История с человеческим лицом
06 октября 2020 01:21
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: Глеба АНФИЛОВА
#историяэтомы
Филиал поленовского музея расположен на улице Благовещенской, он в стороне от пешеходной улицы Металлистов, где многолюдно, шумно. А здесь, на Благовещенской,— тишина. И четыре здания старой постройки, восстановленных и облагороженных, образующих настоящую городскую усадьбу, будто бы позапрошлого века. Это и есть филиал.
Все здания — совсем небольшие, старинной планировки, и конечно, они не предназначались под экспозиции, а потому авторам первой выставки в ЦСИ под названием «Семейное дело» пришлось изрядно поработать над тем, чтобы разместить экспонаты и создать полноценный музей. Впрочем, чего на выставке меньше всего, так это исторических артефактов.
— Центр семейной истории — непривычный тип музея, который описывается термином «культура участия». У нас нет безусловных шедевров, таких, как, к примеру, картины Поленова — за ними вы сможете приехать в музей на Оке. Здесь результат не так важен, как процесс. Мы вместе с нашими посетителями думаем о себе, о нашей жизни. Это наши совместные размышления и переживания, которые рождаются в процессе осмотра экспозиции от зала к залу,— говорит куратор выставки «Семейное дело» Андрей Рымарь.
Это выставка, как говорят о ней в ЦСИ, про Тулу «с человеческим лицом» — не про город заводов и фабрик, оружия и самоваров, а про город людей, который только учится понимать себя в таком контексте. Это рассказ о Туле как пространстве, которое помогает или мешает отношениям, и о жизни семьи в этом пространстве. Выставка про то, как люди создают себя и свой мир, и про способы передачи этого мира следующим поколениям. Не зря главный девиз ЦСИ, с которым его руководство предлагает выкладывать фотографии и публикации — #историяэтомы.
На выставке каждый — герой
Герои выставки «Семейное дело» — жители Тульской области. Кураторам интересно, как они живут и общаются, как работают и создают семьи, воспитывают детей. Специалистами центра было проведено около 20 глубинных интервью с представителями разных семей и собрано большое количество материалов для экспозиции: письма, рисунки, фотографии, книги, предметы разных габаритов.
— Наши герои — спортсмены, священнослужители, педагоги, инженеры, творческие личности. Когда мы предлагали им поучаствовать в проекте, многие сначала не понимали, как это сделать,— объясняет директор
Семьям — героям выставки накануне открытия ЦСИ показали экспозицию с их участием. Многие были поражены.
— Как удивительно деликатна и эмоциональна эта выставка! — говорит потомственный архитектор Полина Жежома.— Она приглашает соучаствовать и отвечать на те же вопросы, что отвечали мы, беседуя с кураторами…
На Романа Терещенкова, сына первого советского чемпиона мира по велоспорту Сергея Терещенкова, произвели впечатление экспозиционные технологии, применяемые в ЦСИ:
— Очень современно и интерактивно, ты будто проникаешь в жизнь героев, общаешься с ними или присутствуешь рядом — за одним столом или за совместным делом…
Знакомясь с представленными предметами, письменной и устной историей семей, посетители ЦСИ могут взглянуть на понятия «семья» и «дом» с точки зрения трансляции знаний о своём роде. И это ещё одна важная миссия центра — побудить своих гостей к изучению корней и истории рода, а как это сделать, сотрудники и эксперты расскажут посетителям на специальных семинарах и лекциях. Образовательная программа стартует в ближайшее время.
Большая история
Все семьи, истории которых представлены на выставке, интересны, но каждая
— Дело — это не только профессия, это вклад семьи во внешний мир, её служение,— объясняют кураторы.— Верно и обратное: семья сама по себе — тоже «дело», ради которого затеваются многие другие дела…
Выставка рассматривает внутрисемейные отношения через поступки, ритуалы, этические системы и обращает особое внимание на память. Что туляки считают важным, а что неважным, какой опыт хранят и передают, а какой забывают? Как переплетаются «объективное время» и «субъективное время»? Ведь события большой истории оставляют на жизни каждого индивидуальный, но типичный отпечаток. Многих арестовали, многие голодали, многие ушли на фронт — но проживал это каждый
Среди героев выставки фигурируют представители семьи Поленовых. Речь идёт о Дмитрии Поленове (сыне художника В. Д. Поленова), его жене Анне Поленовой и их сыне Фёдоре, который впоследствии занял место отца на посту директора музея. Эта семья интересна не только тем, что здесь естественным образом соединяются темы родового гнезда и дела, но и полной драматизма историей, когда на протяжении почти двадцати лет члены семьи были разлучены: сначала
— Это довольно трудное с человеческой точки зрения обстоятельство привело к тому, что мы имеем интереснейший материал — письма, в которых проговариваются те вещи, которые в других семьях часто не артикулируются. Именно эта технология семейной коммуникации Поленовых и стала одним из предметов экспонирования,— продолжает Н. Поленова.
Здесь нет упорядочивания информации по семьям и не стоит ожидать хронологической стройности повествования. Информация структурирована по темам, каждая из которых является своего рода призмой для рассмотрения единой семейной темы.
Важную роль играют вопросы. Они — основной способ получения информации от представителей семей, участвующих в выставке. Но кураторы идут дальше и задают эти же вопросы каждому посетителю. Так, естественным образом возникает повод для интерактивности и для создания «народного архива». В этом и заключается принцип работы центра: дать понять посетителям, что авторами основного проекта ЦСИ становятся сами туляки.