Четверг 24 сентября

Учиться на безработного?

Назад

02 Февраля 2018 00:00

 16
Общество

Автор: подготовил Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: соцсети

Рособрнадзор обвинил вузы в размывании рынка труда: замруководителя ведомства Н. Наумова сказала, что экономистов и юристов выпускается в десять раз больше необходимого — за счёт коммерческого набора, хотя количество выделяемых на эти специальности бюджетных мест соответствует потребностям каждого региона. Как выбрать профессию, чтобы не остаться безработным? И почему экономические и юридические направления остаются одними из самых популярных даже в отсутствие спроса? Об этом «Молодой коммунар» спросил своих читателей и экспертов.

Александр Кирсанов, администратор ресторана:

— Я окончил политех по технической специальности, но всю сознательную жизнь работаю в общепите — так сложилось ещё со студенческих лет. Появился опыт, навыки, благодаря чему удалось продвинуться, именно поэтому я и остался тут. Но, конечно, как и все в любой профессии, жду дальнейших перспектив.

При этом я никогда не тяготился учебой по своей основной специальности — занимался не через силу, а вполне нормально, с пониманием дела. Но если бы пошёл работать по профессии, то пришлось бы начинать всё с нуля, а, как известно, новое и неизведанное отпугивает. Так что пока выбрал то, что более понятно.

Вероника, аудитор:

— В следующем году мой сын будет поступать в университет, и мы к выбору специальности подходим серьёзно. Главное, как мне кажется, чтобы ребёнка удовлетворяло то, чем он занимается, чему учится. Нам со всех сторон говорят — идите в инженеры, учите и сдавайте физику и математику. А зачем, если у человека к этому не лежит душа?

С другой стороны, я понимаю, что и на экономиста идти — не лучший вариант, без работы останешься. Значит, нужно искать что-то среднее, где-то между. Учиться, я считаю, нужно обязательно, пусть даже сын звёзд с неба не хватает, но если будет стараться и получать знания, то в жизни не пропадёт. Я сама по первому образованию инженер, потому что другого выбора не было. Успела поработать немного по специальности, но потом поняла, что меня интересует другое — спокойно переучилась и сейчас работаю с удовольствием.

Олег Сарычев, доцент кафедры философии:

— В определённые моменты жизни каждый из нас оказывается перед выбором. Пожалуй, впервые этот выбор нам предстоит сделать после окончания школы, и тут всё зависит от воспитания человека — выберет ли он профессию, которая будет его кормить, либо ту, что приносит удовлетворение. Нечасто две эти максимы сходятся.

Успокаивает то, что любой выбор сегодня — это не навсегда. В любой момент можно переучиться, освоить что-то новое, и, например, в первой половине дня зарабатывать деньги, а потом делать что-то для души. О себе могу сказать, что я преподаю и занимаюсь сугубо гуманитарной наукой для души. Зарабатывать деньги для нормального существования помогает другая профессия, кстати, экономическая, которую я дополнительно осваивал и продолжаю это делать.

Сейчас, как мне кажется, в образование приходит правильный подход — обучение по магистральным направлениям. Из человека в университете уже не делают узкого специалиста, а дают наиболее общие знания в определённой области, после чего он, уже будучи более взрослым, чем одиннадцатиклассник, принимает решение, куда ему двигаться, и осваивает конкретную выбранную программу в течение более короткого периода на основе базы, которая уже есть за плечами.

Ольга, заместитель генерального директора:

— Весь мой опыт показывает, что от выбранной конкретной специальности мало что зависит. Поступая в университет, я хотела быть то программистом, то дизайнером, то математиком. В итоге окончила мехмат, но где-то в середине обучения заинтересовалась рекламой и пошла по этому пути.

Я сама выбрала свою работу, она — огромная часть жизни, которой я довольна. Конечно, это совсем не по специальности, но и сказать, что образование мне не пригодилось, нельзя. Мне всегда помогало умение считать и анализировать. Я достаточно свободно могу и систематизировать базу клиентов, и вести учёт в Excel, и, сопоставив множество данных, заметить что-то интересное из них.

Сейчас я не только занимаюсь маркетингом в новой компании, но фактически руковожу ею, и именно сейчас начинаю понимать, что образование мне помогает, так что лишних знаний не бывает. Главное — чтобы знания, а не просто «корочка», действительно были.

Дмитрий, звукорежиссёр:

— Мне кажется, мой пример — классический. В университет я поступал, чтобы не пойти в армию. Выбрал программирование, техническую специальность, хотя и понимал, что хочу заниматься творчеством. В итоге всё получилось хорошо: я нашёл нечто среднее, ведь звукорежиссура — это как раз объединение творчества и технической части. До этого не сразу доходишь, но сейчас я счастлив. Ещё и вокалом занимаюсь.

Ольга Заславская, доктор педагогических наук:

— Популярность экономических и юридических специальностей — это наследие советского прошлого, в котором они считались элитарными. Учиться на соответствующих факультетах было уделом избранных — почти как на дипломата или врача. Есть и объективная причина: в новых экономических условиях потребность в таких специалистах резко увеличилась, поэтому стали открываться новые направления в вузах и собственно новые вузы.

Сейчас стало очевидным, что с экономистами и юристами у нас перебор, однако флёр значимости этих профессий всё ещё сохраняется, поэтому они очень популярны у абитуриентов. Я думаю, пройдёт ещё какое-то время — и рынок всё отрегулирует.

Что касается мнения о том, что гуманитарное образование легче технического, то это, безусловно, миф. Очень поверхностное представление. Ведь гуманитарные науки, в том числе юридические, да и экономические, изучают самое сложное из когда-либо созданного — человека. Ни один механизм, ни одна машина не может быть сложнее. Другое дело, что антураж гуманитарных наук не связан с цифрами и формулами, поэтому они и кажутся проще. Говорят, для гуманитария главное, чтобы «язык был подвешен», но он должен быть подвешен к чему-то. Гуманитарные науки непросты в освоении, считать иначе — невежество.


Наши партнеры
Реклама