Пятница 26 февраля

ГИМ в Туле: погружение в историю

Назад

19 Февраля 2021 01:24

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: предоставлены Тульским филиалом ГИМа

Государственный Исторический музей впервые за 149 лет отметил свой день рождения, 9 февраля, не только дома, в Москве, в здании на Красной площади, 1, но и в Туле. «Молодой коммунар» рассказывает о том, как живёт первый региональный филиал ГИМа, открывшийся в нашем городе полгода назад.

Всё близко

Ни в одном из музеев Тульской области нет такого строгого пропускного режима. Вход для журналистов — исключительно по предварительной аккредитации. И это объяснимо: каждый из предметов, представленных на выставке «Реликвии и шедевры Государственного Исторического музея», уникален и действительно бесценен, и его сохранность должна быть гарантирована.

Тульский филиал ГИМа — не музей в привычном смысле этого слова: здесь нет постоянной экспозиции. Он изначально был задуман как современное выставочное пространство для демонстрации памятников истории и культуры из фондов, насчитывающих более пяти миллионов единиц хранения плюс 14 миллионов листов документов. Нет такого сооружения, в котором можно было бы всё это показать. Так что открытие филиала в Туле — это не только подарок для нас, но и следствие естественного развития ГИМа, расширяющего географию экспозиционной деятельности на регионы.

Важно, что при этом ГИМ во всех точках своего присутствия сохраняет принципы и стандарты работы. Это классический во всех смыслах этого слова музей, декларирующий академический и научный подход к отражению истории Российского государства через предметный мир.

Несмотря на впечатляющие, на первый взгляд, объемы здания на ул. Металлистов, 10, экспозиционные площади здесь небольшие — четыре зала-трансформера, способные менять структуру пространства под каждую новую выставку. Следующую — «Романовы» — планируют открыть в июне. У каждой выставки свой куратор, который разрабатывает концепцию, отбирает предметы, пишет тексты для этикеток, в которых, кроме названия и датировки, обязательно присутствует история их попадания в музей — это традиция ГИМа. Один из принципов построения выставки: она должна быть ёмкой, многообразной — так, чтобы на её основе можно было бы создать множество разных по тематике экскурсий, программ и т. д. Куратором экспозиции «Реликвии и шедевры» была сотрудница музея, доктор филологических наук Елена Юхименко — кстати, однокурсница известного писателя Евгения Водолазкина.

Сотрудники Тульского филиала признаются: когда читаешь в архивной базе музея, что вот эта новогодняя игрушка приобретена у гимназистки такой-то в 1914 году, а этот экспонат куплен на Сухаревском рынке при определённых обстоятельствах, меняется восприятие. Появляется другое — историческое и одновременно живое чувство времени. Всё рядом, всё близко. Всё ощутимо.

Эмпатия как критерий отбора

— Конкурс при наборе в штат нашего филиала был очень серьёзным,— рассказывает Екатерина Шельдяева, заведующая сектором по научно-просветительской работе Тульского филиала ГИМа.— Стандарты Исторического музея очень высокие, им сложно соответствовать. Среди соискателей были люди, интересующиеся историей, школьные преподаватели, музейщики. Собеседование проходило в два этапа: сначала в Туле, потом в Москве. Из всех, кто к нам приходил, сейчас в штате остались всего три экскурсовода. Очень строгие требования: глубокие базовые знания по истории, опыт музейной работы, опыт научной работы, умение коммуницировать с самыми разными людьми и способность переформатировать экскурсию из-за специфики группы. Проще говоря, эмпатия…

У Кати — профессиональное образование историка-архивиста, которое она получила в ТулГУ. Плюс стаж работы в Тульском государственном музее оружия. Но даже этого, как оказалось, для ГИМа не всегда достаточно. Здесь ценят идеи и желание работать нестандартно. Именно Тульский филиал ГИМа впервые в регионе начал реализацию программы доступности музея для людей с ОВЗ: открыл тактильную экспозицию для людей с нарушениями зрения, проводит экскурсии для глухонемых на языке жестов.

— Многие думают, что доступная среда в музеях — это перетаскивание с места на место инвалидов на колясках. Всё не так: у нас работают специальные программы для слабовидящих и людей с нарушением слуха, и они ориентированы именно на них,— отмечает Екатерина.— Мы учимся транслировать максимум информации людям с ОВЗ, учитывая их особенности. В какой-то момент я поняла, что для того, чтобы слепой человек понял размер предмета, надо взять его за руку, провести по своей до локтя и сказать: примерно такие же габариты…

Прежде чем стать хранителем музейных предметов Тульского филиала ГИМа, Юлия Матвеева около десяти лет была главным хранителем музея «Тульский кремль».

— Другая специфика: там я работала с фондами, а здесь отвечаю за предметы, представленные на выставке,— поясняет Юлия.

Юля, так же как и другие специалисты, прошла строгий отбор, а ещё стажировалась в Москве. Ответственность — огромная. В экспозиции — более 250 предметов из разных материалов: ткань и бумага, металл и дерево, живопись и графика и др. Временной диапазон поражает еще больше: от бронзового века до середины века XX.

— Создать для каждого памятника истории оптимальные условия — задача очень сложная,— говорит Юлия Матвеева.— Бумага, например, не переносит яркого света, а для металлов это не имеет значения. Проблема в том, что предметы из разных материалов на выставке демонстрируются в одной витрине. Поэтому там установлен усредненный режим температуры — 18 градусов и влажности — 50 процентов. А световая интенсивность снижена везде. Иногда посетители жалуются, что в экспозиционных залах темновато. Но иначе нельзя…

К вопросу о безопасности: все залы оборудованы видеокамерами. Музейные смотрители работают с видеорегистраторами, которые фиксируют их общение с посетителями. Это тоже — в стандартах ГИМа.

Привет из детства

В Тульском филиале ГИМа гордятся посещаемостью — она для нового музея довольно высокая. А еще здесь всегда много школьников: для них разработаны отдельные программы. Образовательная и просветительская деятельность — приоритетное направление в работе музея.

Люди приходят семьями, с маленькими детьми. История сегодня интересует всех: без знаний о прошлом трудно понять, что с нами, с нашей страной происходит сейчас. Особый интерес вызывает история Тулы — здесь, на выставке, об этом можно узнать много нового. Туляков завораживает графическое изображение центра города, датированное 1834 годом. Они рассматривают книгу XVIII века с иллюстрациями, подробно описывающую Тульский оружейный завод.

А какие эмоции вызывает у посетителей картина Владимира Серова «Ходоки у Ленина»! Для людей старшего поколения это иллюстрация из школьного учебника, привет из детства. А тут — подлинник…

Когда наступает вечер, на здании Тульского филиала Государственного Исторического музея загорается архитектурная подсветка: стильная, подчёркивающая красоту и самобытность старинного здания на ул. Металлистов. А во дворе разноцветными огнями раскрашиваются мини-модели храма Василия Блаженного и здания ГИМа в Москве. Красная площадь теперь есть и в Туле — городе, который, кажется, уже давно перестал чувствовать себя провинциальным…

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама