Суббота 26 сентября

Кто учит учителей

Назад

20 Июля 2018 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

В Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого действует система профессионального сопровождения бывших студентов: опытные специалисты консультируют молодых учителей и помогают им решать проблемы, неизбежно возникающие в первые месяцы работы.

— Профессиональное сопровождение бывших выпускников — важное направление деятельности нашего университета,— подчеркивает ректор ТГПУ им. Л. Н. Толстого, доктор физико-математических наук, профессор Владимир Панин.

— Для нас очень значима обратная связь: мы помогаем молодым специалистам адаптироваться при трудоустройстве, консультируем их — и в то же время совершенствуем учебный процесс. Поддержка профессиональных контактов с выпускниками дает университету мощный импульс к развитию, помогает быть современным вузом, где студенты получают все необходимые знания и компетенции.

ТГПУ им. Л. Н. Толстого «ведет» своих бывших выпускников в течение первого года работы (молодых специалистов особых категорий, например инвалидов — в течение трех лет). Это касается не только тех, кто устроился на работу в школу, детский садик или какое-либо другое образовательное учреждение, но и начинающих сотрудников структур и организаций социальной сферы. Участие в системе сопровождения для выпускников — добровольное, но от поддержки никто не отказывается. Тем более что она касается не только педагогики, но и социальных и юридических вопросов, не последних в жизни молодого специалиста. В настоящее время в Тульской области действует набор льгот и материальных бонусов для учителей, в особенности работающих на селе. Для того чтобы их получить, нужно, по крайней мере, знать об их существовании и грамотно оформить соответствующие документы.

Цена ошибки

— Система сопровождения молодых специалистов в педагогических вузах существовала еще в советские времена. Профессиональное наставничество в любой работе с людьми просто необходимо, слишком велика цена ошибки,— убеждена директор департамента профессиональной ориентации и содействия трудоустройству выпускников ТГПУ им. Л. Н. Толстого Светлана Будникова.— Конечно, в педагогике, в отличие от медицины, речь не идет о жизни и здоровье человека. Тем не менее и в нашей сфере последствия ошибки могут быть серьезными, только дадут знать о себе они не сразу…

Следует отметить, что почти три четверти выпускников педагогического университета устраиваются на работу по специальности. Большинство из них еще за несколько месяцев до окончания знают, где будут работать. Ежегодно в конце марта — в дни весенних школьных каникул — на базе университета проходит Неделя стажера. Каждый факультет готовит свою программу, проводятся методические занятия, мастер-классы, консультации. В этом году в Неделе стажера приняли участие около 80 молодых специалистов.

Проверка на прочность

В вузах студенты прежде всего получают теоретические знания, и какими бы качественными они ни были, реальная жизнь — нечто совершенно другое. В большинстве школ к молодым специалистам прикрепляют наставников — опытных педагогов того же профиля: начальная школа, русский язык, физика и т. д. Но не всегда этого оказывается достаточно.

В ТГПУ им. Л. Н. Толстого регулярно проводится анкетирование среди бывших выпускников для того, чтобы понять, с какими проблемами они сталкиваются, начиная работать. На первом месте — вопросы методики, вчерашним студентам не хватает практического опыта. Кроме того, нередко они испытывают сложности в общении с родителями своих учеников (не все мамы и папы воспринимают молодых педагогов) и со старшими коллегами. Еще одна часто упоминаемая тема: огромный объем документов, которые приходится заполнять. Но все это — не главное. Главная проблема — как выстраивать взаимоотношения с учениками, особенно с детьми сложными, нестандартными…

Молодые учителя сами недавно были учащимися, им психологически сложно переключаться на роль педагога. Когда школьники начинают проверять их на прочность, кто-то теряется, но кому-то интуитивно удается выработать правильную линию поведения. Здесь важно помочь, поддержать молодого учителя.

Так было с выпускником университета, который пришел на работу в сельскую малокомплектную школу. В классе одновременно присутствовали ребята разных возрастов, ими командовал самый старший. Конфликт между школьным хулиганом и молодым учителем вспыхнул с первых дней. Дело дошло до открытых угроз, а однажды «трудный подросток» принес в школу и положил на стол преподавателя отрезанную свиную голову. Учитель не растерялся, и спокойно сказал, что отнесет голову в школьную столовую — пусть повара холодец сварят… А через несколько дней предложил парню принять участие в спортивных соревнованиях: мол, если ты такой крутой, докажи… Школьник успешно выступил на соревнованиях, увлекся спортом и перестал воевать с учителем…

Еще один случай: молоденькой учительнице английского языка — миниатюрной, хрупкой, тихой — поручили вести уроки в старших классах. Она и без того боялась аудитории, а тут — юноши и девушки едва ли не вдвое выше ростом. Учительница каждый раз с ужасом входила в класс, а ученики ею фактически манипулировали. Здесь ошиблась школа: надо было дать возможность выпускнице вуза для начала поработать с учениками средней школы, чтобы она преодолела комплексы и набралась опыта.

Наставники

Не все студенты, заканчивающие вуз, навсегда покидают стены альма-матер. Многие остаются: они занимаются научной деятельностью и сами начинают учить студентов. И молодым коллегам активно помогают опытные преподаватели-наставники.

Алина Дудова в этом году закончила магистратуру факультета иностранных языков, остается работать в вузе, у нее уже есть практика работы со студентами.

— На первых порах я очень нуждалась в профессиональной поддержке: советовалась, какой материал подобрать, просила проверить, правильно ли составила план-конспект занятия, признаётся Алина.— Я благодарна своим наставникам, которые мне помогали и продолжают помогать: декану нашего факультета Дмитрию Александровичу Разоренову, заведующему кафедрой английской филологии Владимиру Николаевичу Андрееву, преподавателю Елене Александровне Уваровой. Знаю, что в любую минуту могу попросить у них совета…

Анастасия Кирилина после окончания бакалавриата по специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» прошла двухгодичную переподготовку по педагогической специальности и одновременно начала преподавать в Центре образования № 6.

— Я мечтала стать учителем математики еще в школе, и теперь мечта сбылась,— говорит Анастасия.— А с прошлого года я еще и классный руководитель. Пройти перепрофелирование мне помогли вузовские преподаватели, а стать хорошим учителем помогают школьные. Мой наставник — учитель математики Любовь Васильевна Переведенцева — прекрасный педагог и очень хороший человек, открытый, добрый, внимательный. В том, что касается классного руководства, я многому научилась у завуча Надежды Владимировны Фроловой. Для нас, молодых специалистов, организуют выездные тренинги и мастер-классы. Это необходимо: учитель сам должен постоянно учиться…


Наши партнеры
Реклама