Пятница 25 сентября

«Неприступный астроном» тульской аптеки

Назад

04 Августа 2020 07:24

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из архива ТИАМ

— так называется анимационный фильм, созданный в Тульском историко-архитектурном музее. Он рассказывает о судьбе Фридриха Адермана, мужа дочери Фердинанда Белявского, который владел лучшей в дореволюционной Туле аптекой.

Покушение на убийство

В ближайшее время в Старой тульской аптеке появится новая постоянная экспозиция, и основная ее часть будет посвящена истории семей Константина Крафта и Фердинанда Белявского, бывших владельцев домов № 25 и 27 на пр. Ленина. Оба этих дома в 2012 году были переданы Тульскому историко-архитектурному музею. В Доме Крафта сотрудники ТИАМа создали оригинальное выставочное пространство, а в Доме Белявского — музей «Старая тульская аптека».

— Все эти годы мы вели исследования жизни семей Крафта и Белявского — изучали архивные документы, воспоминания Ольги Адерман, дочери Фердинанда Белявского,— рассказывает директор ТИАМа Лилия Кашенцева.— Удалось узнать много нового и интересного о людях, имена которых стали частью истории Тулы и в чьих судьбах преломилась история нашей страны…

Скажем сразу: Старая тульская аптека не исчезнет, просто получит статус одного из разделов экспозиции и займет дальнюю комнату. А основной темой музея станет история двух семей, и в первую очередь — семьи Белявского, так как она связана с обоими домами: и 25-м, и 27-м: первый Фердинанд купил в1864 году, второй построил в 1884-м.

Новая экспозиция уже существует, но пока виртуально — электронная версия размещена на сайте ТИАМа. Здесь можно увидеть уникальные старинные фотографии и прочитать подробные комментарии, написанные сотрудником музея Вадимом Касаткиным. Тексты настолько живые и эмоциональные, что образы давно ушедших людей становятся близкими и объемными…

Фердинанд Белявский (1834–1903) родился в Ковенской губернии (ныне — Каунас, Литва) в семье польского шляхтича. Рано, в возрасте шести лет, потерял отца. «Однажды соседи по поместью нашли маленького Фердинанда в лесу, окровавленного, лежащего без сознания с кинжалом в боку»,— пишет в воспоминаниях Ольга Адерман и предполагает, что ребенок чем-то мешал родственникам, поэтому они решили от него избавиться. Фердинанда выходили и отправили в детский дом в Риге. Когда Белявскому было 16 лет, он отправил «прошение российскому императору Нико — лаю I Павловичу о получении разрешения на смену вероисповедания с католического на евангелическое». Не исключено, что на это решение Фердинанда повлияла трагедия, которую он пережил в детстве. Юноша поменял веру и германизировал свою фамилию — с этого времени она писалась Bielawski. Фердинанд окончил Дерптский университет (сейчас — Тарту, Эстония). И при поддержке своего петербургского покровителя Карла Пратца, первого издателя произведений Достоевского, приехал в Тулу, чтобы открыть свое дело. Так он стал владельцем аптеки, которая очень скоро приобрела репутацию лучшей в городе.

В Туле Фердинанд нашел свою любовь и женился на молодой очаровательной вдове Йоханне (1832–1905), происходящей из семьи прибалтийских немцев — она приехала в Тулу вслед за братом, коммерсантом Францем Зибертом. Ольга Адерман (1869–1939) — младшая дочь Фердинанда и Йоханны.

Телескоп от Цейса

Ольга родилась в Туле, вышла замуж за Фридриха Адермана, также прибалтийского немца и выпускника Дерптского университета. Фридрих стал руководить аптекой отца жены после его смерти. В браке у Адерманов родились двое сыновей: Вольдемар и Георгий. Ольга станет вдовой в 1914 году. После революции 1917 года потеряет и дом, и аптеку. Ей предстоит хоронить младшего сына — Георгий умер от «испанки» на ее руках…

Старший сын, Вольдемар, окончил престижный лицей цесаревича Николая в Москве. Во время Первой мировой войны молодой человек ушёл на фронт, позже воевал в армии Деникина, потом переехал в Берлин, а с приходом Гитлера к власти принял сторону национал-социалистов. Вольдемар погиб под Смоленском в 1943 году – во время Второй мировой он вновь воевал, но уже на стороне немцев.

Ольга умерла в Германии, оставив после себя мемуары, наполненные любовью к родителям, детям и мужу. Именно из них сотрудники ТИАМа узнали о талантах и увлечениях Фридриха Адермана. Он был прекрасно образован не только в области фармации. Фридрих увлекался фотографией, играл на цитре. Но главной его страстью была астрономия — ее, как и другие науки, Адерман изучал в университете.

На территории, прилегающей к двум домам, принадлежавшим его семье, Фридрих создал настоящую обсерваторию — он специально ездил к Карлу Фридриху Цейсу в Йену (Германия), чтобы приобрести самый лучший телескоп. Фридрих Адерман по вечерам наблюдал за звездами и проводил экскурсии для тульских старшеклассников и любителей астрономии. Однажды в этой обсерватории побывал Костя Шестовский — будущий выпускник астрономического отделения физико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, один из основателей и первый директор знаменитого Московского планетария.

Работая со старыми газетами, сотрудники ТИАМа обнаружили в издании «Коммунар» 1928 года заметку «Неприступный астроном». С рассказа об этой публикации начинается одноименный анимационный фильм режиссёра Евгения Стрелкова по сценарию В. Касаткина и Л. Кашенцевой. Виртуальная премьера фильма состоялась 20 июня, и сейчас его можно посмотреть на сайте ТИАМа.

Куда переедет блоха

Сотрудники Тульского историко-архитектурного музея, как и других учреждений культуры, из-за пандемии были вынуждены перенести сроки реализации большинства своих проектов. А их много. Например, создание филиала ТИАМа в Музейном квартале, на улице Металлистов,19. В это помещение переедет самый популярный у туристов экспонат Старой тульской аптеки — знаменитая подкованная блоха. В новом филиале музейщики планируют проводить сменные выставки по мотивам повести Николая Лескова «Левша». Возможных тем для экспозиций множество: от рассказа об экранизациях и театральных постановках «Левши», в том числе в Туле — до описания английской моды первой половины XIX века.

И еще об одном — по-настоящему уникальном проекте Тульского историко-архитектурного музея. В августе, в рамках празднования 500-летия Тульского кремля, в Доме Крафта откроется выставка графики из частного собрания известного московского коллекционера Владимира Беликова.

В Тулу уже доставлено 73 листа, которые войдут в экспозицию. Это выполненные в самых разных техниках графические произведения известных итальянских, французских, английских, голландских, русских и советских художников XVII — XX веков. Среди авторов — знаменитый Д. Пиранези и его сын, а также Н. Куприянов, В. Фаворский, Г. Верейский и другие.

Все работы объединены единой темой: крепости, кремли, замки, то есть фортификационные сооружения, с которых когда-то начинались европейские и российские города. Они до сих пор остаются архитектурными и смысловыми центрами и небольших провинциальных городков, и столиц-мегаполисов. Так же, как наш Тульский кремль…


Наши партнеры
Реклама