Это важно — понимать, кто ты есть

Назад

22 июня 2018 00:00

 0
Память

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: автора и из архива Г. Саневича

Уважение к захоронениям предков, сохранение памяти об ушедших — в традициях всех народов, религий и конфессий. Тульские исторические кладбища, чудом пережившие драматичный и разрушительный XX век, сегодня возрождают далекие потомки тех, кто на них похоронен. Они возвращают давно забытые имена — и заново открывают интереснейшие страницы истории нашего города.

Для солдат и нижних чинов

Старое еврейское кладбище, расположенное на территории Тульского патронного завода, было закрыто для захоронений в 1969 году — как и все кладбища в СССР, находящиеся в границах городов. В дальнейшем судьбы исторических некрополей сложились по-разному. Немалая их часть оказалась в запустении, некоторые и вовсе были снесены, а на их месте возникли новые постройки.

Еврейское кладбище могла ожидать та же участь: оно постепенно разрушалось, зарастало травой и кустарником, здесь хозяйничали вандалы. Домик, в котором раньше жил сторож, местные жители разобрали на дрова.

Кладбище спас Тульский патронный завод: в 1987 году администрация предприятия приняла решение огородить некрополь железобетонным забором с колючей проволокой. Сегодня нет сомнений, что именно благодаря ТПЗ сохранился этот уникальный памятник культуры и истории.

23 июня 2003 года кладбище было официально включено в список объектов, представляющих историко-культурную ценность, как памятник архитектуры и градостроительства регионального значения — и теперь оно находится под охраной государства.

Немного истории. Первое тульское еврейское кладбище находилось за Всех — святским погостом, но при его расширении в середине XIX века этот участок был практически уничтожен. И тогда по просьбе евреев, служивших при ТОЗе, командир оружейного завода генерал-майор К. К. Стандершельд в 1858 году распорядился выделить место за Чулковской слободой для погребения умерших солдат и нижних чинов иудейского вероисповедания. Вскоре здесь разрешили хоронить всех тульских евреев.

Еврейское население Тулы увеличивалось — и места для погребений уже не хватало. В 1883 году кладбище было расширено по просьбе раввина г. Тулы Меера Зафрена. В 1904 году городская управа рассмотрела еще одно прошение, на этот раз сына Меера, купца первой гильдии и заведующего кладбищем Гилеля Зафрена, и выделила дополнительный участок земли.

— Здесь три тысячи захоронений,— рассказывает Григорий Саневич, председатель Тульского иудейского религиозного общества, силами которого проводится реставрация кладбища.— Это удалось установить по документам: сохранившимся в архивах метрическим книгам до 1918 года, а также по записям о более поздних захоронениях.

Бедных кормила, больных лечила…

Григорий Анатольевич рассказывает, как выглядело кладбище до того, как здесь начались работы. Памятники разбиты, повалены и наполовину зарыты в многолетнем слое земли и перегнившей листвы, кованые ограды и надмогильные шатры полуразрушены… Члены еврейской общины регулярно устраивали воскресники: убирали мусор, палую листву и траву, спиливали деревья, выкорчевывали кусты. С территории вывезли более 100 машин грунта.

Кладбище восстанавливали и продолжают восстанавливать за счет добровольных пожертвований и с помощью волонтеров. Среди них — много молодых людей.

В настоящее время памятники подняты и укреплены, кованые конструкции собраны и сварены из сохранившихся фрагментов — по словам Саневича, это результат титанического труда сварщика, работавшего здесь практически ежедневно. И сегодня каждый, кому удается побывать на старом еврейском кладбище, понимает, насколько высока историко-культурная ценность этого объекта. Захоронения выдержаны в самобытной тульской традиции. Таких ажурных оград и шатров, выкованных лучшими тульскими кузнецами, вы не увидите ни на одном кладбище — ни в Туле, ни в других российских городах.

— «Да будет завязана твоя душа в узле жизни»,— переводит с иврита надпись на могильном камне Григорий Саневич.— Это традиционное завершение всех еврейских эпитафий. Поэтика эпитафий — отдельная наука, и надписи на памятниках нашего кладбища еще предстоит серьезно изучить, этим планируют заняться специалисты из Москвы.

Большинство надписей на памятниках, особенно очень старых,— на иврите. На более поздних можно увидеть надписи на двух языках или только на русском: «Софья Шейнина. Умерла в 1923 году в возрасте 83 лет. Всю жизнь бедных кормила, больных лечила, несчастных утешала»…

Здесь похоронены люди, в свое время много сделавшие для Тулы. Прежде всего — члены семьи Зафренов, известных своей благотворительностью. Есть предки Я. Н. Басина — известного тульского коллекционера самоваров. На дорогом гранитном памятнике высечено: «Гриша Гольденблат. 1889–1913 гг.». По-видимому, это сын Б. О. Гольденблата — адвоката, к услугам которого не раз прибегал Л. Н. Толстой. Как известно, Гольденблат-старший оставил воспоминания о своих встречах с великим писателем.

Работы на кладбище продолжатся: и восстановительные, и исследовательские. Здесь есть чем заняться историкам и искусствоведам. Уже сегодня к еврейскому кладбищу в Туле проявляют интерес специалисты, и не только из нашей страны. Оно действительно уникально для России — потому, что достаточно хорошо сохранилось и представляет собой образец особой, не имеющей аналогов тульской мемориальной традиции. Кстати, многие памятники, особенно те, что выполнены из известняка, во многом похожи на памятники на Всех — святском кладбище. Только они, конечно, без крестов — возможно, их изготавливали в одних и тех же ритуальных конторах.

Наше общее дело

Г. Саневич — врач-маммолог в Тульском областном онкологическом диспансере. Он признаётся, что раньше был далек от краеведения. Но, занимаясь восстановлением некрополя, начал искать документы, обращаться в архивы — и понял, какой огромный пласт истории города хранит старое еврейское кладбище. Работа доктора требует полной самоотдачи, свободного времени практически нет, но Григорий Анатольевич старается использовать каждую возможность для того, чтобы продолжить исследования. Он считает это очень важным: похороненные здесь люди — рабочие-оружейники и врачи, адвокаты и учителя — жили и трудились в Туле, любили свой город и многое делали для его развития и процветания…

— Серьезное отношение к памяти предков — тех, кто жил на этой земле до нас,— основа нашей традиции,— говорит Григорий Саневич.— Это важно для нас, ведь душевная потребность каждого человека — понимать, кто ты есть.

В планах иудейской религиозной общины Тулы — установить на территории кладбища мемориал в память обо всех умерших евреях, чьи могилы неизвестны. Привести в порядок все захоронения, обустроить дорожки, посыпать их гравием. Григорий Саневич не сомневается, что сюда будут приходить и приезжать люди — те, кому интересна история нашего города и судьбы людей, к ней причастных. Кроме того, старое еврейское кладбище может стать объектом этно-конфессионального туризма, который в последнее время активно развивается во всем мире.

Серьезное изучение и восстановление исторических тульских кладбищ, в том числе Всехсвятского и Чулковского, началось в 80-х годах прошлого века. И оно продолжается, потому что до сих пор в городских некрополях остается много заброшенных и неухоженных могил, а состояние территорий всё еще оставляет желать лучшего. Современная Россия не воюет ни с памятниками, ни с памятью.

А благоустройство старых кладбищ — наше общее дело. И дело очень важное: уважая духовную и материальную память о тех, кто жил на этой земле, мы получаем право уважать себя…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных