Пятница 26 февраля

Почему дорожает молоко

Назад

22 Января 2021 00:52

 3
Экономика

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото: из открытых источников

В России с 20 января стартовал процесс маркировки молочной продукции в добровольном режиме.

«C этого дня любая компания может перейти к полномасштабной маркировке всей своей продукции»,— сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — оператора системы маркировки. До введения обязательности ЦРПТ будет выдавать коды маркировки бесплатно, «что призвано поощрить заблаговременную подготовку участников оборота», отметил оператор.

Тульский молочный комбинат готовится к маркировке уже достаточно долгое время. О возможных затратах, которые повлечет за собой предлагаемая правительством мера, заместитель генерального директора предприятия по стратегическому развитию АО «ТМК» А. И. Ширинкин рассказывал корреспонденту «Молодого коммунара» в феврале прошлого года. Тогда оценка специалиста была жесткой: введение обязательной маркировки неизбежно приведет к заметному удорожанию молочной продукции, а малые предприятия вообще может вытеснить с рынка. Что изменилось меньше чем за год?

Ещё в ноябре в Туле провели промышленное тестирование маркировки молочной продукции. «На демонстрации сериализации и агрегации продукции на линии по розливу молока и кефира Тульского молочного комбината присутствовали представители Минсельхоза, Минпромторга и оператора системы маркировки»,— говорилось в сообщении ТАСС со ссылкой на пресс-службу Центра развития перспективных технологий.

По информации ЦРПТ, маркировка — нанесение Q-кода и сопровождение движения, верификаций, проводилась на линии Tetra Pak C3/Flex методом аппликации. Стикер с Q-кодом наносится на верхнюю часть коробки с молоком, после чего проводится автоматическая агрегация, и продукция направляется на склад и далее до кассы торговой точки.

Означает ли это, что крупнейшее в регионе предприятие отрасли начнёт прямо сейчас маркировать свою продукцию по методике, предлагаемой ЦРПТ?

— Мы давно и серьезно готовимся к выполнению требований «Честный знак»,— рассказал А. И. Ширинкин.— Этот проект требует командной работы разных специалистов, включающей цифровизацию — взаимодействия двух государственных систем: ФГИС «Меркурий» и «Честный знак» с заводской информационной системой с движением сигналов и взаимодействием с системами в торговле, с дополнительными финансовыми и трудозатратами. Так, расходы на покупку оборудования по маркировке для нашего предприятия в пределах 45 млн рублей. Покупка кодов на всю продукцию в год составит 47 млн рублей. Трудозатраты — минимум два человека на смену.

А в первоначальном виде проект был значительно сложнее из-за предлагаемой логистики. Специалисты нашего предприятия смогли убедить доработать его сначала коллег в отрасли, а затем руководство Союзмолока, которое выступило в защиту интересов производителей и потребителей перед Правительством РФ. Специалисты отрасли, в том числе и Тульского молочного комбината, смогли убедить все ведомства в необходимости переноса сроков, обозначенных изначально в постановлении. Ведь планировалось к 2021 году завершить полное введение маркировки по всем продуктам. Участникам эксперимента удалось аргументированно обосновать свою позицию — показать реальные бизнес-процессы, логистические схемы движения продукции. А вывод из постановления требования по заказной поставке позволил снизить расходы в части логистики на 70% от общих — как инвестиционных, так и эксплуатационных — затрат на проект. Это позволит планировать общее удорожание себестоимости продукции не на 5%, а уже на уровне 1–2%. Очень важно, что к нам прислушались и отсрочили обязательное введение маркировки на молочную продукцию.

Обязательная маркировка молочной продукции будет вводиться в несколько этапов. С 1 июня 2021 года вступят в силу требования по обязательной маркировке в отношении сыров и мороженого, с 1 сентября — молочной продукции со сроком годности более 40 суток и с 1 декабря — продукции со сроком годности 40 суток и менее. Считается, что это позволит отсечь от рынка фальсификат и контрафактную продукцию.

В конце декабря 2020 года глава Минпромторга Денис Мантуров также рассказывал, что ведомство пошло навстречу бизнесу и оставило поштучный учет только на товары со сроком годности более 40 суток. А для скоропортящейся продукции в системе маркировки будет предусмотрен только партионный учет. Таким образом, считает министр, бизнес сможет постепенно наладить все процессы и в комфортном режиме подключиться к маркировке.

Насчёт комфортности режима подключения всё достаточно неоднозначно. И неоднородно. Тульский молочный комбинат — бесспорно один из лидеров отрасли. Специалисты этого предприятия заглядывают далеко вперед, стараясь предусмотреть и минимизировать возможные риски. Здесь введением маркировки озаботились сильно заранее и даже предусмотрели соответствующие расходы в бюджете.

— Есть постановление Правительства, и мы обязаны его выполнять,— продолжает А. И. Ширинкин.— Значит, будем выполнять. У тех, кто хочет сохранить свои позиции на рынке, другого выхода нет. Но на сегодня я не знаю ни одной торговой сети, которая была бы готова к приёму маркированной продукции в своих торговых точках. То же можно сказать об изготовителях упаковки или, как их называют, типографиях. Полной готовности нет еще ни у одной компании. Только тестовые выпуски, которые позволяют нам отмечать недостатки. Нельзя полностью исключить разрывы в логистических цепочках. То есть работы ещё предстоит достаточно. А у тех, кто ещё не приступал к ней, даже очень много. Это ведь не просто — отладить технологический процесс, связать все информационные системы, реформировать складское хозяйство. Есть ещё множество нюансов и тонкостей, которые малоинтересны потребителю. То есть о готовности всей системы маркировки продукции Q-кодом говорить пока рано.

АО «Тульский молочный комбинат» обеспечивает контроль прозрачности всех процессов от закупки сырья и компонентов с сохранением в заводской информационной системе и ФГИС «Меркурий»-государственной ИСИ, уже работающей два года. Безопасность продукции — приоритет комбината.

К введению так называемого «Честного знака» готовятся и в ООО «Ордена Ленина племзавод „Новая жизнь“ им. И. М. Семёнова». Здесь объемы молочной продукции для реализации в розничной торговле не сопоставимые с Тульским молочным комбинатом, но на молоко, кефир или сметану этого предприятия есть устойчивый потребительский спрос, что легко объяснить высокими вкусовыми качествами и обязательной свежестью и натуральным составом.

— Конечно, мы будем вводить маркировку — другого выхода нет,— пояснила юрист «Новой жизни» Е. А. Ерёмичева.— Другой вопрос, что пока очень многое неясно. Мы, например, не работаем с крупными торговыми сетями, наши партнеры — небольшие магазины шаговой доступности. Внедрение системы «Меркурий» далось и нам, и особенно им, не просто, но ничего, справились. Теперь вот маркировка… Причем требования ЦРПТ во многом дублируют те, что предусмотрены «Меркурием». Благодаря последнему мы и так раскрываем практически все сведения. Конечно, маркировка — это дополнительные затраты, как стартовые — на оборудование и программное обеспечение, так и эксплуатационные. «Честный знак» должен быть на каждой упаковке. А цена одной единицы — больше 50 копеек.

Понятно, что ни один «честный знак» не защитит производителей молочной продукции ни от роста тарифов на энергоносители и цен на сырьевые компоненты, ни от инфляции, побуждающей повышать зарплату производственного персонала… Так что потребителю надо приготовиться к тому, что молоко подорожает. Не сейчас, так осенью. И это, похоже, так же обязательно, как введение маркировки.


Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение

Комментарии

Сталинград, 23.01.21 04:41
Пейте молоко - будете здоровы. Молоко элексир жизни. Такие вывески часто можно было видеть на магазинах в то наше счастливое советское время. Когда молоко стоило копейки.
Сталинград, 23.01.21 04:49
Дожили ! До светлых счастливых времён. С нищенскими пенсиями. А цены почти как в Германии. Обещаний было сказано много а сделано мизер. Это о том что на основные продукты питания цены повышаться не будут. Кто обещал ? Двадцать лет назад. А теперь сравните какие цены были двадцать лет назад и какие в настоящее время. Где обещанное ?
Сталинград, 23.01.21 04:53
Дитя не плачет, мать не разумеет. Смысл ? Мама думает что ребёнка всё устраивает и ничего не беспокоит. Сыт, одет, обут.
Наши партнеры
Реклама