«Чёрные дьяволы» под Городищем. Памяти моряков 116-й отдельной морской стрелковой бригады

Назад

23 июля 2021 05:59

 0
Память

Автор: Татьяна МОТОРИНА

Фото: Елены Кузнецовой («Тульские известия») и из открытых источников

На противоположном берегу Оки белеет домик с красной крышей – самая заметная точка села Городище Орловской области. К реке ведет луг с удивительно зеленой для июля травой, летают оводы, воздух дрожит от жары. Нужно очень постараться, чтобы среди летнего пейзажа представить, как на тот крутой берег по колено в снегу взбираются бойцы – прямо на огонь неприятеля. Как снимают они на ходу шапки, заменяя их бескозырками, расстегивают шинели, под которыми – тельняшки. Морякам, вынужденным стать пехотой, но не сломленным, посвящен новый памятник, установленный  напротив места боя, в Чернском районе, по инициативе Тульского регионального отделения Союза машиностроителей России.

«Не было укрытия в белом поле от пуль»

– К нам обратились бойцы поискового отряда «Славный» с предложением увековечить память моряков 116-й отдельной морской стрелковой бригады, – рассказал первый заместитель председателя регионального отделения Союзмаша, генеральный директор АО «Тулаточмаш» Владимир Филиппов. – Поисковики рассказали о мужестве моряков, которые пытались выбить немцев из укрепленного района зимой 1942–1943 годов. Конечно, мы были рады помочь – памятник изготовили на Тулаточмаше и доставили его на место, где проходили бои.

Первый и главный вопрос: как вообще оказались моряки на границе Тульской и Орловской областей в годы Великой Отечественной? Удивительную историю корреспондентам «Молодого коммунара» рассказал руководитель отряда «Славный» Иван Сопов:

– 116-я отдельная морская стрелковая бригада была сформирована из морских пехотинцев, служивших до этого на Тихом океане. В сентябре 1942-го они прибыли в Калугу, где располагался штаб, и прошли обучение. Раньше их учили только морскому делу, но тут нужно было действовать как пехотинцам. Уже в декабре эту бригаду кинули на рубеж, где мы с вами сейчас стоим. Здесь они заняли оборону от деревни Тшлыково до села Городищи.

Сказать, что им было сложно, – не сказать ничего. Начать с того, что Городище, которое предстояло взять штурмом, оказалось прекрасно укреплено: заминированы все поля на подступах, стояли проволочные ограждения, у немцев были хорошо оборудованные землянки и окопы. К февралю 1943-го неприятель стоял там уже полтора года и уходить не собирался.

Городище было настоящей крепостью. Штурмовать такую без поддержки артиллерии, без танков – чистое безумие. Но именно такой приказ отдали 116-й отдельной морской стрелковой бригаде. Первый штурм был намечен на 18 февраля.

В 2010 году в одном из СМИ Владивостока опубликовали рассказ участника тех событий. Вот как боец вспоминает наступление: «Осторожно, без шума перебрались через Оку, вскарабкались на обрывистый берег. До передовой немцев – метров четыреста. Когда мы прошли по глубокому снегу половину этого расстояния, наш ротный первым сдернул шапку и надел бескозырку. Все, кто сохранил бескозырки, и я тоже, тут же последовали его примеру, другие распахнули или сбросили шинели, показывая тельняшки, и, дружно грянув: «Полундра!», рванули вперед, к проволочным заграждениям «в четыре кола». И тут вся немецкая оборона засверкала точками огней. Страшное дело началось! Косили они нас из пулеметов в упор, хладнокровно. Мы падали, вставали, снова падали, ползли – но нигде не было укрытия в белом поле от пуль…»

Оку, по воспоминаниям ветерана, форсировали по льду и вброд под шквальным огнем. А в это время с немецкой стороны издевался громкоговоритель: «Морячки, здесь вам не Тихий! Искупаем в кровавой Оке!»

Это был страшный бой. Из тех, за какие моряков считали элитой ВМФ. Враги называли их черными дьяволами и черной смертью. А боевой клич «Полундра!», о котором вспоминал ветеран, и отчаянные атаки вошли в легенды… Они всё же смогли выбить немцев 24 февраля 1943 года, но закрепиться обессилевшая и потерявшая половину численного состава бригада уже не смогла – ее отвели в тыл.

К концу апреля 1943 года в 116-й отдельной морской стрелковой бригаде в живых осталось 1838 человек; погибли, ранены и пропали без вести 3992 – то есть 2/3 начальной численности. Финал: воинское подразделение было расформировано.

Мемориал в полях

Сейчас отряд «Славный» исследует Оку в местах переправ. И уже обнаружил под водой какую-то крупную технику. Поисковики думают над тем, какие силы и средства понадобятся, чтобы понять, что за находка им досталась, и поднять ее на поверхность при необходимости. Возможно, здесь понадобится и поддержка Союза машиностроителей – дело намечается сложное. Как говорит Иван Сопов, некоторые проекты без партнеров не удалось бы реализовать.

– Мы регулярно выезжаем на выставки по всей России – это большие расходы. Например, вскоре отправимся на форум «Армия-2021», – планирует Иван.

Вообще, для тульского отделения Союзмаша сохранение памяти о Великой Оте- чественной войне всегда было приоритетом – к юбилеям Победы выпускаются книги и видеофильмы, предприятия сотрудничают с организациями ветеранов, в том числе оказывают им материальную помощь. А с 2020 года прибавилась и работа с поисковиками – этому способствовало заключение договора с тульским отделением Российского военно-исторического общества. Так что обелиск, установленный в Чернском районе, – первый военный памятник, с которым помогли машиностроители, но, возможно, не последний.

– Братская могила у Тшлыково – одна из недавних в наших местах, она открыта в 2017 году, – говорит Валерий Морозов, военный комиссар Плавского и Чернского районов. – Но захоронение бойцов Красной армии существует в этой местности еще с военных лет, поэтому было решено именно здесь увековечить память тех, кто, судя по первичным донесениям, погиб в этой местности. Получилось около 300 фамилий, но этот список всё время дополняется. И если поисковики поднимают новые останки красноармейцев, их тоже перезахоранивают здесь…

На слиянии Оки и Зуши в 1941–1943 годах сражались и гибли бойцы 3-й и 6-й армий Брянского и Западного фронтов. Руководитель «Славного» Иван Сопов показывает две глубокие ямы буквально в тридцати метрах от мемориала: месяц назад здесь обнаружены останки двух человек; установили, что один из них был сапером.

Щедро политы солдатской кровью эти места, многих приняла земля в свои объятья. И изначально скромное место захоронения как-то само собой превратилось в мемориальный комплекс. Сначала вознесся над полем белый поклонный крест, затем появилась стела с именами, теперь вот – обелиск морякам. Еще одна особенность: повсюду прикопаны искусственные цветы – такие обычно приносят на могилы родных. От этого мемориал в безлюдных полях над Окой выглядит особенно трогательно и как-то по-домашнему.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных