План спасения для ЧУКов
16 октября 2020 07:57
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Ирина СКИБИНСКАЯ, архивы КДТ и «Нового театра»
Не больше минималки
Частный театр в нестоличном городе — предприятие рискованное изначально. Тем не менее, пока существуют люди, осознающие необходимость реализовать свои творческие идеи и верящие в то, что обязательно найдут зрителя, которому эти идеи созвучны, частные театры будут создаваться. Другое дело, как долго они смогут выжить.
Мы беседуем с Алексеем Басовым — создателем и художественным руководителем Тульского камерного драматического театра, первого частного театра в нашем городе. В прошлом году КДТ отметил
— Театр — затратная история, но ни в коем случае не бизнес. На мой взгляд, бизнеса даже больше в государственном театре. Ну во всяком случае, так было в конце
Алексею исполнилось 25 лет, когда он и его жена Елена решили открыть свой театр (как говорит он сам, «были молодыми и глупыми»). Сейчас столько же — сыну Басовых, Владиславу. Все трое работают в КДТ. Кроме них в штате только одна актриса, Анастасия Чурикова. Настя — выпускница Ярославского театрального института, постоянно живет в Калуге, в Тулу приезжает на репетиции и спектакли. По словам Алексея Басова, в настоящее время он не в состоянии платить ей больше «минималки». К счастью, у Анастасии есть еще одна работа: в своем городе она руководит театральной студией. Кроме того, в постановках КДТ участвуют приглашенные актеры из других тульских театров — драматического, ТЮЗа, кукольного. Им оплачиваются только спектакли, репетиционный процесс — нет. В штате театра есть осветитель и звуковик, всё остальное Басовы стараются делать сами. Костюмы и скромные декорации для постановок заказывают в мастерских… Во время нашей беседы с Алексеем в кабинет вошла его жена Елена — для того, чтобы отметить в компьютере только что проданные билеты на ближайший спектакль. В этот день она была еще и кассиром.
— У нас маленькая труппа не от хорошей жизни. Оптимальная труппа — это 10–15 человек,— считает Алексей.— Но для того чтобы её содержать, для развития театра необходимы инвестиции — государственные или частные. Самим заработать нереально. Поэтому мы бесконечно благодарны генеральному директору ТОЗа Илье Николаевичу Курилову, сенатору Дмитрию Владимировичу Савельеву, депутату Тульской областной Думы Дмитрию Валериевичу Афоничеву за подарки к
Театр абсурда
Итак, о доходах и расходах. В зале КДТ — 25 мест, цена билетов — от 500 до 700 рублей. При этом ежемесячная аренда помещения — порядка 60 тысяч рублей, плюс «коммуналка» и оплата труда работников. В такой ситуации «выйти в ноль» — уже счастье.
Когда в марте все театры закрыли, КДТ оказался в сложнейшей ситуации. Юридический статус театра — частное учреждение культуры (ЧУК) — не позволил ему попасть хотя бы под
— Мы начали работать сразу же, как только разрешили, с конца августа,— продолжает Алексей.— Однако дела идут не слишком хорошо:
Есть и хорошая новость. Несмотря на испытания, театр готовит новую постановку по пьесе одного из основоположников театра абсурда, французского драматурга Эжена Ионеско «Счастливые дни». Премьера запланирована на 22 ноября. Эстетика абсурдзима — возможно, именно то, что больше всего подходит для нашей сегодняшней жизни. И выбор пьесы точный: она — о том, что время метафорично и человеческая жизнь — это всего лишь секунда и одновременно целая вечность, поэтому жить надо здесь и сейчас…
Когда в штате — один человек
К очередной премьере готовится и «Новый театр» — 17 и 18 октября артисты впервые для тульской публики сыграют пьесу Норма Фостера «Джонас и Барри».
— Аня — изначально наш режиссер, но сейчас она перешла в «драму» (ТАТД), ставит спектакли не только в тульском театре, но и в новомосковском филиале,— уточняет руководитель «Нового театра» Андрей Лазукин.— Хорошо, что нас не бросает…
«Драма» переманила к себе из «Нового театра» не только молодого талантливого режиссера, но и актеров Юлию Школьникову и Вячеслава Федотова. Переманила, но не совсем: артисты продолжают играть в частном театре в статусе приглашенных, им, так же как и в КДТ, платят только за спектакли — около тысячи рублей за каждый. В штате «Нового…» только один человек — сам Андрей Лазукин. У остальных артистов есть и другая работа, и это не обязательно театр. А Михаил Боганов играет в театре бесплатно — по основной профессии он адвокат и может себе это позволить.
В новой лирической комедии по пьесе Фостера, рассказывающей о дружбе двух стариков в доме престарелых, Михаил выйдет на сцену в роли Барри, Николай Колтышев — бывший актер театра «Эрмитаж» — в роли Джонаса. Также в спектакле заняты Юлия Школьникова и Ольга Чугункина (в прошлом — актриса
«Новый театр» был создан в 2016 году. Андрей Лазукин работал артистом в знаменитом в
Постепенно набирался репертуар, появился свой зритель. А потом случилась пандемия коронавируса — и жизнь в «Новом театре» остановилась. У него сопоставимая с КДТ «экономика» (около 60 тысяч — аренда, средняя цена билетов — 500 рублей) и такой же статус — ЧУК, поэтому такая же отмена аренды — всего на три месяца. Ситуация похожая, но отличие в том, что скорее всего «Новому театру» придется переезжать, а это огромные расходы…
— Во всем мире частным театрам оказывается государственная поддержка, потому что это не бизнес, не торговое предприятие. Частный театр работает для города и горожан, он создает культурную среду — и это очень важная миссия,— убежден Андрей Лазукин.
Андрей прав: в Европе, где, в отличие от России, государственных театров совсем немного, частные труппы получают разнообразные субсидии, имеют право на льготы по аренде и коммунальным платежам. В нашей стране, как это ни печально, до сих пор не существует законодательной базы, которая позволяла бы оказывать помощь частным культурным предприятиям. Совсем недавно в Министерстве культуры РФ наконец озаботились их судьбой и для начала решили создать реестр всех реально работающих в стране частных театров. Как пишет газета «Известия», до этого в ведомстве даже не знали, сколько на самом деле их существует. Будем надеяться, это первый шаг к созданию системы поддержки ЧУКов…