Воскресенье 20 сентября

Деревянный мир тульского мастера

Назад

26 Января 2018 00:00

 1
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: предоставлены А. Борзовым

Александр Борзов занимается резьбой по дереву почти 40 лет. За эти годы он настолько хорошо изучил удивительно разно-образный, живой и теплый материал, что может сделать из него практически всё.

Начинал гравёром, стал резчиком

У каждой из пород древесины — свои уникальные качества. Липа — мягкая, пластичная. Дуб и ясень — твердые, плотные. У дерева может быть мелкая текстура — и крупный рисунок на срезе. А еще у этого материала невероятно богатая природная цветовая гамма: от светло-соломенного, почти белого — до темно-вишневого и практически черного. Любимая порода дерева Александра Борзова — орех, потому что он имеет очень красивые натуральный оттенок и текстуру, хорошо поддается резке, а потому годится для изготовления самых разных изделий.

Как многие тульские художники, Александр Борзов учился азам мастерства на Тульском оружейном заводе. Он пришел на ТОЗ в 1975 году, начинал гравёром, потом стал совмещать работу гравёра и резчика. И только в 1983 году перешел в цех, выпускавший высокохудожественные подарочные ружья, где стал специализироваться только на резьбе.

— Всем видам техник резьбы по дереву я учился, наблюдая за работой опытных мастеров,— рассказывает Александр.— И я очень благодарен своим наставникам, особенно заслуженному художнику России Ивану Васильевичу Щербино, которого считаю своим главным учителем…

В советские времена, особенно в 1970–80-е годы, резьба и выжигание по дереву были очень модными увлечениями, этим занимались не только юноши, но и девушки. В магазинах можно было приобрести аппарат для выжигания и набор инструментов для резьбы — скромный, не профессиональный, скорее учебный. Но новичкам этого хватало, чтобы изобразить на доске какую-нибудь красивую картинку и подарить самодельное панно другу или родителям. В качестве материала использовались новенькие кухонные разделочные доски — они стоили дешево и были удобны в резке.

— Многие мои друзья увлекались резьбой: мы обменивались эскизами, сами делали инструмент,— вспоминает Александр Петрович.

Борзов показывает одну из своих первых работ — он ее сделал сорок с лишним лет назад, когда служил в армии. Портрет юного Пола Маккартни с гитарой, скопированный с обложки фирменной пластинки, вырезан на фанере, предварительно покрытой темной тушью (технология очень простая и до сих пор распространенная среди любителей). В надпись на английском вкралась ошибка — иностранные языки тогда мало кто знал, а интернета для проверки еще не изобрели. Но эта работа Александру очень дорога — как память…

Свободный художник

Для очень немногих это юношеское увлечение превратилось в профессию. Для Александра Борзова работа с деревом стала главным делом в жизни.

Он всему учился сам: перенимал опыт у известных в Туле мастеров, читал книги и альбомы, регулярно ездил на выставки декоративно-прикладного искусства в Москву. Много работал, чтобы овладеть всеми техниками резьбы по дереву. А их немало: плоскостная резьба, объемная резьба, корнепластика, инкрустация — например, ее тульская разновидность «всечка» — и другие.

В середине 80-х годов, когда появилась возможность работать самостоятельно, Александр уволился с завода, оформил патент и, как говорит он сам, стал свободным художником. Делал всё, что заказывали, и то, что хорошо продавалось: деревянную бижутерию, шахматы, всевозможные шкатулки. В те годы особым спросом пользовались настенные часы, а также предметы религиозного назначения — иконы, складни. Предметы церковной тематики Борзов делал с благословения священнослужителей Тульской епархии.

Авторским художественным холодным оружием Александр Борзов стал заниматься после того, как познакомился с мастерами-оружейниками. Сегодня это — главное направление его деятельности. В 2004 году Борзов вступил в Гильдию мастеров-оружейников России, он регулярно участвует в выставках декоративно-прикладного и оружейного искусства, его работы высоко оценивают специалисты.

Что такое авторское художественное холодное оружие, или АХХО, как называют его профессиональные мастера? Это не просто композиция, частью которой является клинок. Каждая такая работа — целостный художественный образ, произведение искусства, воплощающее некую идею, мысль автора.

Почему звери не боятся охотников

Работы Борзова удивляют многообразием тем и богатством творческой фантазии. Главная тема, конечно,— охота, для АХХО традиционная. Но у Борзова она приобретает особое звучание. В его композициях охота — это не азарт выслеживания дичи, а погружение в атмосферу таинственного и уютного леса. Звери — кабаны, лисы, волки, зайцы — похожи на сказочных персонажей. Кажется, они вовсе не боятся людей, потому что знают, что охотники на самом деле не собираются в них стрелять. А они действительно не собираются — просто любуются этим гармоничным и завораживающим миром природы, частью которого они сами и являются…

Также среди излюбленных тем Борзова — мифы разных стран и эпох, славянские былины и легенды, восточные и африканские мотивы, русская история…

Александр Петрович рассказывает о том, как создаются его работы. Сначала приходит идея, затем она реализуется в эскизах, в том числе — в подробных эскизах клинка, который должен и по форме, и по декору соответствовать общей художественной концепции (клинки для Борзова изготавливают лучшие тульские кузнецы, с которыми он сотрудничает много лет). И только после этого мастер берет в руки резец…

Несколько лет назад Борзов открыл для себя еще одно направление — панно. Некоторые сюжеты, ранее воплощенные в настольных объемных многофигурных композициях, он повторяет в виде рельефов. Получается очень необычно и интересно.

Все работы Борзова отличает исключительное мастерство исполнения. Он настоящий виртуоз. Непосвященному зрителю иногда просто невозможно понять — как это сделано? Каким образом автору удается так точно изобразить фигурки людей и животных, что они, кажется, вот-вот оживут? Как можно сложнейший орнамент, мелкие листочки на дереве, пушистую травку на лугу вырезать вручную из обычной древесины? Александр Петрович охотно делится опытом, он готов подробно объяснять начинающим мастерам тонкости технологии — с тем, чтобы они не повторяли ошибок, которые он сам делал когда-то.

— К сожалению, ни в детстве, ни в юности я не занимался изобразительным искусством, были другие увлечения — в частности, авиа- и судомоделизм. Конечно, отсутствие художественного образования заметно в моих работах, да и мне самому это мешает: не всегда удаётся воплотить то, что задумал,— признаётся Александр.— Но я надеюсь, что этот недостаток компенсируется моей большой любовью к профессии и огромным желанием сделать что-то новое…


Наши партнеры
Реклама