Пятница 25 сентября

Актёр – гражданин или право имеет?

Назад

11 Сентября 2020 00:15

 0
Общество

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: из открытых источников

8 сентября Пресненский районный суд Москвы приговорил актёра Михаила Ефремова за смертельное ДТП к восьми годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Три месяца ситуация вокруг трагедии была одной из самых обсуждаемых в СМИ и в обществе. «Молодой коммунар» спросил, как восприняли эту новость тульские артисты и работники культуры. 

Наталья Савченко, народная артистка России:

— Никогда в жизни я не слышала столько неуважительных высказываний о своей профессии, как в этот период. Михаил Ефремов толкнул этот «камень», и люди стали называть нас «актёришками», «актрисульками»… Вот этого не могу ему простить, хотя и понимаю, что ему наплевать на моё прощение. Не знаю, как воспринимали нас раньше, но сейчас представитель актёрского цеха дал повод говорить именно так. Меня это категорически не устраивает.

Когда увидела запись в интернете, как нетрезвый Ефремов прямо со сцены во время спектакля вступает в пререкания со зрителями, мне стало противно до глубины души. Тогда подумала: сколько же можно тебя прощать?! Ты что, не осознаёшь, что не один, что за тобой стоит целая профессия?! Вообще не понимаю тех, кто позволяет себе горячительное перед выходом на сцену. Как это совмещать, не могу себе представить. К своей профессии всегда относилась серьёзно и с возрастом это отношение только усилилось. Всем этим крайне возмущена, потому что не хочу, чтобы об актёрах говорили пренебрежительно, потому что верю: театр, как сказал Томас Манн, это место, где толпа превращается в народ. И дай бог, чтобы когда-нибудь не случилось обратное — театр стал местом, где народ превращается в толпу.

Владимир Шинкарёв, художественный руководитель Тульского ТЮЗа:

— Михаил Ефремов как человек у меня не вызывает презрения. Хотя его поступок и ужасен, я считаю случившееся роковым обстоятельством. Никто из нас не может знать, что ждёт его за поворотом, и уж тем более мы не знаем, как поведём себя в подобной или другой критической ситуации. Ефремов выглядит как человек глубоко раскаявшийся, и этого не сыграть. Когда прозвучал приговор, в его глазах читался ненаигранный ужас и страшная растерянность. Другое дело, что его адвокат пытался свести всё к какому-то шоу, но и его, наверное, можно понять, ведь задача защитника — вытащить человека любым путём. Не удалось — и, возможно, именно потому, что Ефремов известный актёр, звезда, а к таким людям требования у общества завышенные.

Да, распущенность и алкоголизм порой приводят к жутким последствиям, но это всегда трагедия конкретного человека — не цеха, не профессии. Мне кажется, за актёрами нужно оставлять право быть обычными людьми со своими слабостями, и если они оступаются, относиться к ним, как и к любому другому человеку. У Фемиды, я напомню, завязаны глаза.

Светлана Юдина, директор Тульского колледжа культуры и искусств:

— У нас есть курс профессиональной этики для работников культуры. Со студентами всех наших специальностей мы всегда говорим об этике Станиславского, который гениально сформулировал отношение и ощущение искусства в себе и себя в искусстве. Любить и лелеять, конечно, нужно искусство в себе, отсюда идут истоки отношения и к окружающей жизни.

Ефремов, конечно, уже своим рождением в семье гениального отца переступил некую черту, за которой он не мог вести себя как обычный человек. Но раз за разом в СМИ попадала информация о его выходках. Думаю, не случайно, поскольку есть такие артисты, о которых пишут не скандально, а профессионально. Они годами создают себе репутацию. Ефремов же создал себе репутацию хама и пьяницы.

И всё же бросить камень в сторону артиста я никак не могу. Не из солидарности, а понимая, что произошла жуткая трагедия. Безумно жалко семью погибшего, но жалко и Михаила Ефремова, который, не желая того, стал причиной этого несчастья.

Алексей Басов, художественный руководитель Камерного драматического театра:

— Тени, отброшенной лично на меня как на представителя актёрского цеха, я не ощущаю. Пил и убил человека на дороге гражданин России Михаил Ефремов. Разведчики тоже, случается, предают, а космонавты боятся лететь в космос, но это не отбрасывает тени ни на разведку, ни на космическую отрасль. Да, Ефремову надо было бы иметь смелость признать вину за свой поступок, но когда мы думаем и говорим, что поступили бы именно так, то это не означает, что так бы оно и было. Очень сложная ситуация…

На актёра смотрят и часто ему хотят подражать, но подражают в основном роли, образу. Вспомните, какие роли играл Вячеслав Тихонов и каким достойнейшим человеком он был в жизни! Для меня это пример, и я стараюсь стремиться к тому, чтобы быть моральным авторитетом для людей, которые меня знают. Иначе зачем идти в профессию?...

Ольга Чекмазова, руководитель балета Remix:

По-моему, артист всегда чуть выше остальных людей, чуть ближе к Богу. Такие моральные обязательства накладывает сцена и публичность. Поэтому людям нашей профессии должна быть присуща особая ответственность. Но она есть далеко не у всех. Например, я уверена, Алла Пугачёва отвечает за каждое слово в своих песнях, за каждое слово в интервью. Ефремов, очевидно, не такой человек.

Да что говорить о людях, которых знает вся страна. Мне и здесь, в Туле, приходилось встречать тех, кто под предлогом своей артистичности и известности, пусть и локальной, считал возможным творить чёрт-те что. Великий Юрий Любимов говорил, что чем круче артист, тем большее он говно в жизни. Часто это действительно так: талант обостряется на проблемах личных качеств. Но если нет таланта, а человек всё равно говно, то это уже совсем другой диагноз.

Дмитрий Мурашов, выпускник Ярославского государственного театрального института:

— Все актёры разные. Не раз на кастингах мне приходилось видеть ребят, которые успели сняться в одном-двух заметных сериалах или фильмах, их узнают, и поэтому они считают себя крутыми и могут смотреть на других, начинающих, свысока. Но такие далеко не все. Есть и уже состоявшиеся большие артисты, которые на равных общаются со всеми, дают советы, просто шутят. На некоторых слава плохо влияет — они либо зазнаются, либо начинают вести разгульный образ жизни, либо ещё что-то нехорошее себе позволяют. И таких людей я тоже видел — как правило, они плохо кончали. Актёрская удача уходит, их забывают, и тогда судьба может складываться трагично.

Так или иначе, любая выходка артиста, особенно московского, заставляет людей думать, что все известные артисты такие. Мол, они совсем там зажрались, народ за людей не считают. Такая эмоциональная оценка понятна, но она неверна. Каждый актёр сам прокладывает свою дорогу на сцене и в жизни, судить других — самая тяжёлая работа, и я предпочитаю этого не делать. Суд уже сказал своё слово. А моё мнение пускай останется при мне.

Наши партнеры
Реклама