Мы едем, едем… Едем?

Назад

18 мая 2018 00:00

 0
Общество

Автор: беседовала Тамара ГОЛОВИНА

Фото: из архива "Молодого коммунара"

На теме глобального пространственного развития территорий страны и ее регионов Президент России В. В. Путин акцентировал особое внимание в своем послании Федеральному Собранию. От уровня благоустройства городов и сельских территорий, которое включает в себя множество компонентов, в значительной степени зависит качество жизни россиян. Одна из важнейших составляющих в структуре пространственного развития — современная транспортная связь и достойная организация пассажироперевозок…

МОЖНО СКАЗАТЬ, что новые высокие требования к качеству дорог и работе транспорта лежат в основе концепции развития территорий. Впрочем, так было всегда и всюду: без дорог и средств передвижения мир бы стоял на месте. И тем не менее опасность торможения, если не остановки, несмотря на устремленность в будущее планов по пространственному развитию территорий, по мнению основных тульских пассажироперевозчиков, может угрожать нашему региону.

Вот что рассказал корреспонденту «Молодого коммунара» председатель Тульской областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Олег Лесников.

Во-первых, он пояснил, что работа перевозчиков регламентируется Федеральным законом № 220-ФЗ от 13.07.2015 г. «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Регламент закона определяет обязательное заключение контрактов на осуществление пассажирских перевозок на основе открытых конкурсов по ФЗ-44. Победителю конкурса выдается свидетельство об осуществлении перевозок, а на каждое транспортное средство — карты маршрута. Согласно пункту 5 статьи 19 220-ФЗ, срок действия этих документов — 5 лет.

— Пассажироперевозчики, прежде всего крупные, обеспокоены неопределенностью в вопросе заключения контрактов с правительством Тульской области и администрациями муниципалитетов региона в рамках ФЗ-220,— говорит Олег Михайлович.— Основания для тревоги есть. Дело в том, что процессы по подготовке контрактов с четким определением сроков их исполнения и размеров бюджетного финансирования явно затягиваются. Это мешает перспективному планированию предприятиями работы по организации пассажироперевозок в соответствии с современными требованиями и новыми задачами по развитию территорий…

— Но выше вы пояснили, что документы, выдаваемые победителю конкурса, с которым заключается контракт, действуют в течение 5 лет. С момента вступления 220-ФЗ в силу еще и трех лет не прошло. О каких опасениях речь?

— Проблема в том, что правительство Тульской области в 2015 году приняло решение заключать контракты на три года, а не на пять лет. И так как конкурсы проводились в конце 2015 года, то времени на подготовку новых контрактов практически не остается. Есть и еще один нюанс,— поясняет О. Лесников,— в законе говорится о том, что контракт может быть пролонгирован. Но по какому сценарию будет идти процесс на этот раз — неизвестно. И эта неизвестность тревожит пассажироперевозчиков. Транспортные предприятия, их многочисленные коллективы пребывают в неоправданном из-за нерасторопности чиновников неведении о том, как им строить свою работу в ближайшей и среднесрочной перспективе. Пока же, судя хотя бы по ответам из регионального министерства транспорта на мои запросы (как профсоюзный лидер я обязан защищать интересы трудовых коллективов), работа по подготовке аукционов не ведется. Следовательно, нет пока речи и о размерах бюджетного дотирования пассажироперевозок. Считаю такое положение дел недопустимым, поскольку отсутствие понятных перспектив тормозит развитие транспортных предприятий, проведение мероприятий по повышению качества обслуживания пассажиров…

— Но ведь данная ситуация создает неопределенность и для потребителя услуг. Пассажиры прежде всего заинтересованы в безопасном, комфортном, современном транспорте, в высококвалифицированных водителях, в достаточном количестве удобных маршрутов… Получается, по милости нерадивых или некомпетентных чиновников мы все находимся в полном неведении, в чьей «лодке» окажемся… Это создает препятствие транспортному развитию территорий, обозначенному как одно из приоритетных в создании комфортной среды обитания…

— Согласен. Пути не просто обозначены, они ярко прочерчены, в том числе и законодательно. 220-ФЗ, определяя время действия той же карты маршрута, ориентируется прежде всего на оптимальный срок эксплуатации пассажирского транспортного средства. Он, как правило, составляет те же 5 лет. Любой дорожащий своей деловой репутацией пассажироперевозчик заботится об обновлении машинного парка. Но для планирования этой работы он должен четко увязывать программируемые расходы с запросами на свои услуги, тем более если в них есть социальная составляющая. А она имеется у всех крупных пассажироперевозчиков в регионе, например таких, как Тульская транспортная компания, «Тулгорэлектротранс»… Как можно планировать приобретение транспорта, влезать в кредиты, заранее не зная сроков и объемов контракта, условий проведения конкурса…

— И не только это. Не секрет, что немалые затраты идут на подготовку и повышение квалификации кадров, обеспечение мер по охране труда, безопасности пассажиров… Бросать деньги на ветер без заблаговременного определения объема пакета услуг и финансирования их социальной составляющей вряд ли кто рискнет…

— Тем более что нет четких правил игры. Непредсказуемо растет стоимость ГСМ, коммунальных услуг, машин и запчастей к ним… К тому же профессиональный труд требует соответствующей ему оплаты… Не секрет, что общая проблема — дефицит высококвалифицированных кадров, привлечь которые можно в первую очередь достойной зарплатой, солидным социальным пакетом. Всё это увеличивает себестоимость транспортных услуг, а неизвестные составляющие в формуле конкурсных условий мешают поиску решений по их снижению, что порождает проблемы с индексацией затрат. Замкнутый круг.

— Олег Михайлович, выход-то должен быть. Может быть, из-за того, что 220-ФЗ относительно новый, чиновники еще не разобрались с тем, как составлять контракты и определять их стоимость? Может, им профессиональная помощь нужна?

— Мы и специалисты-пассажироперевозчики ее готовы оказать. И оказываем. Министерство транспорта РФ разработало «Методику расчета начальной цены контракта». Я ее лично вместе с проектом типового документа, составленного профессионалами в сфере транспорта, около двух месяцев назад отдал специалистам регионального профильного министерства…

— И? … Есть надежда, что в следующем году у нас будут гарантии пользоваться услугами надежных и вызывающих доверие у туляков перевозчиков? Какие механизмы воздействия на чиновников можно использовать?

— У нашей организации, не сомневайтесь, есть достаточно средств для защиты интересов членов профсоюза. Да и транспортные компании, уверен, в бездействии пребывать не будут, в них работают тысячи человек, им нужна определенность. А жителям области — достойная среда обитания, которая невозможна без транспортных услуг высокого современного уровня. Поэтому для обеспечения комфортных условий пассажирам мы обязаны вести диалог с властью, предостерегая ее от неоправданных проволочек в работе, тормозящих движение вперед.

— То есть все-таки поедем?

— Уверен в этом…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных