Вторник 20 апреля

«Госзаказ»: шаг навстречу ОПК

Назад

02 апреля 2021 00:19

 0
Экономика

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: Фото пресс-службы правительства Тульской области

АО «АК «Туламашзавод» стало одним из шести предприятий регионального ОПК, принявших участие в XVI Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ», который прошел в Москве на территории ВДНХ. В этом году здесь обсуждали важнейшую для оборонщиков тему – вход в систему гражданских закупок.

— «Мирную» продукцию предприятие осваивало с момента своего основания — производили станки, глубинные насосы для нефтяников и сбоечно-буровые машины для угольной промышленности, детские комбинированные велосипеды, мотороллеры, рассказывал генеральный директор АО «АК «Туламашзавод», Герой Труда РФ Евгений Анатольевич ДРОНОВ. — Туламашзавод — один из немногих в России – достиг по-настоящему высоких результатов в производстве гражданской продукции и уже превысил заданную президентом планку – 30 процентов от общего объема. Это и концевой твердосплавный инструмент, и дизельные двигатели, и дизель-генераторные установки, и многое другое. Используя уже имеющийся задел и продолжая серьезные разработки, мы выходим на рынок, где наша разнообразная продукция находит достойного покупателя. Ну и, конечно, визитная карточка предприятия — инновационные решения и высокое качество изделий.

Есть и ещё один нюанс: собственное производство не так сильно зависит от того, в какую сторону дует ветер на внешнем рынке – от колебания курса валют, политических событий и тому подобных факторов. Во многом это гарантия стабильно развивающейся экономики, обеспечение рабочими местами и достойной зарплатой.
За примерами далеко ходить не надо. На стенде Тульской области форума-выставки в числе различной продукции был представлен монолитный высокопрочный твердосплавный осевой режущий инструмент «ИТО-Туламаш».

 Продукция относительно нового производства быстро стала популярной по очевидной, в общем, причине – расход такого инструмента на заводах высок, а импортные аналоги при таком же качестве стоят дороже. Грамотность выбранной Туламашзаводом стратегии на производство высококачественной отечественной продукции, способной составить достойную конкуренцию импортной, на пленарном заседании форума-выставки «Госзаказ» подтвердил заместитель председателя правительства РФ Юрий БОРИСОВ.

– Я вообще сторонник достаточно прямых ярких протекционистских мер со стороны правительства и не скрываю этого, для того чтобы изменить ситуацию на внутреннем рынке и создать для российского производителя условия для экспорта своей продукции. Без этого мы нашу экономику вперед не двинем, – подчеркнул он.

С пустого места налог не снимешь

КАЗАЛОСЬ БЫ, проверенная и получившая высокую оценку покупателей продукция не должна испытывать проблем в системе государственных закупок, одна из основных миссий которой – не допустить расходования бюджетных средств на недобросовестных производителей и поставщиков услуг. Однако, как прекрасно знают все, кто хотя бы раз сталкивался с аукционами и тендерами, реальность нередко выглядит иначе. Во время форума на обсуждениях за круглым столом и во время панельных дискуссий неоднократно озвучивали проблему значительного превалирования на внутреннем рынке импортной продукции над отечественной, на которую достаточно долго не обращали должного внимания. При этом, как отмечает Евгений Дронов, регулирующие конкурсы и аукционы федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц как раз из-за слабого присутствия российской продукции оценивают в основном продажи иностранной. А в результате «незрелые» отечественные продукты не в состоянии на равных конкурировать с зарубежными – рынок просто-напросто их забыл. К тому же критерии оценки в самой системе закупок не всегда прозрачны: там могут быть не указаны точные характеристики приобретаемых изделий, отсутствовать страна-производитель и т. п. Всё это не способствует успешному решению задачи по наращиванию объёмов выпуска гражданской продукции предприятиями ОПК…

С такой позицией согласны многие. Участники форма-выставки высказывали схожую точку зрения. В результате на федеральном уровне уже начали обсуждать возможность внедрения обязательной экспертизы в процедуру социально значимых закупок регионов России. Этот механизм, который пока носит исключительно добровольный характер, вполне может решить вопрос проверки качества поставляемых товаров, работ или услуг, а значит, уравнять шансы производителей.

Ещё один непростой момент связан с ускорением развития гражданских производств на оборонных предприятиях. Это вопрос налогообложения. Как пояснил генеральный директор АО «АК «Туламашзавод», нередко именно подход к применению ставок налога на добавленную стоимость тормозит процесс диверсификации. Проблема в том, что недостаточно просто разработать и организовать производство потенциально востребованного продукта. Для того чтобы он закрепился на рынке, требуется время и… солидный финансовый запас. Даже выход «в ноль» – процесс не пары месяцев, а уж получение прибыли… При этом обязательств по своевременной выплате заработной платы, закупке сырья и оборудования, оплаты энергоресурсов и, в конце концов, налогов никто не отменял. В силу некоторых нюансов своей деятельности такими объёмами свободных средств оборонные предприятия попросту не располагают. И здесь могли бы помочь льготы по налогу на добавленную стоимость.

Этот налог по своей сути может выполнять регулирующие функции. В том числе по контролю за сроками продвижения продукции и её качеством. К примеру, за рубежом распространено три вида льгот: снижение ставки, продажа без НДС, но при этом нет права на возмещения НДС по комплектующим, нулевая ставка и возмещение НДС по комплектующим.

– В нашей же ситуации мы получаем замкнутый круг, – говорит Евгений Анатольевич. – Для пополнения бюджета нужна гражданская продукция и устойчивый рост её выпуска. Этого практически невозможно добиться, если нет приоритетных цен, установленных в том числе за счет льготы по НДС, а этой льготы нет. Соответственно, предпосылок для появления продукции тоже нет. И в результате НДС начислять не с чего – не решается ни вопрос с бюджетом, ни вопрос с отечественной гражданской продукцией.

Вывод, собственно, очевиден. Налог на добавленную стоимость есть смысл применять уже после того, как обеспечены стабильное производство и выход продукции на рынок. Как вариант – установить ставку в 0% в первые три года работы производства и в 5% начиная с четвёртого года. Примеры снижения и отмены этого налога в странеесть: например, разработчикам программных продуктов. 

«Муравей» поедет в Шереметьево 

ФОРУМ-ВЫСТАВКА, считают на Туламашзаводе, очень полезен в первую очередь даже не тем, что предоставляет возможность продемонстрировать свою продукцию потенциальным клиентам или пообщаться с коллегами. «Госзаказ» – во многом уникальная площадка, позволяющая обсудить наиболее острые и важные вопросы в очень сложной и не слишком гибкой системе государственных закупок. Здесь шанс, что предприятия услышат и примут их точку зрения во внимание, достаточно высок.

 – Сегодня оборонный комплекс РФ по сути выполняет функцию локомотива национальной экономики, – считает заместитель генерального директора – коммерческий директор АО «АК «Туламашзавод» Евгений Анатольевич БОЧАРОВ. – Именно в ОПК сохранились наукоемкие производства – единственный рентабельный ресурс развития в период глобального кризиса. Однако заставить этот потенциал работать на внутренний рынок – сложная административная задача. По сути, приходится интегрировать элементы госплана в рыночную систему. Предприятия, изначально созданные под гособоронзаказ, адаптируются к гражданскому рынку. При этом их продукция должна завоевать место под солнцем в условиях жесткой конкуренции.

Надо сказать, что даже в такой ситуации высококачественная отечественная продукция способна завоевать достойное место на рынке. Примером тому может служить представленное на стенде Тульской области внутризаводское транспортное средство (ВТС), получившее имя легендарного предшественника – «Муравей». Работа над этим проектом завершилась в 2019 году, тогда некоторые тульские предприятия только начали пробовать изготовленную коллегами новинку. С тех пор прошло примерно полтора года – экономичные, экологичные, комфортные, но при этом довольно шустрые электромобили оценила и полиция, и Почта России. Вообще число его поклонников увеличивается довольно быстро.

– Во время работы форума подписан контракт с АО «Шереметьево-Карго» на поставку ВТС-2 для нужд аэропорта «Шереметьево», – рассказал руководитель рабочей группы, главный специалист УПЗиРП Александр Витальевич ПТЮШКИН. – Также проведены переговоры с рядом других потенциальных заказчиков по поставкам как ВТС-2, так и других видов продукции.

Надо сказать, что Туламашзаводу действительно есть что предложить. Предприятие, помимо упомянутых твёрдосплавного инструмента и «Муравья», выпускает мотопомпы, дизельные двигатели, электрокультиваторы, мотоблоки, диспенсеры-размотчики, сани для следж-хоккея, продукцию литейного и кузнечного производства и многое другое. Огромный опыт, высокопрофессиональный коллектив и современное оборудование позволяют предприятию в короткие сроки осваивать производство сложнейших образцов гражданской продукции, по качеству и техническим характеристикам не уступающей зарубежной. Однако для того, чтобы Туламашзавод и другие предприятия российского ОПК системно наращивали объёмы выпуска гражданской продукции, государству стоит сделать небольшой шаг им навстречу.

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама