Суббота 19 сентября

От забора до абсурдa

Назад

07 Августа 2018 00:00

 0
Город Т.

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА и из почты "Молодого коммунара"

Не так давно в Советском округе Тулы начали устанавливать металлические ограждения на перекрёстках. Невысокие заборы из нержавейки располагаются прямо на тротуарах.

Не хочется, а надо…

В редакцию «Молодого коммунара» наш читатель Дмитрий Ж. прислал фотографии того, как проводятся эти работы на некоторых улицах. На ул. Перовской, к примеру, забором перегородили выход на пешеходный переход, а рядом перекрыли дорожку, выложенную плиткой — теперь от парковки до пешеходного перехода нужно идти вдоль дороги около 50 метров. На ул. Л. Толстого ограждения вбили на расстоянии 30 сантиметров от бордюров, сузив и без того неширокую пешеходную дорожку.

— Теперь на этом тротуаре двум детским коляскам не разъехаться, непросто придется и людям с ограниченной мобильностью,— сетует читатель.— А на перекрёстке ул. Свободы и ул. Каминского при мне чуть не сбили ребёнка, потому что из-за забора стало плохо видно пешеходный переход. Помимо этого, при установке ограждений уродуют свежий асфальт и плитку! Заборы — это пережиток, не должно их быть в городе! Новая набережная — отличный этому пример! А так из красивого района города устраивают что-то вроде кладбища в загородках! …

Орудуют рабочие бойко, успевая за день установить несколько секций, в чём убедился автор этих строк. Сначала делают дырки в асфальте, затем ставят секцию ограждения, после чего бетонируют.

— Нержавейка,— ответили мне на вопрос, из чего же сооружён не производящий впечатления основательного, а прямо скажем, весьма хлипкий забор. Это вам не литые решётки, которыми раньше были огорожены улицы и которые теперь как пережиток благоустройства удалены.

В администрации Тулы на жалобы реагируют однозначно: всё делается строго по закону.

— Я сам являюсь противником тотального «озаборивания», но в данном случае мы исполняем предписанное: в соответствии с законом, все перекрёстки, расположенные рядом с образовательными организациями, должны быть огорожены на 50 метров в каждую сторону. Это делается, чтобы избежать выбегания детей на проезжую часть и вывести их на регулируемый перекрёсток,— прокомментировал глава городской администрации Евгений Авилов.

По его словам, работы проводятся в соответствии с ГОСТом, а проблемные вопросы устраняются в рабочем порядке. Так, что касается выложенной плиткой дорожки, которую перекрыли, то она вела не к пешеходному переходу, а на проезжую часть. Плитку оттуда решено убрать и сделать на этом месте газон. Обратите внимание: о том, чтобы сделать на дороге пешеходный переход, речи не идёт.

— Что касается ширины тротуара, то мы её будем замерять и смотреть на соответствие нормативам «Доступной среды», потому что тротуары должны быть достаточно широкими,— продолжает Авилов.— Приёмка смонтированных ограждений будет осуществляться совместно с сотрудниками ГИБДД. Если где-то допущен отход от нормативов, подрядчик будет приводить всё в соответствие за свой счёт…

Одновременно, как пояснили в городском управлении по транспорту и дорожному хозяйству, на перекрёстках рядом со школами наносится разметка и устанавливаются предупреждающие светофоры с мигающим жёлтым светом. В этом году всё это будет сделано у 16 центров образования в Советском округе — из муниципального бюджета выделено почти 10 млн руб.

В планах на следующий год — «озаборивание» Центрального района, причём более масштабное, на него заложили более 16 млн руб.

Переходы. Где положено или где удобно?

Ситуацией с установкой ограждений на городских улицах уже озаботились в региональном отделении Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). Ведь любое препятствие становится огромной проблемой для маломобильного человека.

— Если забор нужен, чтобы обеспечить безопасность детей, я не против, но ведь думать нужно обо всех гражданах,— говорит председатель тульского отделения ВОИ Алла Новикова.— Маломобильные категории — это не только инвалиды-колясочники, но и пожилые люди с больными суставами, бабушки-дедушки с палочками, дети с ДЦП, люди на костылях, мамы с колясками, да просто, если человек везёт сумку на колёсах, для него любое препятствие, будь то забор или даже бордюр, становится преградой. Ограждение не должно быть тотальным — нужно предусматривать разрывы и пешеходные переходы, их должно быть больше, а не только на больших перекрёстках. Дорожки, которые прокладывают сами люди, берутся не просто так — значит, так удобнее ходить, и надо думать не о том, как эти дорожки уничтожить, а как сделать их удобными и безопасными…

Приспособленность и удобство любого объекта в Туле для инвалидов — обязательный пункт в программе благоустройства. Необходимые требования прописаны в СНиПах и закреплены положениями программы «Доступная среда». Ремонт тротуаров, благоустройство дворов, организация скверов — всюду должны быть учтены интересы маломобильных категорий граждан.

— Здоровые люди не всегда понимают, зачем это нужно, но когда они сами сталкиваются с проблемой — с той же детской коляской или велосипедом, то до них доходит. И если двор сделан правильно, все это ценят,— продолжает А. Новикова.— К сожалению, не на всё хватает денег. Например, при ремонте дворов хотелось бы сначала видеть проект благоустройства, но этого не делается, а представляется лишь готовая смета. И хорошо, если всё сделано правильно. Но так бывает не всегда. Представителей общества инвалидов приглашают на приёмку дворов, просят, чтобы мы одобрили и поставили подпись. Скажу честно, порой мне бывает стыдно это делать, и я просто ухожу…

Об эстетике и здравом смысле

В коллекции тульского урбаниста Михаила Малашенко примеров бездарного благоустройства немало.

— Достаточно выйти на любую улицу, чтобы найти ошибки,— считает Малашенко.— Про заборы даже говорить не хочется, в благоустройстве — это архаика и пережиток, причём в любом виде. Что касается тротуаров, то редко где заметишь правильно установленные бордюры, то есть с понижением. На ул. Революции, например, напротив отделения полиции поперёк дороги положен огромный бордюрный блок, через который никакая мама с коляской не переедет…

Арт-объекты, которых в Туле появилось немало, оживляют облик города, но их размещение должно подчиняться архитектурным правилам, где каждый элемент несёт смысловую нагрузку. В противном случае это выглядит нелепо.

— Безвкусные пластиковые смайлики на перекрёстке Первомайской и Фрунзе, кажется, появились там, чтобы просто чем-то занять это место,— рассуждает урбанист.— А наш парк арт-объектами так просто завален! От пёстрого разноцветия рябит в глазах, они уже не воспринимаются, не несут никакой смысловой нагрузки. А ведь среди них есть вполне интересные вещи…

Михаил Малашенко обращает внимание и на чисто практические аспекты благоустройства. Например, на те же заборы, отстоящие от края тротуара на несколько десятков сантиметров. Что будет с этим пространством зимой? Его завалит снегом, который техника просто не сможет убрать. Или повредит ограждение ввиду упомянутой хлипкости конструкции.

— Сейчас эту работу завершат и отчитаются: сделано столько-то. А на дырки в асфальте, на строительный мусор вокруг, на повреждённые газоны, на которые сваливали щебёнку, никто не обратит внимания. А жаль…

Наши партнеры
Реклама