Вера — разная, судьба — общая
27 июля 2018 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: предоставлены Тульским областным краеведческим музеем
У Тульской области — репутация спокойного и благополучного с точки зрения межконфессиональных отношений региона. Историки и краеведы считают, что это не случайность: традиции добрососедского существования, культура общения с людьми иной веры на тульской земле были заложены еще более трех веков назад.
Без конфликтов
В настоящее время в Тульской области зарегистрировано несколько десятков самых разных религиозных объединений. Безусловное большинство людей, живущих в нашем регионе,— конечно, православные. При этом у нас есть старообрядцы, католики, представители разнообразных течений протестантизма (баптисты, евангелисты, адвентисты Седьмого дня и т. д. ), а также мусульмане, иудеи и даже буддисты.
— Посмотрите: с одной стороны проспекта Ленина — Всехсвятский храм, с другой — католический святых апостолов Петра и Павла, совсем рядом, на улице Свободы,— синагога. В пяти минутах от храма Александра Невского — гимназия адвентистов Седьмого дня. И все мирно сосуществуют, никаких проблем. В Туле XIX — XX веков наблюдалась похожая картина: храмы разных конфессий строились недалеко друг от друга, и конфликтов между людьми разной веры никогда не было,— рассказывает сотрудница Тульского областного краеведческого музея искусствовед Ольга Кантинова.
Ольга — тулячка, выпускница кафедры теологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Второе высшее образование получила в Православном
— Моя прабабушка была лютеранкой, в семье также были католики, старообрядцы, православные. Я — православная, это мой осознанный выбор. При этом с уважением отношусь ко всем конфессиям,— признаётся Кантинова.
До революции в Туле, кроме господствующей государственной религии — православия, было представлено несколько христианских конфессий: католицизм, лютеранство (протестантизм), старообрядчество. В католическую общину входили в основном поляки и прибалты, в лютеранскую — немцы и прибалты. В общем инославные граждане. Что же касается старообрядцев, то если в XVIII веке еще существовал так называемый тульский соглас — местное течение в рамках старообрядчества, то к XIX веку он уже практически исчез. А поповцев (приемлющих священство) и беспоповцев оставалось довольно много. Среди тульских старообрядцев были известные оружейники, купцы, выборные старосты, промышленники, простой люд. Поповцы собирались в моленном доме на ул. Георгиевской (сегодня — ул. бр. Жабровых) в двухэтажном здании 1760 года постройки, приобретенном специально для этих целей купцом Д. И. Сушкиным. Любопытно, но именно из старообрядческой семьи Сушкиных происходил схиархимандрит Макарий — первый русский настоятель православного монастыря на Святой горе Афон.
Кроме того, в Туле действовали старообрядческий храм на ул. Демидовской, 37, и моленная на ул. Володарского, построенная в 1914 году. Тульские
Архитектор, врач, самоварщик
— Если говорить о ссорах, то если иногда случались, то между старообрядцами — представителями разных течений. Тем не менее
В 1892 году католики обратились к тульскому губернатору с прошением выделить участок земли для строительства храма, обещая взять на себя все расходы, связанные с его возведением и содержанием. Через год разрешение было получено, и 15 мая 1894 года на перекрёстке улиц Киевской и Мотякинской (ныне пр. Ленина и ул. Льва Толстого) состоялась закладка
Еще одно известное имя: Федор Заф — тлебен. Немец и, предположительно, лютеранин по вероисповеданию, преемник династии самоварщиков Баташёвых, был известным в городе меценатом, директором Тульского Мариинского детского приюта.
Да, православие было государственной религией. Но принадлежность к иной вере не становилась препятствием при назначении на высокие посты. Представители разных конфессий входили в местную элиту, слыли благотворителями и старались работать на благо Тульской губернии.
Немецкая готика в тульском храме
Как искусствоведа Ольгу Кантинову прежде всего интересуют образцы материальной культуры, рассказывающие о той эпохе. В фондах Тульского областного краеведческого музея хранится множество уникальных предметов церковного назначения, свидетельствующих о «близких контактах» и взаимовлиянии разных культур.
Икона «Благовещение» конца XVIII — начала XIX века — исключительно православная по содержанию, но с западной барочной иконографией, в окладе, расшитом стеклярусом и речным жемчугом. Нет сомнения, что образ был написан православным художником для православной семьи.
Готическое блюдо для водосвятия 1643 года из католической церкви под Ригой было
Медные складни, образки, кресты, отлитые на Гуслицкой старообрядческой фабрике и бытовавшие в православных семьях, были чрезвычайно популярны у простых людей. Известно, что наша землячка, первая женщина — исследовательница Арктики Татьяна Прончищева, была похоронена со старообрядческим крестом — он принадлежал ее мужу Василию, а Татьяна носила его в память о покойном супруге…
У каждой из христианских конфессий — свои традиции, свой религиозный опыт, своя эстетика. Да, мы — разные, но живем на одной земле. И во многом судьба у нас общая. В
Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий:
— Межконфессиональное согласие — это очень важно. Важный элемент человеческого религиозного сознания, которым поверяется доброкачественность принадлежности к тому или иному вероисповеданию — нахождение в состоянии внутреннего мира. А мир приходит через то, чтобы принять другого человека — не ощетиниваясь от него, не одергивая. Принять с уважением и в общении друг с другом достигнуть мирного духа и сделать его достоянием среды, в которой мы живем. Каждый человек — особенный, со своими гранями, со своим пониманием, своей индивидуальностью, которую он выявляет и одаряет ею весь мир. Мы должны это беречь, ценить — и тогда получается благо для всех…