«Крутые виражи» Анны Терёшиной

Назад

20 октября 2020 05:33

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Фото из архива А. Терёшиной

В начале октября в Тульском академическом театре драмы состоялась премьера спектакля «Маленький принц» по сказке Антуана де Сент-Экзюпери в постановке молодого режиссёра Анны Терёшиной. 

Проверка на прочность

«Маленький принц» — первая работа Анны в большом государственном театре. Дебют получился удачным — о спектакле очень хорошо отзываются и коллеги-профессионалы, и зрители. Правда, судьба у спектакля получилась непростой: он был сдан 27 марта, на следующий день назначили премьеру, но её пришлось перенести из-за пандемии коронавируса — тогда еще никто и предположить не мог, что на целых полгода. С другой стороны, «Маленький принц» прошёл проверку на прочность.

— Удивительно, но за это время спектакль не рассыпался,— отмечает Анна Терёшина.— А еще был риск, что я посмотрю его спустя шесть месяцев — и приду к выводу, что всё надо было делать не так. Этого тоже не произошло…

Сейчас Анна — в штате Тульского академического театра драмы. Она благодарит своих новых коллег: Ирину Блохину — за творческую поддержку и понимание, актеров Инну Медведеву — за создание образа прелестной Розы, Елену Берестневу — за трогательного Лиса, Дмитрия Чепушканова — за невероятную способность перевоплощаться в жителей разных планет. И конечно, Юлию Школьникову (Маленький принц) и Вячеслава Фёдорова (Лётчик) — артистов, с которыми она много лет работала в «Новом театре» и продолжает работать сейчас, потому что все трое, несмотря на переход на работу в ТАТД, с маленькой, но родной сценой расставаться не собираются.

Анна Терёшина родилась в Туле, в её семье никто не имел отношения к театру: мама — сметчик в строительстве, отец — инженер, они познакомились, работая на заводе «Штамп». Сейчас родители шутят, что дочь сублимировала их нереализованные творческие способности. Мама в юности хотела профессионально заниматься танцами, у отца — абсолютный музыкальный слух… Маленькая Анна с детства любила музыку, танцы, рисование. Сама попросила отвести ее в музыкальную школу — очень хотела научиться играть на скрипке, занималась в «художке», вместе с подругами во дворе ставила спектакли и концерты и выступала перед бабушками, сидящими у подъезда.

— В девятом классе мы с подружкой обсуждали, куда будем поступать после школы. Я сказала, что хочу пойти учиться на психолога или журналиста,— вспоминает Анна.— Подруга воскликнула: «Ты что, дура? Тебе надо идти в театр». Вот так бывает: одна, вроде бы случайная, фраза — и меняет судьбу…

Режиссёр или режиссёрка?

Анна окончательно утвердилась в выборе профессии благодаря занятиям в театре-студии «Этюд» под руководством Ирины Александровны Левицкой. Тогда студия работала во Дворце детского творчества, в настоящее время — в ГКЗ. В «Этюде» девушка переиграла множество ролей — от Бабы Яги и Простуды в новогодних утренниках — до героинь в серьезных спектаклях. Но главное, что ей дала студия и ее руководитель,— базовые знания о театральном искусстве, возможность просмотра, пусть в записи, лучших спектаклей знаменитых режиссёров с участием легендарных артистов.

Студийцы часто ходили в Тульский драматический театр. Аня была поклонницей заслуженного артиста РФ Михаила Матвеева, видела все спектакли с его участием. А еще в «Этюде» Анна впервые в жизни осознала, что профессия, которую она хочет получить — это служение. И то, что театральная шутка «артист может не прийти на репетицию только в одном случае — если он умер» — не такая уж и шутка…

Первое образование — актёрское — Анна получила в Московском институте театрального искусства (сейчас он носит имя народного артиста СССР И. Д. Кобзона). Ее первый педагог, актриса и режиссер О. А. Анохина, иногда поручала способной студентке писать сценарии для дипломных спектаклей, приглашала на репетиции своих постановок. Именно тогда Анна Терёшина впервые всерьёз задумалась о режиссуре. После окончания института девушка осталась там работать вторым педагогом, потом на три года по приглашению знакомой уехала в Казахстан «делать свой театр». Это была в каком-то смысле авантюра, но полезная и интересная.

Вернувшись в Тулу, Анна сначала пришла в камерный драматический театр как актриса, поступила в Щукинский театральный институт на режиссуру, а когда открылся «Новый театр», стала ставить в нём спектакли. Свой дипломный спектакль — «Крутые виражи» — Терёшина делала именно в «Новом»…

…Мы обсуждаем тему феминитивов, постепенно входящих в русский язык. Анна говорит, что её иногда в шутку называют «режиссёркой». Она не протестует, хотя сама себя называет все-таки режиссёром. В последние годы женская режиссура всё чаще и ярче заявляет о себе — но это касается в основном кинематографа. Тренды в отечественном театральном искусстве пока определяют мужчины. Значит ли это, что театральный режиссёр — всё-таки мужская профессия?

— Я считаю, это стереотип,— говорит Анна Терёшина.— Не сомневаюсь, что скоро в ряду самых известных, самых успешных российских режиссёров появятся женские имена. Во всяком случае, большинство на моём курсе в «Щуке» составляли девушки. После окончания они разъехались по разным городам и, насколько я знаю, очень интересно работают…

Тем не менее, сейчас в перечне любимых режиссёров Анны — только одна женщина: недавно ушедшая из жизни Галина Волчек. А еще — Юрий Бутусов, Римас Туминас, Константин Райкин. Недавно в списке появилось еще одно имя: Лев Додин — после того, как Терёшина приняла участие в работе его лаборатории режиссуры — за эту возможность она благодарит Тульское региональное отделение СТД.

Создать свой мир

Сегодня в портфолио Анны Терёшиной — около 15 поставленных ею спектаклей. Среди них — «Магия на Манхэттене» С. Малиновски, «Человеческий голос» Ж. Кокто, «Чернила» по стихам С. Есенина, «Бедные люди» Ф. Достоевского… Она ставит и классику, и современные пьесы. Говорит, что всегда готова к театральным экспериментам, тем не менее академическая школа ей ближе.

— На сцене действительно можно делать всё что угодно, хоть голых людей поставить. Другое дело — зачем? И уместен ли этот ход именно здесь и сейчас? — объясняет она свою позицию.— Главное в работе режиссёра — создать свой уникальный мир, влюбиться в него и влюбить в него зрителей. Важно читать текст и слышать голос автора…

В жизни Анны есть еще одна сфера деятельности — она руководит театральной студией в Ясной Поляне, где занимаются дети и подростки из Щёкино, посёлка Первомайский, Тулы. Ребята готовят отрывки, играют в больших настоящих спектаклях.

— Я вижу, что им это много дает. Прежде всего — общение, что особенно важно в нашу эпоху гаджетов. Во-вторых — они начинают действительно читать произведения, которые проходили в школе. А еще я чувствую себя немного историком: спектакли «А зори здесь тихие», «Завтра была война» дали им возможность узнать об этих событиях больше, чем написано в учебниках,— говорит Анна.— Недавно один из мальчиков подошел ко мне и сказал: «Если бы не вы, Анна Юрьевна, я бы спился, скурился и деградировал»…

Конечно, этому мальчику такая перспектива вряд ли угрожала. Тем не менее, если бы не студия, он мог так и не прочитать «Ромео и Джульетту» или рассказы Чехова. И его жизнь была бы намного беднее…

Сейчас Анна Терёшина готовится к постановке нового спектакля — по рассказам О. Генри, в Новомосковском филиале ТАТД. Хорошая литература, интересные сюжетные повороты, атмосфера Америки 20–30-х годов прошлого века. Всё это близко Анне и она надеется, что спектакль получится.

— В нашей профессии важно постоянно развиваться,— считает она.— И учиться — всю жизнь…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных