Когда лестница лучше лифта

Назад

03 августа 2018 00:00

 0
Общество

Автор: Тамара ГОЛОВИНА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА, из архива «Молодого коммунара» и из соцсетей

Одними из самых уважаемых специалистов в нашей стране всегда считаются железнодорожники. Сеть железных дорог сравнивают с кровеносной системой России, экономическая значимость которой огромна, а масштабность грузовых и пассажирских перевозок в разы опережает возможности любых других видов транспорта. Важность железнодорожной сети диктует жесточайшие требования к безопасности движения, которую обязана обеспечить безупречная трудовая дисциплина в сочетании с внедрением передовых технологий. Они нацелены на современные скорости, комфорт, высокую культуру предоставления услуг…

— Часто желающие усилить акценты в описании высокой ответственности где-либо говорят: дисциплина и порядок, как в армии,— рассуждает заместитель начальника МЖД по территориальному управлению заслуженный работник транспорта РФ А. Ф. Потапенко.— Так вот, считаю, что у железнодорожников дисциплина жестче, чем в элитных войсках. Люди, выбравшие местом работы железную дорогу, это понимают, как и то, что они в своем деле обязаны быть профессионалами высокого класса. Без глубоких современных знаний, наработки опыта и навыков, чувства локтя и огромной ответственности за порученное дело, а также стремления специалистов к развитию нельзя состояться в профессии. А целеустремленным людям железная дорога семафорит зеленым — как в росте квалификации, так и карьеры…

100 и 7000

Александр Федорович рассказывает об особых подходах к подготовке специалистов-железнодорожников в соответствии с добрыми традициями, наработанными десятилетиями в своего рода государстве в государстве. Особые правила, требования, подходы — с ними будущие железнодорожники знакомятся в Тульском железнодорожном техникуме им. Б. Ф. Сафонова, который имеет подразделения в Туле и Узловой, и в Узловском железнодорожном техникуме — филиале Санкт-Петербургского института инженеров железнодорожного транспорта.

Узловая, пожалуй, самый железнодорожный город в Тульском регионе. В его локомотивном депо получили путевку в жизнь многие специалисты, а некоторые смогли сделать блестящую карьеру в отрасли. Ссузы готовят машинистов локомотивов, специалистов — механиков автоматики и систем блокировки, путейцев и даже экономистов, востребованных в системе РЖД.

— Ежегодно на железную дорогу в Тульском регионе приходят около 100 молодых специалистов, идет обновление коллектива, в котором работают порядка 7000 человек,— говорит А. Потапенко.

— Это стихийный процесс или вы принимаете участие в его регулировании?

— Многих выпускников мы оцениваем во время учебных практик, которые студенты проходят в подразделениях железной дороги, а также по ответам на выпускных экзаменах: в составе комиссий есть наши специалисты. А еще — по участию сафоновцев в общественно-политических акциях и мероприятиях. Например, 9 мая студенты с железнодорожниками едут к ветеранам на Поезде памяти, вместе организуют праздники — День железнодорожника, День знаний. Особое отношение к тем, кто отлично учится и имеет активную гражданскую позицию,— для такой молодежи установлены целевые стипендии МЖД и РЖД…

— А как работает система наставничества?

— Продуктивно. В зависимости от профессии молодые специалисты проходят стажировку, которая может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Наиболее долго нужно нарабатывать навыки машиниста, и тут знания, рабочие приемы водителей поездов с большим опытом очень нужны начинающим специалистам. Наставничество — та опора, которая позволяет встать на ноги начинающим свой путь в профессию. Наставники служат примером и в профессии, и в желании расти квалификационно и по службе.

Кстати… Если уж говорить о подборе кадров со школьной скамьи, о билете в будущее, то следует вспомнить о детской железной дороге. Детвора из Тулы, Новомосковска, Узловой, Донского вначале в игровой форме, а затем и всерьез охотно осваивает науку в управлении поездом. С 1 сентября ребята изучают теорию, а летом проходят под контролем опытных машинистов-наставников практику. Ежегодно на детской железной дороге обучаются 1200 детей, 70–80 из них в дальнейшем выбирают профессию железнодорожника. Они — потенциальный резерв, мы ждем их на работу, и чаще всего они наши ожидания оправдывают…

Испытано на себе

Одно только не приветствует А. Ф. Потапенко, да и всем железнодорожникам, дорожащим своим делом и гордящимся профессией, отношение к работе как к скоростному лифту точно не по душе.

— Бывает, приходит новенький — и первым делом при собеседовании речь заводит не о предстоящем деле, не о коллективе, не об обязанностях, а об уровне заработной платы, о должностном росте, — поясняет Александр Федорович свою позицию. — А ведь по большому счету еще ничего толком и делать-то не умеет. Как правило, из таких «высотников» по запросам толку мало. У нас есть хорошие перспективы кадрового роста, но идет он поэтапно. И тот, кто это понимает, непременно состоится и как хороший специалист, а при желании — и как талантливый организатор и руководитель. Ведь если тебя по каким-то причинам быстро и резко карьерно поднимут, словно на лифте, то так же резко — и подобное бывает достаточно часто — происходит падение. А вот те, кто идет к цели по ступеням, глубоко вникая в профессию и набирая солидный организационный опыт, в деле точно состоятся. Такой путь куда как надежнее, стабильнее, к тому же он уважаем людьми…

Потапенко знает, о чем говорит. Сам постигал тонкости дела в разных ипостасях. А начинал Александр Федорович после окончания в 1980 году Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта бригадиром, затем мастером и инженером в вагонном депо Льгова (Курская область). Инициативного, работящего специалиста заметили — и А. Потапенко комсомольцы избирают вначале вторым, а следом и первым секретарем Льговского райкома ВЛКСМ. 

Комсомольская школа умела готовить лидеров, давала путевку в жизнь целеустремленным и преданным делу людям. Потапенко — яркий тому пример. Он сочетал работу на производстве с общественной. В должности начальника вагонного депо Льгова он входит в состав бюро Льговского РК КПСС, а в 1993 году избиратели проголосовали за него на выборах в Государственную Думу первого созыва, а затем — и второго. С 2001 года А. Потапенко работает заместителем начальника Орловско-Курского отделения МЖД, затем — первым заместителем начальника Московско-Рязанского отделения столичной магистрали. С 2008 года он руководит Тульским регионом МЖД. Ответственность огромная, сложные задачи, которые постоянно подбрасывает жизнь, и любые экономические проблемы в стране, как лакмусовая бумажка отражающиеся на состоянии дел железной дороги, невзирая на обстоятельства, следует решать грамотно и в строго определенные сроки. Чаще всего — за счет внутренних резервов, ужесточения требований к сотрудникам, улучшения обслуживания пассажиров, проведения мероприятий по эффективному повышению комфортности перевозок, культуры обслуживания, сдерживания цен на услуги… Всё это можно осуществить только при наличии слаженной, грамотной, работающей на единую цель ответственной команды. И она, к счастью, есть!

Две записи — две вехи трудового пути

— Коллектив у нас заслуживает самых добрых слов,— говорит А. Ф. Потапенко.— В нем работают специалисты высокой квалификации. Самый высокий разряд — восьмой, но подавляющее большинство работников имеют пятый, шестой. Главное требование — к безопасности движения. Железнодорожники, входящие в группы риска, проходят специальное обучение. А в целом — для всех работников обязательны курсы повышения квалификации, на которых каждый сотрудник обязательно учится раз в два года.

Проводится аттестация специалистов, в том числе — на повышение разряда. Высокий уровень работников — для нас главное. Как и забота о людях. В рамках коллективного договора обеспечивается достойная социальная поддержка работников, действует система льгот, в том числе на проезд в железнодорожном транспорте, оплату путевок в дома отдыха и санатории. Железнодорожники имеют право на бесплатные медицинское обслуживание и проезд в пригородных поездах.

Мы действенно поддерживаем наших ветеранов, стремимся поощрять тех, кто занимается физкультурой и спортом,— им профсоюзная организация помогает приобретать абонементы в спортивные комплексы и залы, в бассейн. Уважение к человеку труда, достойная заработная плата, хороший социальный пакет в сочетании с привязанностью к делу, коллективу, традициям способствует тому, что на железной дороге много династий: бывает, здесь работают семьями. И, как правило, наша система не терпит летунов. У железнодорожников в подавляющем большинстве в трудовой книжке всего две записи: первая — «принят на работу», вторая — «уволен в связи с уходом на пенсию»…

И это говорит о многом, если не обо всем…

За наставничество — спасибо!

Примеров успешного восхождения по служебной лестнице в системе железной дороги немало. Чаще всего люди, достигшие большого профессионального мастерства и управленческих высот, начинали свою трудовую биографию, в зависимости от базового образования, или рабочими, или бригадирами, или мастерами. Например, Игорь Алексеевич Волохов, сегодня заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов МЖД, начинал монтёром пути на станции Узловая-2. Работал и параллельно учился в заочном институте железнодорожного транспорта. И, как человек ответственный, трудолюбивый, вдумчивый, умелый да к тому же инициативный, Игорь Волохов, опираясь на опыт наставников, быстро стал расти и как специалист, и по службе. Бригадир, мастер, начальник участка, заместитель начальника и начальник дистанции пути. И вот его, как человека знающего и опытного, назначают главным ревизором Тульского отделения МЖД, на которой он себя отлично зарекомендовал. Сегодняшняя столичная высокая должность — логическое продолжение трудовой судьбы И. Волохова.

— Наставники у меня были хорошие,— делает вывод о своей успешной карьере Игорь Алексеевич.— Это С. А. Вязанкин, который возглавлял Тульское отделение МЖД, а сейчас — главный инженер Московской железной дороги, он многому меня научил и в выстраивании отношений с членами коллектива, и в подходах к делу. С большой признательностью вспоминаю своего наставника в Узловой — Р. У. Абидова. Да и сам я уже давно наставник и горжусь своими учениками, особенно, например, путейцем О. Н. Шалимовым, ревизором Ю. В. Гниломедовым… Они умеют работать на опережение и предупреждение, вовремя выявляют недочеты — и это главное на железной дороге…

Именно такого принципа придерживаются все железнодорожники, преданные делу, вросшие в профессию, знающие ее специфику досконально и чтущие традиции. Недаром у железнодорожников очень сильны династии.

Трудовой стаж — века!

375 лет в общей сложности трудятся на железной дороге представители трудовой династии Оленевых, основателем которой был Иван Тихонович Оленев, работавший слесарем, кочегаром, помощником машиниста паровоза локомотивного депо Узловая с 1896 по 1936 годы. Его сын, Павел Иванович Оленев, был машинистом I класса, почетным железнодорожником, а начинал слесарем, кочегаром. И только потом учился водить поезда. Он прошел войну, имел немало правительственных наград и проработал на железнодорожном транспорте 40 лет, до своего ухода из жизни. В депо Узловая работали его сестра Любовь Ивановна и брат Борис Иванович, погибший 17 декабря 1942 года у деревни Самодуровка Воронежской области. Его имя хранит стела Памяти 1941–1945 гг., установленная железнодорожниками. И вторая сестра Павла Ивановича — Таисия Ивановна (по мужу Рожкова) тоже начинала свой трудовой путь в паровозном депо. А потом железнодорожную эстафету приняли внуки основателя трудовой династии и их жёны. Таковых четверо.

Четвертое поколение Оленевых представляют правнуки. По сей день в должности инженера технологического отдела вагонного ремонтного депо Узловая работают Геннадий Валерьевич Оленев и его супруга Ирина Александровна. Она — техник-расшифровщик локомотивного эксплуатационного депо Новомосковск. Есть у Оленевых и достойное продолжение в пятом поколении железнодорожников. Это дети Геннадия и Ирины Оленевых — Валерий и Артем. Оба закончили Узловской техникум железнодорожного транспорта, сегодня они — помощники машиниста. Удивительная династия!

— И она у нас далеко не единственная,— говорит заместитель председателя профсоюзного комитета Московской железной дороги по Тульскому региону Борис Петрович Парамонов, тоже потомственный железнодорожник, начинавший свой путь в профессию с ученика слесаря в локомотивном депо Узловая.— Например, династия Хозяиновых представлена семью железнодорожниками, общий стаж которых насчитывает 171 год. Её основатель Владимир Яковлевич Хозяинов работал машинистом паровоза и тепловоза локомотивного депо Узловая с 1956 года по 1986 год. Его два сына и их жёны проработали на железной дороге десятки лет. Сергей Владимирович был машинистом-инструктором, очень хорошим наставником молодежи. Почетный железнодорожник, он был награжден знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500 тыс. км».

А сегодня уже его сын Алексей Сергеевич — один из опытнейших наставников. У него высшее специальное образование, и он прошел все ступени наращивания железнодорожного мастерства: помощник машиниста в локомотивном депо Тула, машинист тепловоза, машинист-инструктор, заместитель начальника локомотивного отдела Тульского отделения, ревизор по безопасности движения, главный инженер и начальник локомотивного депо Узловая, главный инженер моторвагонного депо Новомосковск… У него и его супруги Оксаны Александровны, специалиста по работе с персоналом, есть чему поучиться. Алексей и Оксана — многодетные родители. Уверен, что они передадут любовь к профессии своим детям и династия продолжится…

По цепочке

На железной дороге своей трудовой династийностью гордятся, словно королевской кровью. И в основе гордости — большое мастерство, отличная дисциплина, преданность делу, без которого немыслима жизнь специалистов высокого класса. Говоришь с железнодорожниками, а вспоминаешь образы, книжные и киношные, представителей семьи корабелов — Журбиных. Понятно почему — истинный патриотизм как раз определяется ответственным отношением к своей работе, коллективу, предприятию, а не лозунгами и призывами.

25 лет работает старшим осмотрщиком Александр Александрович Кораблин, передовик, наставник, который подготовил немало специалистов, сегодня уже тоже наставников. Сам же опыт перенимал у своего отца Александра Николаевича, старшего осмотрщика, почетного железнодорожника. Сейчас А. Н. Кораблин — на заслуженном отдыхе, но смену себе подготовил профессиональную. По всем статьям — даже в медицине и экономике. Его невестка, жена А. А. Кораблина Светлана Анатольевна — главная медицинская сестра железнодорожной больницы, их дочь в том же лечебном заведении — маркетолог. Вполне вероятно, что и восьмилетний сынишка станет железнодорожником.

— Работа у нас очень ответственная,— говорит А. А. Кораблин.— Контроль за работой подчиненных жесткий, к тому же их нужно грамотно организовать, объяснить задачи по осмотру вагонов, оценке их технического состояния. Это же вопросы безопасности! Мне любовь к профессии передал отец, и я в нее врос, с огромным уважением отношусь к людям, которые хотят и умеют работать. А те, кто не может вписаться в наш ритм, как правило, уходят уже на стадии обучения. Но куда больше остаются — и прикипают к делу навсегда. Как мои ученики Александр Киреев, Борис Зотов, Владимир Харитонов. Кстати, Зотов — уже и сам наставник, причем талантливый, умеющий найти подход к людям…

Десяти ученикам помог получить билет в будущее машинист I класса Андрей Вячеславович Тушин. После окончания Сафоновского училища он начинал помощником машиниста. Примером для него стал родной дядя, почетный железнодорожник В. А. Баулин, который всегда с огромным уважением отзывался о своей работе путейского мастера, о железной дисциплине и сплоченности коллектива, о важности для страны дела, которому служил. Так что выбор трудового пути у Андрея Вячеславовича был осознанным, и он горд тем, что и его ученики, например В. Кобяков, ставший, как и учитель, машинистом I класса, достойны высокого звания — железнодорожник!

— Мы постоянно совершенствуемся в работе, повышаем классность, минимум один раз в пять лет ее подтверждаем. Сдаем экзамен строгой комиссии. Учимся, осваиваем новую технику и современные приемы работы, повышаем квалификацию,— говорит А. Тушин, машинист поезда дальнего следования «Тула — Москва», «Москва — Тула».— Так должно быть и так будет всегда, поскольку у всех железнодорожников нужная людям России очень ответственная и непростая работа.

В канун нашего праздника хочу всем своим коллегам пожелать здоровья, стабильности, профессионализма, благополучия. И удачи! Счастья вам и зеленого света, железнодорожники!


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных