Вера — разная, судьба — общая

Назад

27 июля 2018 00:00

 0
Религия

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: предоставлены Тульским областным краеведческим музеем

У Тульской области — репутация спокойного и благополучного с точки зрения межконфессиональных отношений региона. Историки и краеведы считают, что это не случайность: традиции добрососедского существования, культура общения с людьми иной веры на тульской земле были заложены еще более трех веков назад.

Без конфликтов

В настоящее время в Тульской области зарегистрировано несколько десятков самых разных религиозных объединений. Безусловное большинство людей, живущих в нашем регионе,— конечно, православные. При этом у нас есть старообрядцы, католики, представители разнообразных течений протестантизма (баптисты, евангелисты, адвентисты Седьмого дня и т. д. ), а также мусульмане, иудеи и даже буддисты.

— Посмотрите: с одной стороны проспекта Ленина — Всехсвятский храм, с другой — католический святых апостолов Петра и Павла, совсем рядом, на улице Свободы,— синагога. В пяти минутах от храма Александра Невского — гимназия адвентистов Седьмого дня. И все мирно сосуществуют, никаких проблем. В Туле XIX — XX веков наблюдалась похожая картина: храмы разных конфессий строились недалеко друг от друга, и конфликтов между людьми разной веры никогда не было,— рассказывает сотрудница Тульского областного краеведческого музея искусствовед Ольга Кантинова.

Ольга — тулячка, выпускница кафедры теологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Второе высшее образование получила в Православном Свято-Тихоновском университете, где изучала теорию и историю христианского искусства. Исследованием религиозной жизни дореволюционной Тулы, и межконфессиональными отношениями в частности, Ольга занимается много лет, во многом это обусловлено историей ее семьи.

— Моя прабабушка была лютеранкой, в семье также были католики, старообрядцы, православные. Я — православная, это мой осознанный выбор. При этом с уважением отношусь ко всем конфессиям,— признаётся Кантинова.

До революции в Туле, кроме господствующей государственной религии — православия, было представлено несколько христианских конфессий: католицизм, лютеранство (протестантизм), старообрядчество. В католическую общину входили в основном поляки и прибалты, в лютеранскую — немцы и прибалты. В общем инославные граждане. Что же касается старообрядцев, то если в XVIII веке еще существовал так называемый тульский соглас — местное течение в рамках старообрядчества, то к XIX веку он уже практически исчез. А поповцев (приемлющих священство) и беспоповцев оставалось довольно много. Среди тульских старообрядцев были известные оружейники, купцы, выборные старосты, промышленники, простой люд. Поповцы собирались в моленном доме на ул. Георгиевской (сегодня — ул. бр. Жабровых) в двухэтажном здании 1760 года постройки, приобретенном специально для этих целей купцом Д. И. Сушкиным. Любопытно, но именно из старообрядческой семьи Сушкиных происходил схиархимандрит Макарий — первый русский настоятель православного монастыря на Святой горе Афон.

Кроме того, в Туле действовали старообрядческий храм на ул. Демидовской, 37, и моленная на ул. Володарского, построенная в 1914 году. Тульские беспоповцы-раскольники традиционно селились в Чулково. Именно здесь было решено построить храм для увеличивающейся единоверческой общины. Средства на строительство пожертвовали ее члены, в том числе 5000 рублей — купец М. Я. Салищев. 27 мая 1903 года состоялась торжественная церемония закладки храма во имя Иоанна Златоуста — именно в нем сегодня проводят богослужения современные тульские старообрядцы.

Архитектор, врач, самоварщик

— Если говорить о ссорах, то если иногда случались, то между старообрядцами — представителями разных течений. Тем не менее Благовещенско-Покровская церковь в Заречье принадлежала и поповцам, и беспоповцам, помещения были разделены стеной, и в каждом шли богослужения по своему обряду,— продолжает Ольга.— Это здание сохранилось, сейчас в нем размещается «Тулагорсвет», а вот немецкая кирха, построенная недалеко от него, была полностью разрушена. Хорошо, что такая же судьба не постигла католический храм Петра и Павла…

В 1892 году католики обратились к тульскому губернатору с прошением выделить участок земли для строительства храма, обещая взять на себя все расходы, связанные с его возведением и содержанием. Через год разрешение было получено, и 15 мая 1894 года на перекрёстке улиц Киевской и Мотякинской (ныне пр. Ленина и ул. Льва Толстого) состоялась закладка римско-католического храма. Автор проекта, католик Эварист Скавронский, в те годы занимал должность главного архитектора губернии. А синодиком церковного совета католического прихода Тулы был основатель городской больницы и санитарной комиссии, врач Викентий Смидович, отец писателя В. В. Вересаева — кстати, крещенного в православии. Известно, что семья Смидовичей жертвовала как на католический, так и на православные храмы.

Еще одно известное имя: Федор Заф — тлебен. Немец и, предположительно, лютеранин по вероисповеданию, преемник династии самоварщиков Баташёвых, был известным в городе меценатом, директором Тульского Мариинского детского приюта.

Да, православие было государственной религией. Но принадлежность к иной вере не становилась препятствием при назначении на высокие посты. Представители разных конфессий входили в местную элиту, слыли благотворителями и старались работать на благо Тульской губернии.

Немецкая готика в тульском храме

Как искусствоведа Ольгу Кантинову прежде всего интересуют образцы материальной культуры, рассказывающие о той эпохе. В фондах Тульского областного краеведческого музея хранится множество уникальных предметов церковного назначения, свидетельствующих о «близких контактах» и взаимовлиянии разных культур.

Икона «Благовещение» конца XVIII — начала XIX века — исключительно православная по содержанию, но с западной барочной иконографией, в окладе, расшитом стеклярусом и речным жемчугом. Нет сомнения, что образ был написан православным художником для православной семьи.

Готическое блюдо для водосвятия 1643 года из католической церкви под Ригой было кем-то привезено в Тулу и использовалось в православных храмах — также для водосвятия. На дне выгравирована сцена Благовещения. Иконография — традиционная для поздней готики Северных земель: Дева Мария и ангел молятся, преклонив колени.

Медные складни, образки, кресты, отлитые на Гуслицкой старообрядческой фабрике и бытовавшие в православных семьях, были чрезвычайно популярны у простых людей. Известно, что наша землячка, первая женщина — исследовательница Арктики Татьяна Прончищева, была похоронена со старообрядческим крестом — он принадлежал ее мужу Василию, а Татьяна носила его в память о покойном супруге…

У каждой из христианских конфессий — свои традиции, свой религиозный опыт, своя эстетика. Да, мы — разные, но живем на одной земле. И во многом судьба у нас общая. В 1930-е годы под каток репрессий попали все церкви: закрывались и разрушались храмы, гибли в лагерях священники. И духовное возрождение в последние десятилетия мы тоже переживаем вместе.

Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий:

— Межконфессиональное согласие — это очень важно. Важный элемент человеческого религиозного сознания, которым поверяется доброкачественность принадлежности к тому или иному вероисповеданию — нахождение в состоянии внутреннего мира. А мир приходит через то, чтобы принять другого человека — не ощетиниваясь от него, не одергивая. Принять с уважением и в общении друг с другом достигнуть мирного духа и сделать его достоянием среды, в которой мы живем. Каждый человек — особенный, со своими гранями, со своим пониманием, своей индивидуальностью, которую он выявляет и одаряет ею весь мир. Мы должны это беречь, ценить — и тогда получается благо для всех…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных