Семья по имени КБП

Назад

24 августа 2018 00:00

 0
Экономика

Автор: Тамара ГОЛОВИНА

Фото: предоставлены АО "КБП"

Егору Маликову всего 20 лет. Чуть больше года назад он, закончив машиностроительный колледж в Туле, пришел работать в АО «Конструкторское бюро приборостроения имени академика А. Г. Шипунова». Подтолкнуло парня к такому выбору прохождение учебной практики в одном из производственных подразделений предприятия. Егору понравились современные оснащенные цеха, новое многофункциональное оборудование с числовым программным управлением, но более всего — работа специалистов, собранных, ответственных, профессиональных.

— Расположило и неравнодушное, участливое отношение к нам, практикантам, в которых здесь видели не помеху трудовому процессу, а будущих работников,— говорит Егор Маликов.— От молодежи не отмахивались, а, напротив, проявляли в ней заинтересованность как в потенциальном пополнении, поэтому доходчиво и терпеливо занимались с учащимися колледжа…

Но поработать в пришедшемся по душе коллективе Егору довелось всего один день. Повестка из военкомата известила о его призыве на службу в город Козельск Калужской области, в ракетные войска стратегического назначения.

Быть достойным КБП

Вернувшись из армии, он решил продолжить постигать рабочую науку в КБП. И вот уже полтора месяца поэтапно осваивает правила техники безопасности и трудового распорядка, умение читать чертежи и вносить необходимые данные в программы. Изу — чает технические характеристики и правила безопасной эксплуатации оборудования и параметры режущего инструмента… Делает это под опекой опытнейших наставников — операторов станков с ЧПУ. Почему наставников? Дело в том, что взялся за его обучение Андрей Юрьевич Луканин, но в связи с уходом в отпуск он попросил помочь в передаче Егору необходимых навыков и опыта своего коллегу Виктора Сергеевича Шадского. По мнению Егора, оба его наставника относятся к нему как строгие, но добрые и терпеливые родители, которые хотят для своего ребенка счастливого будущего. Понятно, что оно вряд ли состоится без интересного, любимого дела, которому служишь профессионально и в котором хочется совершенствоваться.

— Виктор Сергеевич подробно объясняет и демонстрирует мне, как нужно работать с чертежами, какие параметры следует закладывать в программу, указывает на ошибки и подсказывает, как их исправлять. Нередко не отходит от меня, пока я выполняю его задание, если оно непростое,— рассказывает Е. Маликов.— А еще мы разговариваем на близкие мне темы, наставник по-отечески советует не только повышать квалификацию и активно готовиться к экзамену на присвоение разряда, но и совершенствовать свои знания, поступать в вуз. Я думаю, он прав: КБП — это гордость Тулы, страны, и его специалисты должны соответствовать его лидерским позициям в ОПК. Причем не только разработчики современных видов оружия, но и рабочие, многие из которых имеют высшее техническое образование. Но пока у меня задача № 1 — подготовиться к сдаче экзамена на получение разряда. Я стараюсь…

К подбору, расстановке и обучению кадров в АО «КБП» отношение особое. Эффективная кадровая политика во многом определяет успешное развитие предприятия, опирающегося на талантливых разработчиков, профессиональных рабочих, исследователей… Этому аспекту огромное значение придавал А. Г. Шипунов, чье имя сегодня носит КБП. По его инициативе были организованы учебный центр, отвечающий за повышение квалификации рабочих и профессионального уровня инженеров, а также — кафедра Тульского государственного университета… Особое место в совершенствовании знаний и умений и приобретении нового опыта занимают конкурсы рабочего мастерства.

Традиции сохраняются и прирастают новыми. Иначе в решении кадровых вопросов нельзя, поскольку специалисты КБП обязаны отвечать серьезным требованиям к решению высокотехнологичных задач, ставящихся перед предприятием государством, холдингом «Высокоточные комплексы» (госкорпорация «Ростех»). Прогрессивная кадровая политика прочно вписана в систему глобальных пре — образований по всем определяющим будущее КБП векторам — техническим, технологическим, управленческим, социальным…

Б. Клевенков о тактике и стратегии

Прошлым летом мы рассказывали о масштабном техническом переоснащении производств, ориентированных прежде всего на изготовление опытных образцов. Собственно, роль КБП — традиционна в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Серийное производство было организовано из-за необходимости в условиях нестабильного в 90-х годах российского рынка сохранить предприятие и кадры, иметь заказы. В наши дни серийные производства поэтапно переводятся в АО «Щегловский вал» и смежникам. Год назад в КБП высокотехнологичным оборудованием с ЧПУ был оснащен вновь возведенный механообрабатывающий корпус-1 (МОК-1), теперь по новейшим технологиям работают уже два современных цеха — МОК-1 и МОК-2.

Рассказывает директор по производству АО «КБП» Б. З. КЛЕВЕНКОВ:

— Стратегическая линия развития предприятия включает два главных направления — разработку и изготовление опытных образцов с последующими испытаниями. Производство обязано в нужные сроки изготовить высококачественные вначале макетные, затем опытные образцы, а на этапе постановки на производство первых серийных изделий по всей тематике предприятия. А также провести необходимые испытания как лабораторно-стендовые, так и натурные. Дальше дело за АО «Щегловский вал» и смежниками — прежде всего тульскими предприятиями, входящими в холдинг «Высокоточные комплексы»…

— Требования к работе ужесточаются, задачи усложняются, значит, их решения нуждаются в новых подходах и, конечно, высокопрофессиональных, способных к усвоению новых знаний и навыков специалистах. Поделитесь, каким образом удается спорить со временем и побеждать в споре?

— Тут играет роль совокупность факторов. Внедрение продуманных эффективных технологий (современное оборудование позволяет это делать) способствует росту производительности труда и увеличению объемов выпуска продукции. Но, понятно, самое продвинутое оборудование без специалистов соответствующего уровня задач не решит. Поэтому в КБП огромное значение придают развитию системы подготовки и закреплению персонала. Разработаны прогрессивные программы взаимодействия с ссузами и вузами, системы подготовки кадров. В них включены учебный центр АО «КБП», курсы повышения квалификации, участие в различного рода конкурсах, например рабочего мастерства, выставках… Для нас, производственников, наиболее значимо наставничество — во все времена беспроигрышная форма подготовки кадров. Опытные, знающие, преданные КБП сотрудники берут на себя обязательства по подготовке специалистов, нужных предприятию. Дело непростое, ответственное и важное.

Кадровый потенциал пополняется и за счет продуктивного сотрудничества с колледжами. Этой практике не менее десятка лет, в КБП утверждена программа, согласованная с учебными заведениями, по организации учебных практик, по повышению квалификации преподавателей и изучению ими нового оборудования для того, чтобы готовить специалистов, ориентированных на специфику нашего производства.

— Ежегодно,— продолжает Борис Зиновьевич,— представители КБП входят в комиссию по приему госэкзаменов, это позволяет оценить знания выпускников и дает возможность приглашать на работу лучших. Но и таких учим и наставляем. И конечно, совершенствованию мастерства содействуют конкурсы. Специалисты, доказавшие, что они лучшие в профессии, будь то операторы станков с ЧПУ, станочники-универсалы или слесари, монтажники, сварщики,— все, занявшие призовые места, морально и материально поощряются. Причем существуют возрастные категории. К примеру, «Лучший токарь» и «Лучший молодой токарь». Случается, что молодые опережают по качеству работы опытных и возрастных рабочих. Два года назад такое было продемонстрировано наглядно. Ученик обошел своего наставника на всероссийском конкурсе рабочих профессий. Наши операторы станков с ЧПУ токарной группы поделили призовые места, но первым был 25-летний Андрей Швыдков, справившийся со сложным заданием быстрее и качественнее других конкурсантов. Более опытный специалист, наставник Вячеслав Альбинович Серебряков, стал на российском конкурсе вторым.

Вообще специалисты КБП без призовых мест не остаются ни в одном соревновании. Правда, в последнее время почему-то нет областных конкурсов рабочего мастерства. Считаю это минусом для всех тульских предприятий, поскольку это не просто состязание, а еще и возможность обмена опытом, технологиями, знаниями…

— Насколько мне известно, ваши специалисты, бывает, направляются работать на те тульские предприятия, которые освоили выпуск узлов и комплектующих для изделий АО «КБП». Также есть опыт подготовки в учебном центре КБП кадров для смежников…

— Это необходимо для общей работы в рамках требований, предъявляемых к изделиям АО «КБП». В последнее время они ужесточаются, появляются новые ответственные задачи — и спрос с исполнителей высок.

— Насколько усложняет работу необходимость проведения диверсификации производства и как к такому повороту готовятся кадры?

— На предприятии велась довольно-таки успешная работа по созданию линейки продукции гражданского и двойного назначения. В первую голову — медицинского направления. Сегодня она сохраняется в очень незначительных объемах, рассматриваются варианты модернизации существующих разработок лазерных, терапевтических, хирургических аппаратов и возможности проектирования новых наукоемких изделий, способных вписаться в технологии КБП. Коллектив, если он творческий, высокопрофессиональный, с современными знаниями, способен к решению новых задач. На том стоим!

О часах с кукушкой и разноцветных шариках

В чем причина такой высокой уверенности в больших возможностях трудового коллектива, хорошо понимает и А. А. Старухин, главный инженер производства АО «КБП», председатель экзаменационной комиссии по повышению квалификации рабочих.

— Новый виток в развитии оборудования диктует необходимость совершенствовать технологии и наши знания. В этом году мы внедрили магнитно-импульсную штамповку и теперь можем не зависеть в изготовлении ряда современных изделий от смежников. Постоянно идем вперед и учим новому кад — ры,— говорит Анатолий Александрович.— На предприятии разработан ряд положений, которые способствуют повышению квалификации специалистов, закреплению их на предприятии. Например, это положения о наставничестве, о молодом рабочем…

— Молодой рабочий. Что это значит?

— Прежде всего это возрастной ценз, определяющий высшую границу 25-ю годами, а еще — условие, требующее, чтобы человек до АО «КБП» нигде не работал. То есть молодые люди приходят к нам или после учебы, или после службы в армии. И начинают входить в специальность практически с нуля.

— А что касается ИТР?

— Здесь действует статус молодого инженера. Но вернемся к производству. Рабочий может быть в статусе молодого, согласно положению, не более двух лет. За это время, но, как правило, за гораздо более сжатые сроки желающие приобрести нужную им и предприятию профессию получают, скажу так, стартовый третий разряд. Насколько скоро его можно повысить, будет зависеть от старания и отношения к делу рабочего. Практика показывает, что у подготовленных сотрудников с помощью опытных, высококвалифицированных наставников, имеющих 5-й или даже 6-й разряд, процесс профессионального роста идет довольно быстро. В КБП стремление совершенствовать профессионализм, полезные инициативы приветствуются…

— И как осуществляется наставничество?

— Несколько лет назад я был в Германии, изучал оборудование, знакомился с новыми технологиями — словом, повышал квалификацию. И пока находился в этом процессе, увидел, как мне показалось, удивительные методы обучения специалистов. По форме, а по сути они мало чем отличались от практикуемых в советские годы, когда даже в школах, а не только в ПТУ, техникумах и вузах, будущих технарей учили слесарить, токарить, осваивать азы мастерства. Сегодня этого, к сожалению, нет. А в Германии в одном из учебных заведений каждый ученик собирает из сделанных своими руками деталей на различном оборудовании часы с кукушкой, которые родители юных мастеров могут выкупить и оценить качество работы отпрыска. Такая мотивация стимулирует повышение ответственности, трудолюбие, отработку навыков.

Этого же мы добиваемся от наших молодых рабочих. Вообще стимулы имеют большое значение в воспитании специалистов, в их числе — и соревновательные. Например, опять-таки своими глазами видел такую нестандартную производственную картинку в Китае: на разных рабочих местах были установлены (где-то их вовсе не наблюдалось) прозрачные цилиндры с разноуровневым наполнением разноцветными пластмассовыми шариками. Желтыми, зелеными, синими, красными… Красота! Оказалось, шарик — это своего рода поощрение за какое-либо достижение в труде — например, высокую выработку или рацпредложение. И чем их больше в цилиндре, тем сильнее его обладатель вызывает у коллег желание догнать и перегнать его по показателям в работе. А у нас роль цилиндрика с шариками в какой-то степени выполняет наставник. Если он считает, что его воспитанник готов к самостоятельной работе, достаточно подкован, то обращается в квалификационную комиссию по повышению разряда рабочим с соответствующей характеристикой. И если молодой рабочий справляется с испытанием, то ему присваивается третий разряд. Ежегодно принимаем экзамены примерно у 30 человек…

— А случалось, что экзамен заваливали?

— За последние пять лет было не более трех примеров. То есть наставники свое дело знают. Они — люди, состоявшиеся в профессии, опытные и ответственные, дают письменное согласие быть наставником и за подопечного переживают. Пока не убедятся, что за воспитанника не придется краснеть, к экзамену его не допускают, характеристику не дают. Времени, внимания отдают молодым рабочим много. Их энтузиазм и терпение поощряются 15-процентной надбавкой к заработной плате за одного обучаемого и 20-процентной — за двух. У некоторых профессионалов стаж наставника насчитывает десять и более лет. Работают они с молодыми рабочими по планам, которые сами составляют с учетом специфики обучения и утверждают у руководителей подразделений. А еще наставники должны быть не только хорошими специалистами, но и обладать изрядным терпением, требовательностью в сочетании с умением находить подходы к обучаемому… Часто из последних тоже через какое-то время получаются хорошие учителя. Например, Сергей Волков, которому 25 лет, уже имеет 5-й разряд и сам стал наставником.

— Да, непросто быть наставником. Это же большая наука — уметь работать с людьми, их этому кто учит?

— Они вам сами расскажут. Например, наставник с большим стажем, очень опытный станочник Александр Сергеевич Тихонов. Ему 65 лет, он работает оператором станка с ЧПУ и готовит хороших рабочих. Или Игорь Жуков, слесарь механосборочных работ в МОК-1. Его воспитанники успешно участвуют в конкурсах рабочего мастерства. Впрочем, он и сам никогда не остается без призового — первого или второго — места, и это несмотря на то, что программы задаются каждый раз новые. Или взять Виктора Сергеевича Шадского, который недавно награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Кстати, он сейчас наставник сразу у двух молодых рабочих…

Как к своим детям

С одним из воспитанников В. Шадского мы уже знакомы. Это Е. Маликов, который в начале нашего повествования рассказал, как поэтапно с помощью наставников осваивает азы рабочего мастерства.

В день нашего знакомства с В. Шадским, 16 августа, исполнилось ровно 30 лет, как он пришел работать в КБП после окончания СПТУ № 7 по специальности «Наладчик станков с ЧПУ» и службы в армии. А как было не прийти, если он получил письмо из КБП с приглашением на работу: проходил на предприятии практику, проявил себя хорошо — его запомнили и позвали. Разве можно было не оправдать доверия! Тем более что в коллективе его приняли тепло, поддерживали, помогали стать высококвалифицированным специалистом. Как теперь он помогает своим ученикам. Их у Шадского немало. Как и у его друга и коллеги Андрея Юрьевича Луканина, с которым они вместе выводят в квалифицированные рабочие двадцатилетнего Егора Маликова.

Например, Сергей Витальевич Анциферов, который уже давно вышел из возраста молодого рабочего (ему 45 лет) и сам имеет высокий пятый разряд, считает, что знаниями и умениями обязан Луканину и Шадскому, которые сумели найти к нему в 90-х годах подход, помогли адаптироваться в коллективе. Сергей Витальевич давно уже и сам наставник, его ученики, например Игорь Дворяников, успешно работают. Вот так по цепочке передаются опыт, мастерство, наука коммуникабельности. Так нарабатываются практики наставничества…

Сейчас, помимо Егора Маликова, Шадский наставник еще и у Владислава Митина, который за год обучения уже набрался опыта и сумел это доказать на деле — сдал квалификационный экзамен и получил третий разряд.

— Молодые рабочие, несмотря на не слишком хорошую сегодня, на мой взгляд, подготовку в школе и колледже, старательно с нашей помощью восполняют пробелы в знаниях. К тому же они дисциплинированны, без вредных привычек, хотят работать в КБП,— хвалит молодежь Виктор Сергеевич.— И правильно делают! Мы гордимся своим предприятием, а наш коллектив — это сплоченная команда. Недавно я отмечал юбилей, 50 лет, и всех своих коллег с женами пригласил. Это близкие мне, родные люди, сплоченные одним делом, нужным КБП, России. Большая семья. И отношение к тем, кто в нее готов влиться, к молодым рабочим у нас как к своим детям. Мой сын Дмитрий тоже прошел школу наставничества после окончания вуза под моим руководством. Сейчас работает оператором на станке с ЧПУ, имеет четвертый разряд. Создаем новую трудовую династию!

Сегодняшние молодые рабочие, мои ученики, уверен, вскоре достигнут таких же результатов. С нашей помощью. И пойдут дальше. Как мой сменщик, а теперь напарник Сергей Анциферов, в качественной работе которого я уверен на все 100 процентов. По-другому в АО «КБП», давно ставшем для нас родным домом, быть не может…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных