Воскресенье 20 сентября

Конкуренцией — по ценам

Назад

29 Июня 2018 00:00

 4
Экономика

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: соцсети

В мае российские автовладельцы говорили преимущественно об одном — росте цен на топливо. Что неудивительно — в нашем регионе стоимость литра бензина всего за пару месяцев подскочила на четыре — семь рублей в зависимости от заправки. Впрочем, в правительстве Тульской области заявляют, что ситуация уже стабилизировалась, а в скором времени вполне можно ждать перемен к лучшему.

Согласно опубликованным Росстатом сведениям о средних потребительских ценах на бензин и дизельное топливо в субъектах РФ за май нынешнего года, в Туле средний показатель стоимости литра бензина один из самых высоких — 43,47 рубля. Это четвертая позиция среди регионов ЦФО — выше только в Москве, Курской и Воронежской областях. С дизельным топливом дела обстоят лучше: здесь мы с ценником в 43,16 рубля за литр на десятом месте. В целом же по различным видам топлива мы на 7–8 месте в Центральном федеральном округе.

Рассказывая о факторах, повлиявших на такой стремительный рост стоимости моторного топлива, министр промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области Дмитрий Ломовцев открытий, в принципе, не сделал. Как это уже неоднократно подчеркивали представители разных уровней власти и многочисленные эксперты, причина происходящего — процессы на мировом рынке нефтепродуктов, где в мае стоимость барреля нефти достигла максимального показателя за четыре года. Дорожает «черное золото» — дорожают и нефтепродукты. Сказались также отраслевые издержки и рост налогообложения.

Правда, после совещания российского вице-премьера Дмитрия Козака с представителями крупнейших нефтекомпаний была достигнута договоренность о стратегии комплексного тарифного регулирования. Правительство, со своей стороны, пошло на широкий спектр мер стабилизации ситуации — от снижения акцизов на моторное топливо до повышения экспортных пошлин на светлые нефтепродукты. Сейчас, как утверждает Дмитрий Ломовцев, основные участники рынка сбыта моторного топлива региона в рамках политики федерального руководства зафиксировали розницу.

Его слова подтвердил руководитель УФАС России по Тульской области Юрий Елагин, отметив, что ведомство пристально следит за ситуацией с ценообразованием на топливо в области и в ближайшее время начнет собирать ежедневную информацию, плюс подключится к еженедельному мониторингу, который региональное правительство планирует организовать вместе с ОНФ. Пока нарушений законодательства не выявлено.

— Мы проводим детальный анализ товарного рынка топлива и к середине июля будем владеть полной информацией о том, каковы объемы поставки топлива в регион и состав участников рынка,— пояснил руководитель регионального УФАС.— После этого сможем более точно говорить о введении возможных дополнительных мер, которые есть в наших полномочиях, чтобы цена на бензин не росла и чтобы никто не злоупотреблял доминирующим положением. Всё вместе это должно привести к снижению цен на топливо, в первую очередь за счет развития конкуренции. Это единственный актуальный инструмент воздействия на рынок…

Желанную конкуренцию должны обеспечить меры, предпринимаемые правительством Тульской области. По словам Дмитрия Ломовцева, сейчас идут переговоры о вхождении в регион одной из крупных российских компаний.

— Сейчас эта сеть у нас недостаточно представлена, хотя она есть в Московской и Калужской областях,— сказал он.— В настоящий момент корпорация развития региона подбирает земельные участки для размещения заправочных станций на нашей территории…

В правительстве считают, что появление на рынке нового серьезного игрока станет первым и самым серьезным шагом к сдерживанию, а то и снижению цен на моторное топливо. В конце концов, у крупных интегрированных компаний возможностей повлиять на конечную стоимость продукта куда больше, чем у небольших независимых поставщиков. А борьбу за клиента еще никто не отменял.

Еще один способ повлиять на ситуацию — переход на автоматизированные заправки. Снижение расходов на обслуживание закономерно снизит и отпускные цены. По примерным подсчетам, автоматизация АЗС позволит со временем снизить стоимость литра топлива на рубль-полтора.

— Мы бы рекомендовали компаниям, которые в ближайшее время будут строить или модернизировать заправки, внедрение данной технологии,— заметил министр.— В долгосрочной перспективе это позволит занимать более предпочтительные места по ценам на бензин на фоне других субъектов РФ…

Повлиять на ценообразование может и квотирование поставок топлива. Если раньше нефтяные компании ориентировались исключительно на мировой рынок, выбирая наиболее выгодные предложения, то теперь они обязаны поставлять на внутренний рынок не менее 20% произведенного бензина. Это позволит не допустить дефицита топлива и, соответственно, роста цен.

— Мера эта действует уже сейчас,— подчеркнул Дмитрий Ломовцев.— Она, в частности, позволит спокойно подготовиться к предстоящему сбору урожая работникам сельского хозяйства, которые уже закупают топливо на эти цели…


Наши партнеры
Реклама