Итальянская мозаика

Назад

29 июня 2018 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В третий раз в музее-заповеднике В. Д. Поленова проходит Международный летний фестиваль искусств. В этом году он посвящен Италии.

Колыбель искусств

Темой первого фестиваля была Франция, второго — страны Ближнего Востока. «География» фестивалей продиктована самой жизнью Василия Дмитриевича Поленова, маршрутами его творческих поездок.

Италию называют колыбелью новейшего изобразительного искусства, в разные эпохи здесь жили и творили гениальные художники, поэты, композиторы. Но есть в этой стране нечто большее — то, что делает ее саму произведением искусства: изумительные ландшафты, море, солнце, воздух, насыщенный поэзией, музыкой, покоем и радостью жизни.

— Италия была и остается главной страной, воспитывающей художника,— убеждена куратор фестиваля «Образы Италии на берегах Оки», директор Итальянского института культуры в Москве Ольга Страда.— Она помогает формировать восприятие: чувство пропорции, чувство меры, гармонии… Во все времена художники приезжали сюда за этим…

Для всех русских художников Италия была настоящей Меккой, и для В. Д. Поленова, безусловно, тоже. Он хорошо знал культуру этой страны по книгам и полотнам великих мастеров, хранящимся в коллекции Императорского Эрмитажа. Но увидеть Италию своими глазами ему удалось только в 1872 году — в возрасте 28 лет, когда, окончив Академию художеств с Большой золотой медалью, он получил право на пенсионерскую поездку за границу. Рим, Венеция, Флоренция, Неаполь… Поленов путешествует по Италии, изучает неповторимую архитектуру ее городов, любуется шедеврами знаменитых художников. Именно здесь, в Италии, он познакомится с меценатом Саввой Мамонтовым, именно здесь встретит свою первую любовь — Марусю Оболенскую. Любовь трагическую: девушка умерла от кори совсем молодой.

Впоследствии Поленов будет часто приезжать в Италию — она была для него важнейшим источником вдохновения, особенно при работе над картинами с религиозными сюжетами.

Изменчивость и неизменность

Фестиваль, который продлится в течение трех недель, открыла программная выставка «Итальянские впечатления Поленовых».

В экспозицию, разместившуюся в так называемом «фахверковом сарае», включены работы, созданные Василием Дмитриевичем под впечатлением от поездок по родине Ренессанса, итальянские рисунки и акварели его сестры Елены Дмитриевны — к слову, прекрасной и первой профессиональной русской художницы. А также — работы других членов семьи Поленова и предметы из его коллекции. Здесь можно увидеть итальянские этюды коллег и учеников Василия Дмитриевича, пора — зительные по качеству и художественным достоинствам фотографии итальянских городов, приобретенную Поленовым в Италии «Мадонну с младенцем» начала XIV века, кисти неизвестного художника сиенской школы. А еще — три диорамы: «Венеция», «Неаполь» и «Рим», написанные в 1920-х годах Василием Дмитриевичем для крестьянских детей.

— Очень важна камерность, интимность, искренность этой выставки. Творчество — это то, чем жили Поленовы, все они были очень хорошими художниками,— считает поэт, литературовед, филолог, переводчик-итальянист Николай Котрелев.— Поленово — удивительное место, особое. Из бывших дворянских художественных гнезд — тех, что я знаю, здесь самая красивая природа. Я, в частности, сравниваю с усадьбой Тютчева в Мураново — там всё уже утонуло в дачных постройках. А здесь — роскошь нетронутого, но проработанного человеком огромного, возлюбленного пространства. И всё это связано с рекой…

Николай Всеволодович приехал на фестиваль вместе с женой — художницей Татьяной Чудотворцевой. Выставка ее работ открылась в здании Поленовского музея. Эта необычная серия впервые представляется в России. И конечно, история ее создания связана с Италией. Практически все картины написаны на террасах дома Мальковати, друзей Татьяны. Эта старинный дом на Искьи, он стоит на самом берегу Неаполитанского залива: в одну сторону — вид на острова, в другую — на набережную, в третью — на черепичные крыши. А еще с террасы можно увидеть спящий вулкан Эпомео…

— Все пейзажи про одно и то же. Одно и то же, но всегда разное,— говорит Татьяна.— Небо меняет всё: цвет, фактуру одного и того же объекта…

Образы Италии в картинах современной художницы «рифмуются» с живописными итальянскими образами, созданными Поленовым. Завораживающая изменчивость пейзажей, в которых неизменно главное: их фантастическая красота.

Концерты, лекции, кино

Первый день фестиваля, открывшегося в прошедшую субботу, завершился спектаклем «Итальянская мозаика» Московского музыкального театра «Экспромт» — блестящим дивертисментом из фрагментов произведений итальянских композиторов.

На следующий день в Поленово приехала профессор, искусствовед Франческа Боттачин с лекцией о шедеврах из коллекции Ватикана, а вечером в усадьбе прошел концерт камерного ансамбля барочной музыки The Pocket Symphony, посвященный 340-летию Антонио Вивальди.

Завтра, 30 июня, гостей приглашают на лекцию Галины Аксеновой «Итальянская мода в кино» (13.00) и музыкально-поэтическую программу «Набережная неисцелимых» с участием Басинии Шульман и Вениамина Смехова (17.00). В воскресной программе 1 июля — две лекции: Павла Крючкова «Образы Италии в звучащей литературе» и Ирины Захаровой «Познавательная литература для семейного чтения».

Гостей усадьбы ждет множество ярких событий — лекции, концерты, перформансы. Фестиваль завершится 14 июля уличным рок-концертом. В программу также включены показы современных итальянских комедий — легкий «летний» жанр организаторы выбрали намеренно.

«Сегодня мы празднуем Италию»,— объявила директор музея-усадьбы Наталья Поленова, открывая фестиваль. Это действительно праздник — соприкосновение с итальянской культурой, которая всегда была и остается нам, живущим в России, очень близкой.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных