Никогда такого не было. И вот опять
22 июня 2018 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
В дореволюционной Туле бурно развивался, как сказали бы сегодня, не только крупный, но и средний и малый бизнес. В областном краеведческом музее открылась выставка,
Не только оружие и пряники
С точки зрения деловой активности Тула выгодно отличалась от многих других российских городов. И это объяснимо: здесь было много крупных предприятий, на которых трудились и обучались мастерству несколько поколений горожан, и в
— В представлении большинства людей дореволюционная Тула — это оружие, самовары и пряники. Но только этими брендами тульское предпринимательство не ограничивалось,— рассказывает куратор выставки, заведующий
Сергея Ивановича заинтересовала тема предпринимательства, когда он стал заниматься изучением истории старых тульских домов. Они принадлежали богатым людям, в них открывали магазины, рестораны, ателье, кондитерские. Здания покупались, перестраивались, перепрофилировались, сдавались в аренду. Бизнесы создавались, росли, прогорали… Всё так же, как и сегодня…
Банк, который лопнул
По словам Демидова, в конце XIX века погоду на тульском
Один из самых успешных предпринимателей, происходивший из крестьян — Д. П. Шамин, колбасный фабрикант, его продукция пользовалась большой популярностью у туляков, бизнес процветал. Еще один выходец из крестьян — А. С. Жуков. Родился в Калужской губернии, рано пережил смерть отца, воспитывался вместе с братом и сестрой. Приехал в Тулу, открыл бакалейный магазин на углу сегодняшних улицы Каминского и проспекта Ленина, быстро поднялся, купил три дома в Туле. Бизнес Жукова рухнул, когда «лопнул» Сушкинский банк, где хранили деньги многие тульские предприниматели. Средства банка были растрачены, и он прогорел, разорив своих вкладчиков. Вскрылись махинации, Сушкиных сослали на 6 лет в Сибирь. Удивительно напоминает историю с «Первым экспрессом», случившуюся в Туле сто лет спустя…
Надо отдать должное Жукову: он не сдался, много работал и восстановил бизнес.
— Судьбы тульских предпринимателей складывались
Наблюдение примерное, доставка аккуратная
Предприниматели дореволюционной Тулы работали, что называется, в жесткой конкурентной среде, поэтому были изобретательны по части продвижения своей продукции. В экспозиции представлена фотография симпатичного, стилизованного под сказочный теремок пряничного павильона кондитеров Козлова и Скворцова — он был установлен в Кремлевском саду. Нет сомнения, что дети просто не могли пройти мимо такого павильона, и родители вынуждены были доставать кошельки. Подобного рода приемы работали век назад и продолжают работать сегодня.
К рекламе относились очень серьезно, стремясь максимально выгодно презентовать заведение и оказываемые им услуги. Читаешь рекламные объявления конца XIX — начала XX века — и получаешь настоящее эстетическое удовольствие.
«Московское заведение искусственных, минеральных, натуральных и разнообразных ягодных вод и морса провизора Б. Лунца в Туле… Личное и строгое наблюдение за чистотою и опрятностью в заведении — примерное. Доставка вод и морсов на дом весьма аккуратная. Тула, Киевская ул., дом Арчинникова, телефон: 170». Заведение провизора Лунца — это аптека, тогда «разнообразные воды» изготавливали и продавали именно они. В Туле работало 5–6 аптек, их, как правило, открывали немцы. Самая известная —
— Музыкальные магазины — в Туле их было 4–5 — обычно держали поляки. Там продавались музыкальные инструменты: фортепиано, струнные… — говорит Сергей Демидов.— А грампластинки в Туле появились поздно, только в XX веке. На пластинках специализировался музыкальный магазин Моджевского. Это был магазин сетевой торговли: кроме Тулы, магазины Моджевского работали в Воронеже и Варшаве…
«Сетки» и ТЦ
Сетевые магазины — тоже, оказывается, не изобретение нашего времени. Как и большие
И о благотворительности. Ею занимались практически все предприниматели — несмотря на то, что никаких льгот и преференций от государства Российского и местных властей за благие дела не получали.
— Для предпринимателей того времени это было нормой,— убежден Демидов.— Людей, не занимавшихся благотворительностью или скептически высказывавшихся по этому поводу — например, тульского мехового магната Парфенова,— критиковали, что серьезно отражалось на их репутации…
Среди экспонатов выставки — изданная в Туле листовка «Семь принципов ведения дел в России (1912 г. ). „Уважай власть, будь честен и правдив, уважай право частной собственности, люби и уважай человека, будь верен своему слову, живи по средствам, будь целеустремленным…“ Прошло несколько десятилетий, а принципы актуальны до сих пор. Кстати, о репутации…
Выставка продлится до 5 сентября.