Юрий Кублановский: «После Февраля-1917 наш народ не жил так спокойно…»
11 мая 2018 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: Владилена Разгулина и Андрея Звезденкова
В начале XXI века судьба навсегда связала поэта, искусствоведа и публициста Юрия Кублановского с Тульской областью — Наталья Поленова, директор
В интервью «Молодому коммунару» Юрий Михайлович рассказал о своём знакомстве с нашим краем и об отношении к современной Туле, о том, чем он живёт и о чём пишет в 2018 году.
— Когда вы впервые попали в Тульскую область?
— Я родом из Рыбинска, с Верхневолжья. В 1964 году поступил на искусствоведческое отделение МГУ. И хоть много рисовал и любил всей душой изобразительное искусство, уже тогда писал стихи и вместе со своими сверстниками, поэтами Владимиром Алейниковым, Леонидом Губановым и другими, организовал независимое поэтическое объединение СМОГ — «Смелость. Мысль. Образ. Глубина». Однажды мы решили поехать в Тарусу к Паустовскому, просто так, не списываясь, не созваниваясь — наобум. Писатель был за границей, мы, к сожалению, с ним не встретились, но, погуляв по Тарусе, перебрались на лодке на другой берег, в
Я полюбил Оку, эти места, могилу
— А вернувшись на Родину, именно здесь вы в конце концов и обрели свой семейный очаг…
— Это правда. В конце
— А в Тулу когда вы впервые попали?
— Кажется, в 1977 году, возвращаясь из Ясной Поляны. Бедный был город, как и вся советская глубинка. Помню, в магазине «Кулинария» в центре Тулы в витрине лежал шмат теста и больше не было ничего. С досадой я сказал чирикавшим между собой продавщицам: «Чем болтать языком, лучше б взяли и испекли пирожков».— «Мы бы испекли, да вот — наполнителя нету»,— стушевавшись, объяснили они.
Сейчас в России, и в Туле в частности, кажется, постепенно возрождаются городские традиции и культурные нравы. Открываются храмы, монастыри, выходят краеведческие журналы. По разным причинам, которые сейчас не буду анализировать,
— Где вы теперь проводите больше времени: у нас или в столице?
— Примерно поровну: в Поленово и в Москве. Но и никогда не отказываюсь от поездок по России, когда меня зовут на творческие вечера или презентации новых книг. Я стал первым среди политических эмигрантов, вернувшимся на родину в 1990 году, и после этого долгое время вообще не выезжал на Запад. Так что стал свидетелем и криминальной революции, и сложных попыток справиться с нею.
Встречи с соотечественниками в провинции чрезвычайно важны. Они позволяют держать руку на пульсе Отечества. В нашей жизни много изъянов, а впрочем — где же их нет? … Всю цивилизацию лихорадит: теперь я снова стал бывать в Европе и вижу ее вырождение под наплывом беженцев из третьего мира. Россия же, пусть и медленно, но верно идет на поправку. Думаю, что после
— Остаётся ли при такой жизни у людей время на поэзию?
— Разумеется, те феноменальные времена хрущевской оттепели, когда поэты собирали стадионы, канули в Лету. Не зря Ахматова называла тех
Людей с поэтическим слухом вообще немного, может быть, даже меньше, чем со слухом музыкальным. Это раз.
— Но ведь есть и сегодня поэты с огромной аудиторией…
— Это сетевая парапоэзия. Там есть свои дарования и даже таланты, но вряд ли этим авторам хватит долгого дыхания для настоящего творчества. Ведь поэт — это не птичка на ветке, а человек с мировоззрением, требующим постоянного углубления.
— Только что мы отметили День Победы. Что это для вас за праздник? Личный или просто уважительная дань общественным настроениям?
— Это праздник для меня очень личный. Многие мои старшие друзья, у которых я столькому научился и которые сделали мое существование неординарным, были молодыми офицерами во время войны. Я имею в виду и академика Дмитрия Сарабьянова, учившего меня в МГУ понимать отечественное искусство, и писателя Виктора Некрасова, с которым мы сдружились в Париже уже в эмиграции, и Булата Окуджаву, чьи песни сопровождают мою жизнь, ну и, конечно, прежде всего — Александра Солженицына, выдающегося писателя и социального мыслителя. В этом году столетие со дня его рождения. 9 Мая я вспоминаю всех их, как и тех, кого не назвал, кого не знал лично… Мир их праху!