще один мощный контекст. И то, что «Золотая пчела» в этих условиях всё же состоялась — действительно нереальная реальность.

— В списке площадок, где проводится биеннале, всего семь городов, не считая Москвы. Как в программу попала Тула?

— А вот это вопрос, скорее, к вашему городу и живущим в нем активным творческим людям. Пчела садится только на те цветки, где есть нектар, из которого получается мед. Тула появилась в маршруте благодаря директору ТИАМа Лилии Кашенцевой. Давно, еще работая в Сургутском художественном музее, она высоко подняла планку дизайнерского вкуса, сотрудничая с Юрием Сурковым, мастером с мировым именем, одним из трех российских дизайнеров, входящих в элитный профессиональный суперклуб АГИ, Международный графический альянс. Потом здесь, в Туле, она организовала его персональную выставку, а год назад — выставку плакатов Игоря Гуровича, также члена АГИ. Я был приглашен на ее открытие, читал лекцию и заметил, что аудитория здесь очень хорошая. В тот момент мы и договорились о проведении «Золотой пчелы».

— В Туле родилась её «младшая сестра» — «Золотая блоха», проект председателя регионального Союза дизайнеров Виктора Сумарокова.

— Да, я помню, как он еще спрашивал у меня разрешения назвать свой конкурс товарных знаков по аналогии с «Золотой пчелой». Я потом был у него в жюри. И первый раз побывал в Туле в 2014 году как раз по приглашению Виктора. А еще в Туле живет и работает Алексей Домбровский, автор замечательной книги о шрифтах.

Мы все делаем общее дело. Наша страна — настолько не для дизайна — по своей природе, по климату, по мироощущению. Вот подвиги совершать — да, а думать о красоте повседневности — это не для нас. Дизайнер — в принципе понятие иностранное, органично встроенное в культуру западных стран, где это, возможно, связано с религиозными традициями, мотивирующими деятельное, а не созерцательное отношение к жизни и предметному миру.

И пространства у нас другие. В Европе они ограничены. Когда есть собственное пространство — каждую былинку обихаживаешь. А в России — за далью даль, нам не до этого… Так сложилось, что в нашей стране дизайна нет, а дизайнеры — есть. Вот такой парадокс. И мы этот лёд вечной мерзлоты общими усилиями пытаемся растопить. Так что дизайнер в России — больше, чем дизайнер. Он существует и работает не благодаря, a вопреки всему… Задача «Золотой пчелы» — преодолеть все эти обстоятельства, границы и барьеры и стать частью мирового процесса.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных