Понедельник 26 октября

План спасения для ЧУКов

Назад

16 Октября 2020 07:57

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Ирина СКИБИНСКАЯ, архивы КДТ и «Нового театра»

В период пандемии тульские частные театры оказались на грани выживания. Негосударственные учреждения культуры и в обычной жизни страдали от отсутствия законодательных льгот и преференций, а когда они лишились возможности работать и зарабатывать, положение стало совсем отчаянным…

Не больше минималки

Частный театр в нестоличном городе — предприятие рискованное изначально. Тем не менее, пока существуют люди, осознающие необходимость реализовать свои творческие идеи и верящие в то, что обязательно найдут зрителя, которому эти идеи созвучны, частные театры будут создаваться. Другое дело, как долго они смогут выжить.

Театр-студия «RES PUBLICA» (художественный руководитель Валерий Сальков) просуществовал лет пять и в 2018-м фактически закрылся. Камерный театр кукол «Два Арлекина», созданный супружеской парой Ольга Рясная — Михаил Охотников в 2001 году, вроде бы жив, но в условиях пандемии, когда гастроли по школам, детским садам и оздоровительным летним лагерям стали невозможны, работать не может.

Мы беседуем с Алексеем Басовым — создателем и художественным руководителем Тульского камерного драматического театра, первого частного театра в нашем городе. В прошлом году КДТ отметил 20-летие, а через пару месяцев ушел на карантин. На вопрос «Частный театр — это бизнес или искусство?» Алексей отвечает так:

— Театр — затратная история, но ни в коем случае не бизнес. На мой взгляд, бизнеса даже больше в государственном театре. Ну во всяком случае, так было в конце 90-х годов, когда я видел, что репертуар больших театров в первую очередь продиктован «кассой»,— говорит А. Басов.— Поэтому мы и решили создать КДТ. Я всегда был убежден, что театр не должен потакать вкусам публики, он обязан давать больше ожидаемого. Даже если на сцене комедия. Зритель на самом деле хочет, чтобы его обманули, он хочет получить больше, чем рассчитывал…

Алексею исполнилось 25 лет, когда он и его жена Елена решили открыть свой театр (как говорит он сам, «были молодыми и глупыми»). Сейчас столько же — сыну Басовых, Владиславу. Все трое работают в КДТ. Кроме них в штате только одна актриса, Анастасия Чурикова. Настя — выпускница Ярославского театрального института, постоянно живет в Калуге, в Тулу приезжает на репетиции и спектакли. По словам Алексея Басова, в настоящее время он не в состоянии платить ей больше «минималки». К счастью, у Анастасии есть еще одна работа: в своем городе она руководит театральной студией. Кроме того, в постановках КДТ участвуют приглашенные актеры из других тульских театров — драматического, ТЮЗа, кукольного. Им оплачиваются только спектакли, репетиционный процесс — нет. В штате театра есть осветитель и звуковик, всё остальное Басовы стараются делать сами. Костюмы и скромные декорации для постановок заказывают в мастерских… Во время нашей беседы с Алексеем в кабинет вошла его жена Елена — для того, чтобы отметить в компьютере только что проданные билеты на ближайший спектакль. В этот день она была еще и кассиром.

— У нас маленькая труппа не от хорошей жизни. Оптимальная труппа — это 10–15 человек,— считает Алексей.— Но для того чтобы её содержать, для развития театра необходимы инвестиции — государственные или частные. Самим заработать нереально. Поэтому мы бесконечно благодарны генеральному директору ТОЗа Илье Николаевичу Курилову, сенатору Дмитрию Владимировичу Савельеву, депутату Тульской областной Думы Дмитрию Валериевичу Афоничеву за подарки к 20-летию: новые световую и звуковую аппаратуру, теплую входную дверь…

Театр абсурда

Итак, о доходах и расходах. В зале КДТ — 25 мест, цена билетов — от 500 до 700 рублей. При этом ежемесячная аренда помещения — порядка 60 тысяч рублей, плюс «коммуналка» и оплата труда работников. В такой ситуации «выйти в ноль» — уже счастье.

Когда в марте все театры закрыли, КДТ оказался в сложнейшей ситуации. Юридический статус театра — частное учреждение культуры (ЧУК) — не позволил ему попасть хотя бы под какую-нибудь льготную статью. Позже оказалось, что за три месяца — апрель, май, июнь — КДТ может аренду не платить. Но с июля «счетчик» вновь включился. Предоставленная театру отсрочка арендных платежей — некоторое облегчение, но проблему не решает.

— Мы начали работать сразу же, как только разрешили, с конца августа,— продолжает Алексей.— Однако дела идут не слишком хорошо: из-за коронавируса люди боятся идти в театр, билеты продаются неважно. А заболеваемость опять растет, и что будет дальше, непонятно…

Есть и хорошая новость. Несмотря на испытания, театр готовит новую постановку по пьесе одного из основоположников театра абсурда, французского драматурга Эжена Ионеско «Счастливые дни». Премьера запланирована на 22 ноября. Эстетика абсурдзима — возможно, именно то, что больше всего подходит для нашей сегодняшней жизни. И выбор пьесы точный: она — о том, что время метафорично и человеческая жизнь — это всего лишь секунда и одновременно целая вечность, поэтому жить надо здесь и сейчас…

Когда в штате — один человек

К очередной премьере готовится и «Новый театр» — 17 и 18 октября артисты впервые для тульской публики сыграют пьесу Норма Фостера «Джонас и Барри». Режиссер-постановщик — Анна Терёшина.

— Аня — изначально наш режиссер, но сейчас она перешла в «драму» (ТАТД), ставит спектакли не только в тульском театре, но и в новомосковском филиале,— уточняет руководитель «Нового театра» Андрей Лазукин.— Хорошо, что нас не бросает…

«Драма» переманила к себе из «Нового театра» не только молодого талантливого режиссера, но и актеров Юлию Школьникову и Вячеслава Федотова. Переманила, но не совсем: артисты продолжают играть в частном театре в статусе приглашенных, им, так же как и в КДТ, платят только за спектакли — около тысячи рублей за каждый. В штате «Нового…» только один человек — сам Андрей Лазукин. У остальных артистов есть и другая работа, и это не обязательно театр. А Михаил Боганов играет в театре бесплатно — по основной профессии он адвокат и может себе это позволить.

В новой лирической комедии по пьесе Фостера, рассказывающей о дружбе двух стариков в доме престарелых, Михаил выйдет на сцену в роли Барри, Николай Колтышев — бывший актер театра «Эрмитаж» — в роли Джонаса. Также в спектакле заняты Юлия Школьникова и Ольга Чугункина (в прошлом — актриса когда-то чрезвычайно успешного тульского театра «Риск»). Всего в основном составе — восемь артистов плюс оператор, работающий со светом и звуком.

«Новый театр» был создан в 2016 году. Андрей Лазукин работал артистом в знаменитом в 80-е годы театре «У Толстовской заставы» под руководством Александра Белова. Создавая свой частный театр, Лазукин стремился продолжить традиции Белова. Помещение арендовали в самом центре Тулы — подвальчик в только что отреставрированном Дворянском собрании. Сами реконструировали, оборудовали уютный зал на 48 мест, неплохую сцену.

Постепенно набирался репертуар, появился свой зритель. А потом случилась пандемия коронавируса — и жизнь в «Новом театре» остановилась. У него сопоставимая с КДТ «экономика» (около 60 тысяч — аренда, средняя цена билетов — 500 рублей) и такой же статус — ЧУК, поэтому такая же отмена аренды — всего на три месяца. Ситуация похожая, но отличие в том, что скорее всего «Новому театру» придется переезжать, а это огромные расходы…

— Во всем мире частным театрам оказывается государственная поддержка, потому что это не бизнес, не торговое предприятие. Частный театр работает для города и горожан, он создает культурную среду — и это очень важная миссия,— убежден Андрей Лазукин.

Андрей прав: в Европе, где, в отличие от России, государственных театров совсем немного, частные труппы получают разнообразные субсидии, имеют право на льготы по аренде и коммунальным платежам. В нашей стране, как это ни печально, до сих пор не существует законодательной базы, которая позволяла бы оказывать помощь частным культурным предприятиям. Совсем недавно в Министерстве культуры РФ наконец озаботились их судьбой и для начала решили создать реестр всех реально работающих в стране частных театров. Как пишет газета «Известия», до этого в ведомстве даже не знали, сколько на самом деле их существует. Будем надеяться, это первый шаг к созданию системы поддержки ЧУКов…


Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама