Суббота 19 июня

Большая проблема маленькой деревни

Назад

14 мая 2021 08:11

 1
Общество

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: автора

10 мая я встретила в дороге. Но, увы, вовсе не в смысле того, что ехала по делам, наслаждаясь первым после череды дождливых дней солнечным утром. Утопая по щиколотку в грязи, мне пришлось разглядывать повисший «на пузе» верный УАЗ и прикидывать, сколько на сей раз я заплачу за выезд из дома. 

Бойтесь своих желаний

Переехать в деревню мне хотелось, наверное, лет пять. Причём именно в деревню — коттеджные посёлки с их ровными рядами трёхметровых заборов устойчиво ассоциировались в голове с чем-то вроде «голуби летят над нашей зоной», а жильё в пределах основной городской черты от квартиры отличалось разве что метражом и возможностью не платить взносы за капремонт.

Долгие поиски увенчались успехом в начале прошлого года — небольшой уютный дом в деревне Чириково Большой Тулы казался идеальным. Вокруг живописные леса и заброшенные поля, радующие в зависимости от сезона земляникой и грибами, успокаивающая тишина и непривычно свежий для горожанина воздух. Впрочем, вряд ли бы я решилась на переезд, если бы покупала дом не зимой, а весной, когда пушистая белая сказка превращается… в непроходимое болото. Отстегнув в первую же весну «джипхэлперам», помогающим выбраться из грязи невезучим авто — владельцам, сумму, равную размеру средней заработной платы по региону, мы сменили японский паркетник на отечественный УАЗ. А я решила выяснить, что у нас такое случилось с дорогой в деревне, расположенной всё же не где-нибудь в глуши Арсеньевского района, а в границах областного центра.

Пообщавшись с соседями, узнала, что ни одна из двух жалких пародий на грунтовки, которыми все мы пользуемся,— вообще не дороги, а накатанные самими местными тропы, проходящие через чьи-то частные владенья или по неразграниченным землям. А официальная дорога давно лесом поросла… На этом моменте я резко погрустнела. Деревенская жизнь меня устраивала со всех сторон, кроме одной — в будние дни мне как человеку трудоспособного возраста и послушному налогоплательщику необходимо ездить на работу, а по пути ещё и ребёнка в детский сад отвозить. И в каждый сильный ливень платить от 2,5 до 5 тысяч рублей (в зависимости от того, где и как крепко застряли) за вывоз себя любимой была не готова ни морально, ни финансово.

Что делать? Пришлось писать обращение на имя главы администрации Тулы и вежливо просить объяснить мне одну простую вещь: где, собственно, дорога к вполне себе официально существующей деревне?

Можете пользоваться…

Ответ, пришедший спустя установленные законом 30 дней за подписью начальника главного управления администрации города Тулы по Привокзальному территориальному округу Е. И. Пятисоцкова, довёл меня практически до состояния боевого безумия. Даже окрестные скворцы примолкли, впечатлённые моим богатым запасом обсценной лексики. На присланном мне бланке чёрным по белому было написано, что… для подъезда к населенному пункту деревня Чириково мы можем воспользоваться автомобильной дорогой «Большие Кузьменки — Чириково», проходящей через населенный пункт Новое Спасское, являющейся муниципальной собственностью и стоящей на кадастровом учете под № 71:14:03:01:01:105.

Выдохшись от эмоций, я захватила в качестве проводника соседа Петра Афанасьевича, и мы — через перелески, заросшие поля и даже бобровую плотину — отправились набирать фотоматериал, призванный продемонстрировать уважаемой администрации, как выглядит то, чем я, по их версии, должна пользоваться в качестве муниципальной дороги.

По факту эта дорога действительно существует, но… метров триста — ровно до ворот одного из частных домовладений в деревне Большие Кузьменки. Никаких съездов или примыкающих поворотов обнаружить так и не удалось — вдоль обочин прокопаны глубокие рвы, вокруг поля и лесополоса. Впрочем, даже если предположить, что каким-то чудом автомобиль проберётся по полям, дальше у него на пути — речка Глутня. Малюсенькая, но тем не менее без моста — вместо него с берега на берег перекинута пара досок. Гипотетически, наверное, можно предположить, что здесь я бросаю машину и ещё пару километров поправляю здоровье пешей прогулкой. Но точно не с маленьким ребёнком в дождь и грязь — запасных детей у меня нет. Смущал и тот факт, что официальной дорогой как-то не спешили пользоваться ни МЧС, ни энергетики, ни медики. Все они тоже по какой-то причине пренебрегают любезно предложенным господином Пятисоцковым законным вариантом, предпочитая пресловутое «грунтованное направление», «не подлежащее постановке на кадастровый учет как объект транспортной инфраструктуры».

Правда, только в хорошую погоду — весной 2020-го года к пострадавшему при пожаре жителю соседней деревни Малые Кузьменки машина скорой помощи проехать так и не смогла — его вынуждены были везти до медиков сотрудники МЧС…

Весна 2021-го меж тем выдалась дождливой, и грунтовка с каждым днём становилась всё меньше похожа даже на «направление». Второй ответ из администрации больше всего напоминал общение с телефонным роботом: «ждите, вас обязательно обслужат». В том смысле, что да, дорога требует ремонта, но он не запланирован, и мы будем иметь это в виду при формировании бюджета на 2021-й, а также перспективный период 2022 и 2023 годов.

Веры в исполнение этого обещания у меня было примерно столько же, сколько в то, что в ближайшее время «на Марсе будут яблони цвести», а потому следующее обращение моё было в областную прокуратуру.

Не давите на местную власть

Везти в Чириково представителей надзорного ведомства и ГИБДД пришлось самим. Муниципальной дорогой они ожидаемо воспользоваться тоже не смогли, а грунтовка… ну, накануне проверки как раз прошёл очередной дождь.

Поблуждав по окрестным полям, но так и не обнаружив никаких следов официальной дороги, кроме старых столбов и планов на руках у представителя городского управления по транспорту и дорожному хозяйству, прокуратура направила в администрацию запрос, суть которого кратко формулируется как: «Где?» Ответ пришёл практически тот же, что и мне в своё время: как только, так сразу.

Надежда осталась лишь на суд, в который — сначала в Ленинский районный, а потом и в областной — прокуратура обратилась с иском о понуждении администрации Тулы к обеспечению транспортной доступности жителям к деревне Чириково.

И вот тут случилась парадоксальная, на мой взгляд, вещь. В обоих исках суд прокуратуре отказал. Опираясь на информацию администрации о том, что для обеспечения транспортной доступности необходимо строительство дороги, стоимость которой с проектными работами составляет аж 150 миллионов рублей и которую непременно построят, как только в городском бюджете появятся деньги, судья постановил, что требования надзорного органа нарушают гарантированные Конституцией РФ права органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Но позвольте — прокуратура, как следует из документов, не принуждала администрацию строить дорогу за 150 миллионов, а требовала обеспечить транспортную доступность до населённого пункта.

Можно, например, снять с муниципального баланса этот несчастный кусок полей и лесов, который до сих пор почему-то называют дорогой, а принять вместо него километр неразграниченных земель со стороны деревни Кожино (одно из нелегальных грунтовых направлений) и засыпать его щебнем, потратив даже по рыночным ценам миллион и обеспечив подъезд не только для жителей Чириково, но ещё двух соседних деревень.

Хотя стоит ли напрягаться ради тридцати человек, которые живут в деревне в осенне-весенний период, если даже суд на стороне администрации? У жителей, конечно, тоже есть конституционные права — в частности, на доступную медицинскую помощь. Но они вполне соблюдаются — пусть и только в сухую погоду…

Между тем, обещание, данное прокурору Тулы администрацией, предоставить информацию о строительстве дороги от деревень Садки и Кожино до Чириково до 30 апреля пока так и осталось неисполненным.

Рацпредложение по трактору

Половину нынешней весны по понятным причинам мы живём в городе у родителей. В этом году погода продемонстрировала нам все прелести деревенской жизни без дороги. В зимнюю метель мы застряли в нечищеных сугробах с маленьким ребёнком в машине, и всё, о чём я могла думать, так это о том, какое счастье, что не успели далеко отъехать от нормальной дороги и ставшие практически родными «джипхэлперы» нас быстро найдут.

Мокрый снегопад в апреле оставил деревню на четыре дня без света — провода оборвало, а когда носившиеся по региону ремонтные бригады энергетиков устранили основную аварию на линии, оказалось, что ещё один обрыв есть у дома нашего соседа. И лежали провода, искрили себе — хорошо, что мужики знали, как отключить уличный трансформатор, и вовремя обратили внимание на подозрительный треск.

Ещё сутки ремонтникам понадобились, чтобы пробраться сквозь болото. Первая машина безнадежно увязла в «грунтованном направлении», а на мой звонок в отдел администрации города по работе с территорией «Иншинское» с просьбой выслать на помощь застрявшей бригаде трактор, последовал вежливый ответ: «Трактора у нас нет, жалуйтесь куда хотите».

Трактор чудесным образом нашёлся несколько дней спустя. Утром в канун 9 Мая «Беларусь» подъехал к дому соседа — передать подарок тёще Петра Афанасьевича, труженице тыла. Позвонить и поинтересоваться, вдруг родным ещё дорога бабушка, отпраздновавшая 95-летие, и они не рискнули оставить её без возможности вызвать врача, забрав в город, никто не догадался — спешили важное поручение исполнить.

После визита «Беларуси» Чириково может войны не бояться — ни одна танковая армия к нам не пройдёт. Правда, я тоже, похоже, ещё долго не проеду. Дожди заканчиваться и не думают, у администрации есть дела поважней — тут центр города плавает, не до деревни в несколько дворов.

У меня, правда, есть предложение. Раз уж в Иншинском всё-таки оказался в наличии трактор, может, организовать на нём подвоз и вывоз местных жителей хотя бы пару раз в сутки? И бюджету, опять же, какая-никакая помощь на решение вопросов местного значения.

P. S. Увидев в новостях сюжет о том, как в одной из деревень Алексина застряли одновременно и МЧС, и «скорая», я поняла, что нам ещё повезло. Одно не ясно — зачем вообще кричать с трибун на разные лады о необходимости освоения сельских территорий и плакать по умирающим деревням? Ведь даже тем, кто туда гипотетически может поехать скот разводить и поля возделывать, дороги всё-таки нужны, пусть и не каждый день.

Наши партнеры
Реклама