Марина Лёвина остановиться не может

Назад

11 сентября 2020 03:24

 0
Краеведение/Культура

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Она не любит слова «самодеятельность». Всё, с чем имеет дело Марина Александровна Лёвина, возглавляющая культурно-досуговую систему Тулы (в структуру входят несколько ДК и Городской концертный зал), должно быть сделано профессионально.

От дыр в полу и проводки на стенах…

С самого утра Марина Лёвина согласовывает график работы творческих отделений во всех подшефных ДК, просматривает афишу ближайших мероприятий, решает хозяйственные вопросы, которых просто очень много. Ведь здания некоторых учреждений культуры давно не ремонтировались, да даже и там, где прошёл ремонт,— нет предела совершенству.

— Раньше большинство Домов культуры были ведомственными, в 90-е годы предприятия, к которым они относились, переживали сложные времена и отказывались от социальной ответственности. ДК помаленьку пустели, о ремонте или даже поддержании зданий в порядке не было и речи, поэтому некоторые из них мы принимали совершенно запущенными. Да что говорить, если даже в ГКЗ на сцене были дыры,— рассказывает Марина Александровна.

И хотя проблем по-прежнему хватает, сегодня уже есть чем похвастаться. Нашей репортёрской группе директор первым делом показала малый зал ГКЗ, отремонтированный совсем недавно. Здесь уже проходила встреча главы администрации Тулы с активистами ТОС. А всего несколько месяцев назад из стен зала торчала проводка. Каждое такое обновлённое помещение — маленькая победа, означающая для работников одно: ещё больше людей смогут приобщиться к искусству, к творчеству.

Днём в здании ГКЗ тихо. Творческие пространства оживают после обеда. Сюда приходят заниматься вокалом, хореографией, театром, рисованием, народным творчеством… Так живут все здания, входящие в структуру МАУК «Культурно-досуговая система». Всюду — и в Хомяково, и в пос. Менделеевском, и в бывшем ДК металлургов, и в ДК на Косой Горе — туляки тянутся к прекрасному.

— Наша задача — дать людям возможность реализовать себя и показать всем, какие у нас талантливые земляки. Все наши сотрудники — талантливые исполнители и педагоги с высшим образованием в области культуры. Я стараюсь даже в народные коллективы вводить профессионалов, чтобы их уровень рос,— говорит М. Лёвина.

Оказавшись в марте этого года вместе со всей страной в самоизоляции, работники культуры освоили онлайн-формат. Снимали интересные видео — уроки, мастер-классы, концерты. Но сейчас признаются честно: работать без зрителя тяжело и практически невозможно, поэтому очень рады, что очные встречи возобновились.

Впервые в Туле

Коренная тулячка, Марина Лёвина родилась и выросла в центре Тулы. Окончила 33-ю школу на улице Первомайской, училище им. Даргомыжского по классу фортепиано и Московский институт культуры по специальности «Работник культурно-просветительских учреждений и дирижёр академического хора». С 19 лет была концерт — мейстером и преподавателем фортепиано в музыкальной школе на Первомайской.

— В конце 80-х годов мы с мужем побывали в Прибалтике, где я увидела, как занимаются эстетическим воспитанием детей, и сразу заразилась идеей сделать нечто подобное в Туле,— вспоминает Марина Александровна.— Одновременно с преподаванием теории музыки и развитием навыков игры на музыкальном инструменте там проводили занятия по мировой художественной культуре, основам танца, хорового пения. Дети получали знания о культуре своего народа, изучали традиционный рисунок, музыку…

Надвигались 1990-е годы, и когда молодой преподаватель пришла к директору музыкальной школы, тот проект не одобрил — мол, такой педагогический коллектив в Туле не собрать, да и денег никто не даст. Но Лёвина пошла дальше — на приём к тогдашнему главе Тулы Николаю Тягливому, который дал добро на реализацию первого в Туле проекта.

Коллектив собирали по крупицам, нагрузку распределили между педагогами так, чтобы всем хватило часов. Марине Александровне удалось заразить идеей многих. Тогда работники, приходившие в обновлённую школу искусств им. Галынина, трудились буквально на энтузиазме. Впрочем, по-другому в культуре не получится.

— Больших денег мы в руках не держали ни тогда, ни сейчас. Но время было такое, что хотелось работать — столько у нас появилось свободы творчества! Первые результаты мы увидели буквально через год: приходившие к нам ребята не просто овладевали инструментом, но знали историю культуры, лучше понимали творческий процесс, развивались духовно — с ними всегда было о чём поговорить, они многим интересовались и задавали вопросы,— вспоминает М. Лёвина.

Вскоре решено было создать курс эстетического воспитания для общеобразовательных школ. Такой цикл реализовали сначала в 17-й школе, а затем распространили в некоторых других. В расписаниях уроков появились «Хор», «Музыкальная грамота», «Музыкальная литература», «Танец». Эти занятия проводились обычно после сложных предметов вроде физики и математики.

Опыт был успешным: из лучших учеников эстетических классов формировались профессиональные творческие коллективы, не раз побеждавшие на Дельфийских играх и других крупных национальных и международных конкурсах.

Остановиться не получится

Когда реализация эстетического цикла встала на прочные рельсы, Марина Лёвина уже готова была считать свою педагогическую миссию выполненной. И тут судьба резко изменилась.

— Только я подумала, что можно начать спокойно работать, как поступило предложение, от которого невозможно было отказаться — нужно было возглавить бывший ДК металлургов, а теперь — Центр культуры и досуга. Почему невозможно? Потому что сказано было так: никто, кроме тебя! До 2007 года я в Криволучье не была, наверное, ни разу. Проплакала две недели, особенно когда увидела состояние передаваемого здания. Потом муж мне сказал: либо отказывайся, либо работай. И я опять начала всё сначала,— продолжает Марина Александровна.

Из 85 человек в коллективе заменили 73. Новая команда задала свой стиль работы: сегодня в ЦКиД проходит по 15 международных конкурсов в год! Удалось найти спонсоров — сделать ремонт, заменить кресла, возвратить к жизни многие залы. И уже этот дом стал для Марины Лёвиной родным, а в Криволучье она знала уже всех. Ну или почти всех. Но тут возникла новая задача: в Туле формировали единую культурно-досуговую систему, в которую включали все ДК. Работать в новой структуре было предложено Лёвиной.

— И опять мне трудно было уходить с обжитого места. Да и страшно — как это, взять и всех таких разных объединить? Но глаза боятся, а руки делают. Причём я точно знаю, что начинать надо с коллектива: когда у тебя есть команда, любое дело по плечу. Мы такую команду создали! И теперь я могу сказать точно: наш ГКЗ — лучшая площадка города, а в любой из наших ДК прийти не то что не стыдно — престижно. Когда мы даём концерты, иногда я слышу разговоры зрителей: мол, что это за такой московский коллектив выступает? И сердце радуется, — говорит Марина Лёвина.

Останавливаться на достигнутом, как уже поняла директор, нельзя. Ведь стоит это сделать, как жизнь подкинет новый вызов. И поэтому планов — на годы вперёд.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных