Пятница 16 апреля

Агрегатор ни за что не отвечает?

Назад

26 Февраля 2021 07:22

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В один из морозных дней Андрей Н. задержался на работе до позднего вечера и решил вызвать такси по мобильному приложению — общественный транспорт в это время ходит неважно, да и домой хотелось попасть побыстрее. Машина подъехала быстро, однако водитель вёл себя как-то странно…

Он сказал: «Поехали»

С такой рискованной манерой вождения Андрей не сталкивался, кажется, никогда: таксист обгонял, подрезал, на полной скорости объезжал пробки, петляя по дворам. Это было вечером, при плохой видимости и неблагоприятных погодных условиях, и то, что экстремальная поездка не закончилась серьёзным ДТП,— настоящее чудо. Андрей сделал водителю замечание, однако тот его проигнорировал. Пассажира все-таки довез, но высадил в самый сугроб, и явно неслучайно.

Мужчина пришел домой и открыл официальный сайт агрегатора такси — с целью найти там более подробную информацию о не в меру лихом шофёре. Обнаружил список так называемых партнеров — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. А потом решил изучить реестр выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тульской области — в интернете отыскать его очень просто.

Злополучный водитель в списке нашёлся, его автомобиль тоже. Но разрешение на перевозку пассажиров оказалось просроченным: оно прекратило действовать в 2017 году.

Андрей, разумеется, в приложении своего смартфона поставил за поездку самую низкую оценку. Однако понизить рейтинг водителя ему показалось недостаточным: да, на этот раз он доставил своего пассажира целым и невредимым, но следующему клиенту может повезти меньше…

Только кому в таких случаях жаловаться? Агрегаторы такси — с юридической точки зрения — всего лишь сервисы по оказанию информационных услуг. Такие компании работают как посредники, фиксируя заказ на поездку и сообщая о нем водителям. То есть связывая потребителя и продавца услуг. Кто и в каком состоянии в данный момент сидит за рулём, а также и за качество работы этого человека они не отвечают.

— Андрей обратился к нам с жалобой и попросил разъяснить, может ли он предъявить претензию агрегатору,— комментирует главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Елена Осенкова.— В рамках действующего законодательства, к сожалению, это невозможно. Однако существует другой путь: необходимо направить в компанию письмо с требованием предоставить полную информацию о водителе, выступающем в качестве партнёра. И если услуга оказана некачественно, подавать иск в суд. Это может помочь, особенно в случаях, когда потребитель в результате понёс не только моральный, но и материальный ущерб…

Что говорит закон

Такие случаи на самом деле не так уж и редки. Недавно из-за недобросовестности водителя такси пострадала женщина и её больная дочь. Они должны были прибыть в назначенное время в столичную клинику на платную консультацию. Вызвали такси, чтобы успеть к электричке. Водитель подъехал к подъезду, а когда увидел, что из него выходит женщина с ребёнком, развернулся — и укатил. Заметим, что в заказе тулячка указала, что ей нужна машина с детским креслом. На электричку они опоздали…

Что же касается разрешений на перевозку пассажиров, Елена Осенкова провела надзорное мероприятие: через сайт того самого агрегатора три раза заказывала поездки, записывала марки и номера автомобилей, а затем искала их в реестре. Выяснилось, что ни на один из предоставленных автомобилей разрешения не выдавались.

Агрегаторы такси давно стали частью повседневной жизни туляков. Скажем честно: это действительно очень удобный сервис. Только деятельность его недостаточно отрегулирована российским законодательством. Попытки это сделать предпринимались неоднократно, но пока безуспешно. Остается надеяться, что это всё-таки произойдёт. К слову, на днях агрегаторы такси попали в зону внимания Федеральной антимонопольной службы.

Общероссийское движение «Сильная Россия» подало жалобу в ФАС с требованием проверить повышение цен на такси с 12 по 15 февраля, в дни, когда центр России буквально завалило снегом и движение в городах было затруднено, сообщила pravda.ru.

Случаи повышения цен были зафиксированы в Москве, Татарстане, Брянске, Туле, Рязани и Владимире. Жители этих городов пожаловались, что тарифы выросли в 3–5 раз. Отмечается, что операторы повысили цены одновременно и на одинаковые суммы — это и стало поводом обращения в ФАС…

Сколько-сколько граммов?

Внедрение современных технологий меняет структуру не только сферы услуг, но и торговли. Доля дистанционных продаж резко выросла за время пандемии и, по прогнозам специалистов, сокращаться уже не будет. К счастью, здесь российское законодательство работает чётко — и с высокой степенью лояльности к потребителю. На дистанционку, в частности, не распространяется запрет возврата в магазин ряда категорий товаров надлежащего качества — он работает только при торговле офлайн. Среди таких товаров — ювелирные украшения из драгоценных камней и металлов.

…Иван давно мечтал о золотой печатке с бриллиантом. На сайте одного из ювелирных магазинов выбрал подходящее кольцо и воспользовался акцией: при предоплате — скидка. Заплатил 18 900 рублей и стал ждать курьера. Тот прибыл в назначенный день и вручил Ивану коробочку. Мужчина открыл — вроде бы то самое кольцо. А когда курьер ушёл, стал изучать бирочку — и обнаружил, что указанный на ней вес золотого изделия почти на грамм меньше, чем было написано на сайте. Иван возмутился и написал претензию на адрес магазина с требованием поменять кольцо или вернуть ему разницу. Затем написал еще одну — решил вернуть кольцо обратно. Никакого ответа ни на первое письмо, ни на второе…

— Иван к нам обращался. Мы привлекли продавца к административной ответственности за обман потребителя, однако Иван хочет сдать кольцо, получить свои деньги плюс компенсацию морального вреда — и с этим настроен идти в суд. Имеет на это полное право,— отмечает главный специалист отдела по защите прав потребителей Любовь Чернова.— Кстати, магазин все-таки вернул Ивану разницу за вес изделия, однако он не намерен менять свои планы…

За ошибку платит продавец

И еще одно любопытное дело — также связанное с акциями и скидками. Алексей нашел на сайте одного из крупных сетевых магазинов, специализирующихся на торговле мобильными телефонами, рекламу акции: «Сдай старый телефон — купи новый!». Здесь же на сайте работала «считалка»: надо было вписать марку имеющегося старого телефона и срок его износа — чем он больше, тем выгоднее скидка. Алексей это сделал — и получил ответ: айфон ценой почти в 60 000 рублей он может приобрести всего за 24 900 рублей, в сообщении был даже указан адрес конкретного магазина, где это можно сделать. Молодой человек обрадовался — и отправился в магазин. А там очень удивились и сообщили, что таких скидок нет и не может быть никогда, на сайте, видимо, случился технический сбой. Правильно рассчитанная цена — 44 990 рублей и ни копейки меньше.

— Мы подали иск в суд в защиту потребителя. Продавец должен предоставить полную и достоверную информацию о цене товара и условиях его приобретения. Даже если информация оказалась ошибочной из-за технического сбоя на сайте, магазин обязан продать покупателю товар по цене, которая там была указана,— подчёркивает заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Ольга Елистратова.— Суд поддержал нашу позицию и обязал ответчика продать Алексею телефон по цене, которую рассчитала программа на сайте. А магазин тем временем должен проверить работу «считалки», чтобы она таких ошибок не повторяла. Это — его ответственность…

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама